Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников; разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников. Задачи исследования:
Анализ исследований, посвященных роли и особенностям формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся.
Выявление специфических характеристик мотивационной сферы современных старшеклассников при занятиях физической культурой и спортом. Разработка и апробация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом современных старшеклассников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
1.Теоретические основы формирования мотивации в обучении…………………………………………………………………………...6
1.1Педагогические основы проблемы учебной мотивации ……………………6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации в процессе обучения………………..12
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом (характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ………………41
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованных источников………………………………...………....47

Файлы: 1 файл

Курсовая формирование мотивации Word.docx

— 156.29 Кб (Скачать файл)

Психологии давно известны два описанных типа мотивации. Один из них называется - избегание неудач, а другой - мотив достижения успехов. Эти типы мотивации действуют различным образом, в разных направлениях и с разными результатами. Все люди до определенной степени используют оба, но при этом каждый из нас имеет тенденцию отдавать предпочтение какому-то одному из этих направлений. Например, кто-то, кто не может встать со своей постели, пока явственно не представит своего начальника, грозящего уволить его, будет вероятнее всего руководствоваться мотивацией избегания неудач во многих других ситуациях. Выбирая друзей, он скорее сосредоточит внимание на тех людях, которые не будут "напрягать" его. Он не примет решение о смене места работы, пока не поймет, что ему больше не вынести той, на которой он сейчас работает.

На первый взгляд, при сравнении двух типов мотиваций, может казаться, что стратегия достижения успехов более привлекательная. Как показывает практика, оба типа мотивации имеют свои положительные и отрицательные стороны. Например, некоторые люди настолько серьезно настроены на достижение цели, что даже не задумываются о проблемах, которые могут встать на их пути. Подобное мышление характерно для некоторых молодых начинающих предпринимателей. Другая крайность - люди, чья мотивация избегания неудач настолько сильна, что они слишком испуганы, чтобы предпринять какую-нибудь попытку.

Поскольку обе стратегии важны, мы можем использовать их для мотивации других людей. Эти знания особенно пригодятся руководителям. Наблюдая за поведением людей, легко определить, что кого-то в большей степени мобилизуют поощрения и похвалы. В отношении таких людей преуспевающий руководитель будет применять стимулы достижения цели: определять цели и давать поощрения. Для тех же, кто предпочитает стратегию избегания неудач, те же самые премии не будут иметь большого значения.

В заключение упомянем еще об одной сфере применения знаний о двух типах мотивации. Описывая, например, новые цели для коллектива, вы вероятнее всего сразу же получите одобрение тех, у кого преобладает мотивация достижения успехов. Вскоре к разговору подключатся и члены коллектива с мотивацией из бегания неудач, говоря, что из этого ничего не получится, приводя различные доводы почему. Очень важно, чтобы они были выслушаны. И то, что они говорят, сможет показать вам подводные камни ситуации.

Таким образом, разделение мотивации деятельности позволит нам определить стратегию взаимодействия со старшеклассниками на уроках физической культуры и спорта.

 

 

 

 

 

2 Характеристика используемых  методов и методик

2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов

С учётом психологических особенностей старшеклассников, можно предложить, корректировку учебной программы. По основным направлениям: лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры. Что бы повысить уровень развития какого-либо двигательного качества, необходимо выполнять все большие и большие нагрузки, а это требует выдержки и упорства. Психологические трудности - боязнь высоты снаряда, сбоя при выполнении акробатического упражнения. Нужно приучить учащихся к волевым усилиям, что требует принять определенные решения, настроиться эмоционально и практически решить поставленную задачу. Рассмотрим на примере урока по гимнастике.

  1. Вводно-подготовительная часть - построение:
  • пульс;
  • по цвету глаз;
  • по цвету волос.
  1. Разминка (с мячом):
  • «я сильный»;
  • «я здоровый»;
  • «я уверенный»;
  • «я красивый».

Коллективные занятия помогают воспитанию правдивости, приветливости, скромности и др.

  1. Основная часть - задачи связанные с воспитанием морально-волевых

Пожелания и особенности учащихся, а так же преобладание мотивов (достижение, одобрения)

В качестве параметров психических состояний могут использоваться: эмоциональный тон; психический тонус (степень активности отношения к деятельности) и психическое напряжение.

4.) Заключительная часть. Создаём  условия для постепенного перехода  от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями физическими упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствует спокойная ходьба, малоподвижные игры, упражнения на внимание.

  • Релаксация (применение спокойной музыки, дыхательных упражнений).
  • Саморегуляция.
  • Пульс.

Учащиеся, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу.

При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной трудности, а при преодолении мотивации избегания неудачи- задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному.

Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличност- ным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче - внешним факторам (легкости или трудности выполнимой задачи, везению и т. п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи.

Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Снижение мотивации - обычно ощущается нехватка знаний, а также эмоционально- положительной стимуляции деятельности.

Подобные психологические явления чаще всего наблюдаются при выполнении задач средней степени сложности, а не особо трудных.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д.

Учащиеся, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

 

 

 

 

2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом

Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов.

    1. Сравнительный анализ психолого-педагогической и исторической литературы для выявления особенностей мотивации старшеклассников разных поколений.
    2. Проведение диагностического исследования, направленного на изучение особенностей мотивации старшеклассников сегодняшнего времени с помощью описанного ранее пакета методик.
    3. Статистический анализ полученных эмпирических данных и разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культуры и спортом у современных старшеклассников.

На первом этапе эмпирической части нашего исследования мы предприняли попытку сопоставить некоторые мотивы занятий физической культурой и спортом у старшеклассников несколько десятков лет назад (использовались данные А. Ц. Пуни, A. JI. Пилоян и др.) и современных старшеклассников.

Выявляя степень согласованности мотивов у старшеклассников разных поколений с помощью ранговой корреляции Спирмена, мы выявили очень слабую корреляционную связь между этими параметрами (rs = 0, 161), что говорит существенных развитиях в иерархии мотивации исследуемых субъектов. Рассматривая отношение к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни у юношей и девушек старшего школьного возраста при опросе 100 учащихся, мы получили следующие результаты.

1 .Что ты считаешь наиболее  вредным для здоровья?

  • наркотики - 93 %;
  • алкоголь - 40 %;
  • курение - 32,5 - 37 %.

2.Курение вредно для здоровья?

  • полностью согласен с утверждением 57,7 %;
  • частично - 28,5 %;
  • пожалуй, нет - 10,7 %;
  • не согласен - 0,5 %. 3 .Наркотики это
  • 100% смерть-60%;
  • долгая изнурительная болезнь - 25 %;
  • кратковременное удовольствие с плохим концом - 28 %;
  • слишком дорогое удовольствие - 4 %.

4.Все ли твои друзья знают  о вреде табака, алкоголя, наркотиков?

  • да, табака - 64,5 %;
  • да, алкоголя - 62,5 %;
  • да, наркотики - 77,3 %.

5.Считаешь ли ты, что проблема  наркомании требует какого - то  решения?

  • да-71,4%
  • нет - 9 %.

Много бед пережило человечество. Хочется думать, что и эту переживет и ребятам были заданы также вопросы, связанные с работой секций и проведением уроков физической культуры, довольны работой 49 % и 67% .

Так кто - же должен формировать установку на здоровый образ жизни?

  • школа - 31 %
  • общество - 35 %
  • семья - 82 %

Как этому может помочь школа?

  • пропаганда - 24,4 %
  • никак, все зависит от самого человека - 18,2 %

После проведения опроса нами была сформирована случайным образом экспериментальная и контрольная группы в количестве 30 человек (из них 15 юношей и 15 девушек). Средний возраст 15,5 лет. Для обоснования разработанной нами специализированной программы. Экспериментальная группа в течение 3 месяцев (декабрь - февраль) занималась по программе, разработанной нами, а контрольная по обычной программе общеобразовательной школы. После проведения эксперимента проводилась вторичная диагностика, направленная на выявление эффективности предложенной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с современными тенденциями системы образования и социально-экономическими особенностями современного общества, цель физической культуры в школе состоит в том, чтобы содействовать полноценному развитию и укреплению здоровья подрастающего поколения. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основой личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять собственно, двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий не достижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Однако, не смотря на высокую значимость занятий физической культурой на физическое и психологическое развитие учащихся, их социализацию, существует проблема отношения к занятиям физической культурой. Одни учащиеся занимаются с удовольствием, а другие нет. Данную проблему можно объяснить с позиции теории мотивации.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Этим вопросам была посвящена представленная курсовая работа. Подводя итог, можно отметить, что поставленные задачи работы были решены:

  • установлена технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры;
  • выявлено отношение учащихся к урокам физической культуры в школе;
  • определены основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях России.

Разговор о физкультуре и спорте сегодня сводится в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для сооружения спортбазы, для приобретения спортоборудования и спортинвентаря.

Информация о работе Формирование мотивации на занятиях физической культурой у учащихся старших классов