Формирование здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

Содержание работы

Введение
Основы физического здоровья
Закаливание организма
Рациональное питание
Рациональный труд и отдых
Вредные привычки
Личная гигиена
Гигиена полости рта
Гигиена пищеварительной и дыхательной системы
Гигиена органов чувств
Сон
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

формирование здорового образа жизни.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

                                                               Содержание

 

  1. Введение
  2. Основы физического здоровья
  3. Закаливание организма
  4. Рациональное питание
  5. Рациональный труд и отдых
  6. Вредные привычки
  7. Личная гигиена
  1. Гигиена полости рта
  1. Гигиена пищеварительной и дыхательной системы
  2. Гигиена органов чувств
  1. Сон
  1. Заключение
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Введение

 

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ  жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни  общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни  рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так  как они нацелены на решение одной  проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

   Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

   Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

  • питание с малым содержанием жиров животного происхождения;
  • сокращение количества потребляемой соли;
  • сокращение потребления алкогольных напитков;
  • поддержание нормальной массы тела;
  • регулярные физические упражнения;
  • снижение уровня стрессов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

 

Здоровый образ жизни  является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия  в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с  усложнением общественной жизни, увеличением  рисков техногенного, экологического, психологического, политического и  военного характера, провоцирующих  негативные сдвиги в состоянии здоровья.

 

                                                  Основы физического здоровья

Движение является жизненной  необходимостью человека, особенно в  молодом возрасте. Органы и системы  человека при правильно организованных движениях развиваются и укрепляются, при чрезмерной работе ослабевают, а при длительном отсутствии движения - атрофируются. Поэтому очень важно, чтобы движения, особенно в детском  и юношеском возрасте, становились  все более совершенными и способствовали повышению сопротивляемости организма  вредным влияниям окружающей среды.

Недостаток движения - гипокинезия, или гиподинамия - вызывает целый  комплекс изменений в жизнедеятельности  организма. Причины гипокинезии  могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, климатогеографическая). Последствия гипокинезии выражаются в том, что функциональные системы  жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, пищеварение, терморегуляция, выделение, дыхание и др.), работающие на движение, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Снижение уровня функционирования системы  ведет к атрофии или дистрофии  ее тканей с уменьшением функциональных резервов, а снижение двигательной активности человека в целом ведет  к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ и выключает  конечное звено стрессовой реакции - движение, что в свою очередь  ведет к напряжению центральной  нервной системы и переходу в  дистресс.

Гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунной системе  организма и терморегуляции. Особого  внимания заслуживает роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей, терморегуляция которых  осуществляется за счет высокого уровня двигательной активности. Ограничение  последней заставляет в целях  профилактики переохлаждения повышать внешнюю температуру.

Физическое  здоровье - это состояние, при котором у человека отмечается совершенство саморегуляции функций, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к окружающей среде. В укреплении здоровья человека физическому здоровью отведена ведущая роль, оно обеспечивает психическое, нравственное и сексуальное здоровье.

В основе физического здоровья лежат морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом. Выделяют также соматическое здоровье, под которым понимается текущее  состояние органов и систем организма.

Уровень физического здоровья зависит от внутренних и внешних  факторов. К внутренним факторам относят  наследственность, пол, конституция, к  внешним - экологические и социально-экономические  факторы.

К экологическим факторам, оказывающим влияние на организм, относятся энергетические воздействия, физические, химические и биологические  факторы атмосферы, гидросферы и  литосферы, характер биосистем местности  и их ландшафтных сочетаний, сбалансированность и стабильность климатических условий, ритма природных явлений и  др. Особая роль отводится загрязнителям  окружающей среды, против которых организм человека не имеет механизмов нейтрализации.

Социально-экономические  факторы включают условия труда, быта, питания, воспитания, медицинское  обеспечение и т.д.

Физическое обучение и  воспитание основано на тренировке организма. Тренировка - процесс систематического упражнения организма и воздействия  на него с целью непрерывного повышения  функциональных возможностей организма. Тренировка служит основой выработки  двигательного навыка и координации  движения, а также закаливания  организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный  переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма, благоприятные  внешние факторы, а также соблюдение гигиенического режима и постоянный врачебный контроль. Физические тренировки способствуют более быстрому и значительному  развитию ловкости, силы, выносливости, быстроты движений.

Для достижения эффекта необходимо тренироваться через день три  раза в неделю, тренироваться непрерывно не менее 30-40 мин, при тренировке дозировать нагрузку по пульсу 140-170 уд/мин.

                                                    

 

 

 

 

 

 

                                               

                                          Закаливание организма

Закаливание - это система  процедур, направленных на выработку  устойчивости организма к неблагоприятным  метеорологическим условиям. Поскольку  из всех отрицательных факторов природной  среды население нашей страны наиболее часто подвергается переохлаждению и простуде, то адаптация именно к этому воздействию имеет  особенно большое значение.

Закаливание может быть успешным только при правильном выполнении его  основных принципов: систематичности, постепенности и последовательности, учете индивидуальных особенностей организма, разнообразии средств и  форм, сочетании общих и местных  процедур, самоконтроле.

Принцип систематичности  требует регулярного выполнения закаливающих процедур. Для достижения высокой степени закаленности необходимо повторное воздействие того или  иного метеорологического фактора, иначе нельзя добиться желаемого  эффекта. При регулярных процедурах последующие раздражители попадают на следы, оставшиеся от предшествующих, благодаря чему и происходит постепенное  изменение реакции организма  на данное раздражение.

Другое обязательное условие  закаливания - постепенность и последовательность увеличения дозировки сеансов. Только последовательный переход от малых  доз к большим по времени, количеству и форме принимаемых процедур, постепенное усиление того или иного  раздражителя (будь то понижение температуры  воды или иная закаливающая процедура) обеспечивает желаемый результат.

При выборе дозировки и  видов закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности  человека: возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность. Объясняется  это тем, что реакция организма  на закаливающие процедуры у разных людей неодинакова. Дети, например, обладают большей, чем взрослые, чувствительностью  к влияниям внешних факторов. Лица, слабо развитые физически или  недавно перенесшие какое-либо заболевание, также значительно сильнее реагируют  на воздействие метеорологических  факторов по сравнении со здоровыми  людьми, наконец, нельзя не считаться  и с возрастом, Обычно к 40-50 годам (а тем более в более зрелые годы) происходят возрастные изменения  кровеносных сосудов и других систем организма. Поэтому пожилым  людям опасно применять сильнодействующие  закаливающие средства и увлекаться длительными процедурами. Постепенность  нарастания нагрузки должна соответствовать  и тем климатическим условиям, в которых живет и работает человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональное питание

 

Рациональное питание - это  физиологически полноценное питание, которое соответствует энергетическим, пластическим и биохимическим потребностям организма, обеспечивает гомеостаз  и поддерживает функциональную активность органов и систем, сопротивляемость к воздействию неблагоприятных  факторов окружающей среды на оптимальном  уровне в различных условиях его  жизнедеятельности. Установлены законы адекватности, сбалансированности и  безопасности рационального питания.

Закон адекватности питания включает энергетическую, энзиматическую, биоритмологическую и пластическую адекватность.

Энергетическая  адекватность предусматривает соответствие энергетической ценности пищи энерготратам организма. Ее нарушение приводит к отрицательному или положительному энергетическому балансу.

Энзиматическая  адекватность предусматривает соответствие химических компонентов пищи ферментным системам организма, обеспечивающим их полноценную утилизацию. Любой здоровый человек имеет определенный ферментный статус, нарушение которого служит причиной энзимопатий.

Биоритмологическая  адекватность питания подразумевает построение питания с учетом биологических и социальных ритмов, состояния здоровья и климатических условий. В этой связи большое значение для здоровья человека имеет рациональный режим питания. Неправильное распределение пищевого рациона в течение дня приводит к нарушению пищеварения, так как обильная пища, полученная в один прием, усваивается хуже, чем распределенная на большое число приемов.

Пластическая  адекватность питания учитывает, что пища должна содержать в своем составе необходимые для метаболизма белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в оптимальных количествах.

В соответствии с законом сбалансированности питания обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно не только при условии его снабжения адекватными количествами энергии и питательных веществ, но и при соблюдении правильных соотношений пищевых компонентов. Для взрослого трудоспособного населения физиологически наиболее оптимально соотношение белков, жиров и углеводов в пище 1:1, 2:4, 7. Для лучшего усвоения незаменимых аминокислот (триптофана, метионина и лизина) рекомендуется их соотношение 1:3:3. Следует подчеркнуть, что соотношение лизина, глутаминовой и аспарагиновой кислот в продуктах и готовых блюдах может нарушаться в процессе кулинарной обработки.

По закону безопасности питания пищевые продукты должны быть доброкачественными, не содержать возбудителей инфекционных болезней бактериальной, вирусной и паразитарной природы, а также ксенобиотиков (чужеродных веществ).

Пища должна иметь хорошие  органолептические показатели и  вызывать аппетит. Основная задача кулинарной обработки пищи состоит в максимальном сохранении всех содержащихся пищевых веществ, приготовлении пищи легко усвояемой, а также должна обеспечить определенное разнообразие меню.

Пищевой статус человека

 

Оценка рациональности питания  основывается на данных изучения статуса 

питания - определенное состояние  здоровья, которое сложилось под  влиянием предшествующего фактического питания, с учетом генетически детерминированных  особенностей метаболизма питательных  веществ. Различают оптимальный, обычный, избыточный и недостаточный статус питания.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни