Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:03, реферат
В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
Из истории развития гигиены- как науки…………………………………….....5-6
Гигиена студента. Личная гигиена студентов ………………………………..7-10
Гигиена спортивной одежды и обуви………………………………………..11-13
Гигиенические основы физических упражнений. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями…………………………14-16
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания…………………17-19
Заключение……………………………………………………………………..20-21
Список использованной литературы…………………………………………22-23
Теплозащитные свойства одежды зависят прежде всего от теплопроводности тканей, которые, в свою очередь, зависят от пористости, структуры ткани, вида волокон и их переплетения. Большой пористостью обладают меха, шерсть и фланель. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия из лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание теплового баланса с окружающей средой и удаление из пододежного пространства углекислоты, влаги и кожных выделений. При недостаточной вентиляции ухудшаются самочувствие и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают пористые и толстые шерстяные, суконные, трикотажные ткани. Неплохо пропускают воздух изделия из лавсана и хлорина.
Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плотных хлопчатобумажных и льняных тканей, капрона и других синтетических волокон. Ткани, покрытые различными водоупорными материалами, а также прорезиненная одежда пор не имеют и, следовательно, полностью исключают воздухообмен. Такая одежда хорошо защищает от ветра и дождя и должна использоваться лишь в подобных случаях.
Паропроницаемость – способность пропускать водяные пары как изнутри, так и снаружи. Она зависит от толщины и пористости материала и должна обеспечивать сохранение нормального теплообмена и выделение газообразных продуктов жизнедеятельности.
Испаряемость – способность отдавать влагу путем испарения. Шерсть теряет воду медленнее, чем хлопчатобумажная ткань, поэтому и меньше охлаждает тело. Это свойство особенно важно учитывать при спортивных нагрузках в условиях высокой температуры воздуха.
Водоемкость – способность материала задерживать влагу. При намокании одежды увеличивается ее теплопроводность. Теплопроводность смоченных шерстяных тканей возрастает в 1,6–2,2 раза, а хлопчатобумажных в 3-4 раза, поэтому одежда после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает тело.
Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плотное белье почти совсем не пропускает воздуха, а у трикотажа воздухопроницаемость уменьшается всего на 30 %.
Гигроскопичность – свойство тканей адсорбировать
на своей поверхности пары из окружающего
воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно
важно для обеспечения нормального теплообмена.
Высокая гигроскопичность материалов
позволяет поглощать испаряющийся пот
с поверхности кожи во время выполнения
физических упражнений, одновременно
сохраняя на достаточном уровне теплозащитные
свойства. Самой высокой гигроскопичностью
обладают шерстяные ткани. Хорошую гигроскопичность
имеют и трикотажные изделия из натуральных
волокон. Большинство синтетических тканей
(капрон, нейлон и др.) негигроскопичны.
Гибкость тканей зависит от переплетения
и плотности.
Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити полотна нефиксированы и подвижны относительно друг друга. Для спортивных изделий необходим как можно более мягкий и гибкий материал.
В настоящее время в спортивной одежде широко используются ткани из искусственных волокон и синтетических материалов. Синтетические ткани относительно дешевы и обладают рядом ценных свойств: легкостью, прочностью, стойкостью к различным воздействиям. Основными недостатками большинства из них являются низкие гигроскопичность, способность электризоваться и др.
Одежда занимающегося обычно состоит
из майки и трусов, а также хлопчатобумажного
или шерстяного трикотажного костюма.
Во время занятий в зимнее время применяется
спортивная одежда с высокими теплозащитными
и ветрозащитными свойствами. Обычно это
хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм
или свитер с брюками, шапочка. При сильном
ветре сверху надевается ветрозащитная
куртка. Различные виды спортивной одежды
из синтетических тканей рекомендуется
применять лишь для защиты от ветра, дождя,
снега и т.п. Негигиенично пользоваться
спортивной одеждой в повседневной жизни.
Гигиенические основы физических упражнений. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.
Это непрерывность,
преемственность, комплексность, адекватность.
Принцип непрерывности и преемственности
должен соблюдаться на протяжении всей
жизни человека, особенно в детском и юношеском
возрасте, когда происходят бурный рост
и физическое развитие организма. В этот
период отмечается повышенная чувствительность
растущего организма как к недостатку
двигательной активности, так и к ее избыточности.
Если ребенок не выполнил необходимый
объем двигательной активности, в последующие
годы восполнить этот недостаток трудно
и даже невозможно. В развитии человека,
физическом и умственном, есть определенные
критические (сенситивные) периоды, в которые
соответствующая функция развивается
особенно быстро.
Соматотип человека формируется в возрасте
67 лет; быстрота в 810 лет, так как именно
в этом возрасте развиваются морфологические
субстраты нервной и мышечной систем,
обеспечивающие быстроту, координацию
мышечных движений. Общая выносливость
развивается преимущественно в 1014 лет,
что связано в первую очередь с ростом
объема и мышечной массы сердца, увеличением
вентиляционной и диффузной функции легких;
мышечная сила в 1316 лет, когда быстро увеличивается
мышечная масса тела.
Интересные данные получены в последнее
время в наблюдениях за детьми 45-месячного
возраста, которых обучают плаванию. Оказывается,
в грудном и раннем дошкольном возрасте
ребенок обладает значительным потенциалом
физического развития, который прежде
практически не использовался, так как
возможности применения физических упражнений
в этом возрасте очень ограничены. Плавание
оказалось для этого возраста самым эффективным
средством физического воспитания, стимулирующим
развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые
скелет и позвоночник), сердечной, легочной
и нервной систем. Кроме того, плавание
оказывает закаливающее и гигиеническое
действие на кожу. Дети, занимающиеся плаванием
с грудного возраста, к 78 годам лучше физически
развиты. Таким образом, физическое воспитание
должно быть непрерывным и строиться только
на основе учета сенситивных периодов
отдельных функций организма ребенка.
С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстрота, выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия физическими упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправленной двигательной активности даже в относительно короткий период времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательные навыки и умения.
Принцип комплексности. Под комплексностью понимается одновременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.
Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным способностям. Под функциональными возможностями той или иной систем организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни.
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных физических упражнений и процедур, в результате которых в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей. Под функциональными возможностями организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимальной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому этапу возрастного развития свойствен определенный уровень двигательной активности. Границы для каждого индивида устанавливаются в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, условиями жизни и функциональными особенностями.
Для физиолого-гигиенической оценки влияния
физических нагрузок на организм школьников
в процессе физического воспитания используются
различные классификации. Критериями
такого воздействия служат ЧСС, предельное
время физической работы, потребление
кислорода и т.д. При этом можно пользоваться
следующей классификацией нагрузок, включающей
пять зон:
1) зона низкой интенсивности. Работа в
этой зоне может выполняться в течение
длительного времени, поскольку все физиологические
функции организма не испытывают напряжения
(ЧСС не превышает 100-120 уд/мин)- ходьба,
прогулки на велосипеде, лыжах, плавание
в свободном режиме;
2) зона умеренной интенсивности (примерно
50% от максимальной нагрузки) Работа в
этой зоне не способствует развитию общей
выносливости, так как деятельность мышц,
других органов и тканей обеспечивается
преимущественно за счет кислорода (ЧСС
13060 уд/мин) Работа в этой зоне способствует
установлению взаимодействия сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, а также двигательного
аппарата. Предельное время работы детей
78 лет в этой зоне составляет в среднем
1516 мин, к 13 14 годам оно увеличивается примерно
в два раза у девочек и в четыре раза у
мальчиков,
3) зона большой
интенсивности (около 70% от максимальной
нагрузки). Работа в этой зоне
(даже в течение 10 мин) вызывает
наибольшее напряжение
4) зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности (примерно 80% от максимальной нагрузки) соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа мышц, сердца и других органов обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у школьников 11-12 лет в среднем 50 с, а у более старших 1 мин и более. Время выполнения физических упражнений высокой интенсивности (например, прыжков со скакалкой), направленных на развитие скорости и скоростно-силовых качеств, не должно превышать для 1112-летних 15 с, для более старших 2025 с В упражнениях с однократным поднятием груза его величина не должна превышать для школьников 910 лет 50%, 12 13-летних - 70% и 14-15-летних - 90% веса тела. Продолжительность таких однократных упражнений 1020 с;
5) зона максимальной
интенсивности (100%) Соответствует
выполнению физических
Выпускнику
вуза кроме личностных и профессиональных
качеств необходимо иметь крепкое здоровье
и физическую подготовленность. Главную
роль в решении этой задачи играет формирование
у студентов здорового образа жизни.
Одним
из важнейших разделов медицины является
гигиена и санитария. Двуединая наука,
которая изучает влияние условий жизни,
учебы и труда на здоровье людей, предупреждение
заболеваний, обеспечение оптимальных
условий для существования человека, сохранения
его здоровья и продления жизни. Гигиена
происходит от греческого hydienos, что означает
«содействующий здоровью», «приносящий
здоровье» и слово «санитария», от латинского
sanitas, т. е. здоровье. Термины эти не равнозначны:
гигиена дает знания о здоровье; санитария
же занимается практической реализацией
требований гигиены, соблюдением необходимых
правил.
Убедительным свидетельством эффективности союза медицины и физической культуры является создание научной и учебной дисциплины – гигиены физической культуры и спорта, которая изучает влияние различных факторов внешней среды на занимающихся, с включением основных элементов и средств воздействия личной гигиены, закаливания, питания, режима труда и отдыха, использования естественных сил природы.
Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Информация о работе Гигиена студентов на занятиях физической культурой