Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 11:26, реферат
Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
1. Введение
2. Гимнастика, ее задачи, средства и методические особенности
3. Возникновение и развитие гимнастики
4. Развитие гимнастики в России
5. Классификация видов гимнастики
5.1. Спортивные виды
5.2. Оздоровительные виды гимнастики
5.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
6. Средства гимнастики
6.1. Строевые упражнения
6.2. Общеразвивающие упражнения
6.3. Прикладные упражнения
6.4. Упражнения гимнастического многоборья
6.5. Акробатические упражнения
Классификация по исходным положениям: упражнения, выполняемые из стоек, из седов, из приседов, из положений лежа, из висов и упоров.
В методике проведения ОРУ можно выделить следующие направления: составление комплексов ОРУ, расположение обучаемых, способы подачи информации: что и как надо выполнять, регулировка физической нагрузки, приемы исправления ошибок, правила подачи команд для начала выполнения упражнений, ведения счета и окончания действий.
Для составления
комплексов ОРУ рекомендовано
подбирать и проводить
Примерная схема составления комплекса общеразвивающих упражнений:
Первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки – это упражнения типа потягивания.
Вторым и третьим выполняются простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц – это упражнения для мышц ног (приседания, выпады).
Упражнения для мышц туловища в переднезаднем направлении (наклоны вперед, назад). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем, что очень важно для подготовки организма к предстоящей работе.
Следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц – это упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса.
Упражнения для боковых мышц туловища (наклоны в стороны, повороты, вращения).
Упражнения силового характера должны предшествовать упражнения на растягивание мышц (перед упражнением 7).
Далее в комплекс включаются наиболее интенсивные и сложные упражнения для всех мышечных групп – это комплексные упражнения в положении сидя (лежа) с включением в работу мышц живота, спины.
Прыжки с переходом на ходьбу.
Заметим, что приведённая схема не является догмой и в практике работы, для разминки чаще используются подход, когда движения на повышение подвижности в суставах (основная цель ОРУ) выполняются последовательно сверху вниз или от периферии к центру и др.
Важно другое – в схеме заложены определённые принципы. Следую схеме, как некому шаблону мы соблюдём самый важный принцип – не навреди, даже не имея понятия о других принципах.
Принципы проведения ОРУ
1. Постепенность. Начинать с простых, легких по исполнению упражнений. Этот принцип позволяет постепенно «втягивать» организм в работу
2. Комплексность. Упражнение
необходимо проводить на все
суставы и группы мышц. Этот
принцип подразумевает
3. Разогревание мышц должно
предшествовать их
4. Если длительное время
выполняются интенсивные
Помимо прочего, переход с прыжков на ходьбу позволяет снизить эмоциональное возбуждение занимающихся и сконцентрировать их внимание на последующих действиях.
Информация том, что и как надо выполнить осуществляется путем: а) показа; б) объяснения; в) совмещенным с объяснением показом.
Регулировка физической нагрузки достигается: количеством повторений каждого упражнения, темпом выполнения, амплитудой движений, характером исполнения (плавно, резко, напряженно, расслабленно, продолжительностью, интервалов отдыха).
Исправление ошибок заключается в умении предупредить ее, коррекции в ходе выполнения, прекращений действий.
Каждый урок физического
6.3. Прикладные упражнения
В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелазание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки.
Ходьба – сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках
гимнастики применяются
Бег – более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую систему значительно сильнее, чем при ходьбе.
Применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, назад, в стороны, бег приставными, скрестными шагами, боком, вперед и т.д.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Упражнения в равновесии выполняются на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся все виды стоек от обычной до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различным положением головы, с отрытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое.
К упражнениям в движении относятся все разновидности ходьбы и бега с попутным преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей мяча, на узкой опоре различной высоты, с расхождением при встречном движении.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
- лазание в смешанных висах или упорах
- лазание в простых висах или упорах
- лазание с остановками (завязывание на канате)
- лазание с грузом или партнером на плечах
Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении.
Упражнения
в перелезании и преодолении
препятствий широко
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасыванию и ловле, перебрасывание, жонглирование.
Упражнения
в поднимании и переноске
В качестве упражнений применяются: переноска набивных мячей, матов, гимнастических снарядов, партнеров.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития ловкости, силы, выносливости. Основными упражнениями являются:
- переползание на четвереньках (опора на кисти рук и стопы ног)
- переползание на
- переползание на боку (опора на предплечье, кисть другой руки, голень и стопу другой ноги, развернутой коленом кверху)
- переползание по-пластунски
- переползание с грузом
- переползание с партнером на спине.
Простые прыжки.
К ним относятся прыжки на месте, в длину, в в высоту, с места, в глубину, в «окно» и др. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения поворотов, группировок, сгибания и разгибания в полете. Все приземления выполняются устойчивыми и мягкими с последующей основной стойкой.
6.4. Упражнения гимнастического многоборья
Вольные упражнения. Вольные упражнения представляют собой комбинации гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности – на полу, сцене, поле стадиона и т.п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся, быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.
Вольные упражнения
в целом содействуют развитию
всех двигательных
Упражнения на коне. Упражнения на коне считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. На этом снаряде выполняются упражнения в упоре. Это различные перемахи, круги одной и двумя ногами, скрещения, перемещения из одной части снаряда в другую.
Упражнения на кольцах. Упражнения на кольцах состоят из маховых и статических элементов, подъемов различными способами, соскоков. Этот снаряд эффективно развивает силовые, координационные и другие способности занимающихся. Опорные прыжки. Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложное по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве.
Опорные прыжки выполняются через различные гимнастические снаряды, в основном чрез коня, козла, установленных в ширину и длину. Кроме того, их можно выполнять и не через «нестандартное» оборудование. Снаряды можно комбинировать и выполнять прыжки, как бы преодолевая полосу препятствий. Прыжки могут быть содержанием эстафет. Применение опорных прыжков в уроке эффективно развивает двигательные способности учеников.
Упражнения на брусьях. На брусьях выполняются упражнения, характерные для многих видов гимнастического многоборья. К ним относятся статические, силовые, динамические и маховые упражнения. Они выполняются в упорах и висах, поперек и продольно по отношению к снаряду. Примерами статических упражнений являются: упоры (на руках, на согнутых руках, на прямых руках, углом); стойки (на плечах, на руках); висы (согнувшись, прогнувшись, углом, горизонтальный вис спереди, горизонтальный вис сзади); седы (ноги врозь, на одной жерди.
Динамические упражнения: размахивание в упоре на руках, в упоре на предплечьях, в упоре; подъемы махом вперед и махом назад, разгибом, переворотом; кувырки вперед и назад; соскоки махом вперед, назад, боком, углом с поворотом.
Такое широкое
разнообразие упражнений
Упражнения на перекладине. На перекладине выполняются висы, упоры, подъемы, перевороты, обороты, размахивания, повороты и соскоки. Эти упражнения располагают большими потенциальными возможностями для развития у занимающихся координации движений мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к действию ускорений, ориентировки в пространстве, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. В занятиях со школьниками используются низкая, средняя и высокая перекладины.
Упражнения на брусьях разной высоты. Упражнения на брусьях разной высоты в основном заимствованы из мужской гимнастики. Они представлены различными висами, упорами, седами. На этом снаряде можно выполнять размахивания, подъемы, обороты, перевороты, повороты, а также статические упражнения: равновесия, стойки. Большое разнообразие соскоков делают этот снаряд интересным для обучаемых и являются прекрасным средством разностороннего физического развития.
Упражнения на гимнастическом бревне. Упражнения на бревне по своему содержанию и характеру исполнения близки к вольным упражнениям, но отличаются тем, что все элементы выполняются на повышенной и узкой опоре.
Упражнения на бревне подразделяются на вскоки, передвижения, повороты, прыжки, акробатические упражнения и соскоки.
Формирование красивой осанки, способности тонко чувствовать положение тела в пространстве, улучшение координации – доступны этому виду гимнастического многоборья.
Являются эффективным
средством разностороннего
Информация о работе Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы)