Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 11:26, реферат

Описание работы

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Содержание работы

1. Введение
2. Гимнастика, ее задачи, средства и методические особенности
3. Возникновение и развитие гимнастики
4. Развитие гимнастики в России
5. Классификация видов гимнастики
5.1. Спортивные виды
5.2. Оздоровительные виды гимнастики
5.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
6. Средства гимнастики
6.1. Строевые упражнения
6.2. Общеразвивающие упражнения
6.3. Прикладные упражнения
6.4. Упражнения гимнастического многоборья
6.5. Акробатические упражнения

Файлы: 1 файл

Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос №28: Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы).

 

Содержание:

1. Введение

2. Гимнастика, ее задачи, средства и методические особенности

3. Возникновение и развитие гимнастики

4. Развитие гимнастики в России

5. Классификация видов гимнастики

5.1. Спортивные виды

5.2. Оздоровительные виды гимнастики

5.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики

6. Средства гимнастики

6.1. Строевые упражнения

6.2. Общеразвивающие упражнения

6.3. Прикладные упражнения

6.4. Упражнения гимнастического многоборья

6.5. Акробатические упражнения

 

          1. Введение.

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Гимнастика является дисциплиной спортивно-педагогической. Она имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся, свою теорию и историю.

Гимнастические упражнения в сочетании с другими средствами обладают возможностью избирательного и разностороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся.

С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи общего гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Это открывает широкие возможности для совершенствования способов применения упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях.

 

2. Гимнастика, ее задачи и методические особенности

 

Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.

На современном этапе гимнастика сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающих широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Она занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах. Спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

1. К оздоровительным задачам  относятся: гармоническое физическое развитие, укрепление здоровья, развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости), развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

2. К образовательным задачам относятся знания, умения и навыки, получаемые занимающимися в процессе выполнения упражнений. Так, например, гимнаст знает название упражнение, технику их выполнения, какие способности улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д. бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

3. К воспитательным задачам: формирование эстетических, волевых, нравственных качеств: коллективизма, дисциплинированности, смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности.

      Методические особенности гимнастики.

Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения. Он реализуется как:

- возможность разложить каждое упражнение на части;

- аналитический характер упражнений, позволяющий избирательно применять их для решения конкретных педагогических и оздоровительных задач;

- в гимнастике существует  бесчисленное множество самых различных по структуре движений, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них можно составлять комплексы для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

- возможность определять  пульсовую стоимость каждого  включенного в урок упражнения  и тем самым планировать физическую нагрузку занятия;

- возможность усложнять  упражнения за счет изменения  исходных положений;

-возможность выполнять  упражнения с музыкальным сопровождением;

- возможность строгой  регламентации и педагогического  процесса.

Методические особенности органически взаимосвязаны и применяются в соответствии с основными задачами, решаемыми гимнастикой.

Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они проводятся.

 

3. Возникновение и развитие гимнастики

 

Гимнастика у древних народов

В глубокой древности, в двигательной деятельности людей находятся истоки гимнастики как средства физического воспитания, не выделенного отдельно от труда, охоты, военной деятельности. Дети подражали родителям, взрослые выполняли упражнения прикладного характера: бег, прыжки, лазание, метания предметов и т.д.

Гимнастика как средство физического развития, укрепления здоровья, военно-прикладной подготовки и лечения была известна еще в глубокой древности. Термин гимнастика появился примерно в V в. до н. э. в Древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, военных и оздоровительных целей. Древние греки считали, что гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства. Другое значение  слова «гимнастика» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую. Древние греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и в военной подготовке воинов, а также в системе подготовки атлетов-олимпийцев.

В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IХ до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Главной направленностью физического воспитания мужчин и женщин – военная подготовка. В Афинах – центре древнегреческой культуры того же времени хорошо развито ремесленное производство, торговля, мореходство, наука, искусство, возникла и практически воплотилась идея воспитания гармонически развитой личности.

Детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спали на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обуви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению препятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощенным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в подавлении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различных препятствий, лазание, перелезание и др.).

       Древний Рим вел захватнические войны и жил за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, безжалостная к другим народам армия. В неё вступали юноши 16-17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. В качестве упражнений применяли бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, шесту, скалам, упражнения на деревянном коне, лестницах и специальных бревнах для обучения штурмовым приемам. В гладиаторских школах гимнастику использовали для развития ловкости, силы и выносливости гладиаторов.

      В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием – Ушу. Каждое из них имела свое наименование.

Первая – солин, или «внешняя» носила ярко выраженную военную направленность. В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц. Отдельные упражнения объединялись в комплексы. 

Вторая форма – тай-дзи – сохранилась до наших дней. Она носит явно выраженный гигиенический характер. В ней хорошо разработана дозировка упражнений по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. Движения рекомендуется выполнять с некоторым расслаблением мышц, и воздействие осуществляется, преимущественно на внутренние органы. Занятия сочетаются с гигиеническими процедурами.

      Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия.  Это учение направлено на развитие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

     В древней  Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учением – йога. Согласно этому учению, человек может познать сущность вещей и самого себя, если пройдет длинный путь – с помощью специальных гимнастических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродетелей» и соответственным образом подготовит свой организм к активной двигательной деятельности.

      Йога — это самобытное явление индийской культуры, религиозно-философское учение. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Философами этот термин понимается по-разному — от мистического единения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему миропониманию единения Человека и создавшей его Природы. Смысл, заложенный в этом термине, подчеркивает полную гармонию физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Йога представляет собой совокупность средств и методов, располагающих огромными возможностями в формировании цельной личности, гармонически сочетающей в себе физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий следующими разновидностями йоги — крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога и др.

Высокая эффективность упражнений йоги объясняется следующими особенностями:

- они естественны, взяты у самой природы в результате длительного наблюдения за поведением всех живых существ;

- каждое упражнение сопровождается определенным типом дыхания: то на задержке после вдоха, то на произвольном дыхании, то на задержке после выдоха, то со сменой ноздрей и т.д.;

   - выполняя то или иное упражнение, необходимо направлять импульсы из коры головного мозга на тот орган или на ту часть тела, на которую воздействует данное упражнение.

     В древнем  Египте гимнастические упражнения служили главным образом для воспитания подрастающего поколения. Особенно популярны были   акробатические упражнения. Известно о существовании школ физического воспитания в Персии. Гимнастические, акробатические упражнения, канатохождение были популярны у народов Закавказья.

      Многие достижения гимнастики тех времен достойны применения  в  современных системах физического воспитания.

Гимнастика в Средневековье

В ранний период Средневековья церковь считала всякую заботу о человеческом теле делом греховным. Уступка была сделана феодалам. Они занимались физическими упражнениями с тем, чтобы воспитать себя как воинов. Основой подготовки была верховая езда, вольтижировка. Боевые приемы изучались на деревянном коне. Для развития силы, выносливости и быстроты применялись гимнастические и акробатические упражнения, поднятие и переноска тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, переползании. Подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.

Гимнастика в эпоху Возрождения.

     Возрождение (Х1У-ХУ в.в.) – это период становления и раннего буржуазного общества. Представители передовой части его были гуманисты. Они считали, что гимнастика должна воздействовать умственному и нравственному развитию учащейся молодежи, служить отдыхом от  умственных занятий и средством восстановления сил. Лютер Мартин (1483-1546), Иероним Меркулиалис (1530-1606) создал классификацию видов гимнастики. В этот период большой популярностью пользовались акробатические упражнения. Приемник Меркуриалиса Арканджело Туккаро (1538-1616) написал первое руководство по акробатике. Для развития теории и методики гимнастики огромное значение имели труды Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он выдвинул важнейшие для физического воспитания  принципы обучения: воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, принцип упражнений (многократное выполнение действий). Джон Локк (1632-1704) предложил  спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями и навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Информация о работе Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы)