Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 11:26, реферат

Описание работы

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Содержание работы

1. Введение
2. Гимнастика, ее задачи, средства и методические особенности
3. Возникновение и развитие гимнастики
4. Развитие гимнастики в России
5. Классификация видов гимнастики
5.1. Спортивные виды
5.2. Оздоровительные виды гимнастики
5.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
6. Средства гимнастики
6.1. Строевые упражнения
6.2. Общеразвивающие упражнения
6.3. Прикладные упражнения
6.4. Упражнения гимнастического многоборья
6.5. Акробатические упражнения

Файлы: 1 файл

Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Классификация  по исходным положениям:  упражнения, выполняемые из стоек, из седов,  из приседов, из положений лежа, из висов и упоров.

      В методике  проведения ОРУ можно выделить  следующие направления: составление  комплексов ОРУ, расположение обучаемых, способы подачи информации: что и как надо выполнять, регулировка  физической нагрузки, приемы исправления ошибок, правила подачи команд для начала выполнения упражнений, ведения счета и окончания действий.

     Для составления  комплексов ОРУ рекомендовано  подбирать и проводить упражнение  в следующей последовательности.

Примерная схема составления комплекса общеразвивающих упражнений:

Первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки – это упражнения типа потягивания.

Вторым и третьим выполняются простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц – это упражнения для мышц ног (приседания, выпады).

Упражнения для мышц туловища в переднезаднем направлении (наклоны вперед, назад). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем, что очень важно для подготовки организма к предстоящей работе.

Следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц – это упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса.

Упражнения для боковых мышц туловища (наклоны в стороны, повороты, вращения).

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнения на растягивание мышц (перед упражнением 7).

Далее в комплекс включаются наиболее интенсивные и сложные упражнения для всех мышечных групп – это комплексные упражнения в положении сидя (лежа) с включением  в работу мышц живота, спины.

Прыжки с переходом на ходьбу.

Заметим, что приведённая схема не является догмой и в практике работы, для разминки чаще используются подход, когда движения на повышение подвижности в суставах (основная цель ОРУ) выполняются последовательно сверху вниз или от периферии к центру и др.

Важно другое – в схеме заложены определённые принципы. Следую схеме, как некому шаблону мы соблюдём самый важный принцип – не навреди, даже не имея понятия о других принципах.

Принципы проведения ОРУ

1. Постепенность. Начинать с простых, легких по исполнению упражнений. Этот принцип позволяет постепенно «втягивать» организм в работу

2. Комплексность. Упражнение  необходимо проводить на все  суставы и группы мышц. Этот  принцип подразумевает гармоничное  и симметричное развитие мышц тела, исключение однобокого подхода

3. Разогревание мышц должно  предшествовать их растягиванию. Растягивание мышц проводить  после их предварительного разогрева. Подготовленные, тёплые  мышцы лучше  подвержены растягиванию, воздействие  на них менее травмоопасно. Упруго-вязкие свойства тёплых мышц выше, чем у холодных.

4. Если длительное время  выполняются интенсивные упражнения (например, бег, прыжки и др.) нельзя  делать резкой остановки. При  выполнении движений мышцы в  большем объёме снабжаются кровью  – происходит её перераспределение. Но благодаря сокращению мышц они прокачивают её через себя как помпы, помогая сердцу и головной мозг не страдает от нехватки крови (питания). При резкой остановке после интенсивных движений, кровь продолжает в большом объеме поступать к уже не работающим мышцам (помпы остановились), сердце может не справиться с её прокачкой, мозг обедняется питанием и возможна потеря сознания (гравитационный шок).

Помимо прочего, переход с прыжков на ходьбу позволяет снизить эмоциональное возбуждение занимающихся и сконцентрировать их внимание на последующих действиях.

Информация  том, что и как надо выполнить осуществляется путем: а) показа; б) объяснения; в) совмещенным с объяснением показом.

     Регулировка физической нагрузки достигается: количеством повторений каждого упражнения, темпом выполнения, амплитудой движений, характером исполнения (плавно, резко, напряженно, расслабленно, продолжительностью, интервалов отдыха).

     Исправление ошибок заключается в умении предупредить ее, коррекции в ходе выполнения, прекращений действий.

          Каждый урок физического воспитания  в школе насыщен ОРУ. Умелое  их применение – залог успешного  решения поставленных общих и  частных задач.

 

 

 

 

6.3.  Прикладные упражнения

 

     В группу  прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелазание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки.

     Ходьба – сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

     На уроках  гимнастики применяются следующие  виды ходьбы: обычным (походным) и  строевым шагом, на носках, пятках, на внешних и внутренних краях  стопы, в полуприседе, приседе, выпадами, скрестными шагами.

     Бег – более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую систему значительно сильнее, чем при ходьбе.

     Применяются  следующие виды бега: обычный  бег, бег с высоким подниманием  бедра, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, назад, в стороны, бег приставными, скрестными шагами, боком, вперед и т.д.

     Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Упражнения в равновесии выполняются на месте и в движении.

     К упражнениям на месте относятся все виды стоек от обычной до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различным положением головы, с отрытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое.

     К упражнениям в движении относятся все разновидности ходьбы и бега с попутным преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей мяча, на узкой опоре различной высоты, с расхождением при встречном движении.

     Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

     Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:

- лазание в смешанных  висах или упорах

- лазание в простых  висах или упорах

- лазание с остановками (завязывание на канате)

- лазание с грузом или  партнером на плечах

     Лазание выполняется  в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении.

     Упражнения  в перелезании и преодолении  препятствий широко применяются  со всеми возрастными группами, преодолевать препятствия можно  различными способами: прыжками, перелезанием, подлезанием и пролезанием.

      Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету,  подбрасыванию и ловле, перебрасывание, жонглирование.

     Упражнения  в поднимании и переноске груза  выполняются   с различными  предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений  развивают силу, выносливость к  мышечным напряжениям, координацию  движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.

     В качестве  упражнений применяются: переноска  набивных мячей, матов, гимнастических  снарядов, партнеров.

     Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития ловкости, силы, выносливости. Основными упражнениями являются:

- переползание на четвереньках (опора на кисти рук и стопы  ног)

- переползание на получетвереньках (опора на предплечья и колени)

- переползание на боку (опора на предплечье, кисть другой руки, голень и стопу другой ноги, развернутой  коленом кверху)

- переползание по-пластунски

- переползание с грузом

-  переползание с партнером  на спине.

Простые прыжки.

К ним относятся прыжки на месте, в длину, в в высоту, с места, в глубину, в «окно» и др. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения поворотов, группировок, сгибания и разгибания в полете. Все приземления выполняются устойчивыми и мягкими с последующей основной стойкой.

 

6.4. Упражнения гимнастического многоборья

 

Вольные упражнения. Вольные упражнения представляют собой комбинации гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности – на полу, сцене, поле стадиона и т.п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся, быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

     Вольные упражнения  в целом содействуют развитию  всех двигательных способностей.

Упражнения на коне. Упражнения на коне считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. На этом снаряде выполняются упражнения в упоре. Это различные перемахи, круги одной и двумя ногами, скрещения, перемещения из одной части снаряда в другую.

     Упражнения на кольцах.   Упражнения на кольцах состоят из маховых и статических элементов, подъемов различными способами, соскоков. Этот снаряд эффективно развивает силовые, координационные и другие способности занимающихся.     Опорные прыжки. Опорные прыжки входят   в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложное по координации кратковременные движения, требующие большой   концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве.

     Опорные прыжки выполняются через различные гимнастические снаряды, в основном чрез коня, козла, установленных в ширину и длину. Кроме того, их можно выполнять и не через «нестандартное» оборудование. Снаряды можно комбинировать и выполнять прыжки, как бы преодолевая полосу препятствий. Прыжки могут быть содержанием эстафет. Применение опорных прыжков в уроке эффективно развивает двигательные способности учеников.

       Упражнения на брусьях. На брусьях выполняются упражнения, характерные для многих видов гимнастического многоборья. К ним относятся статические, силовые, динамические и маховые упражнения. Они выполняются в упорах и висах, поперек и продольно  по   отношению к снаряду.  Примерами статических упражнений являются: упоры (на руках, на согнутых руках, на прямых руках, углом); стойки (на плечах, на руках); висы (согнувшись, прогнувшись, углом, горизонтальный вис спереди, горизонтальный вис сзади); седы (ноги врозь, на одной жерди.

Динамические упражнения: размахивание в упоре на руках, в упоре на предплечьях, в упоре; подъемы махом вперед и махом назад, разгибом, переворотом; кувырки вперед и назад; соскоки махом вперед, назад, боком, углом  с поворотом.

     Такое широкое  разнообразие упражнений позволяет  решать и очень эффективно  задачу разностороннего физического  развития учеников.

Упражнения на перекладине.     На перекладине выполняются висы, упоры, подъемы, перевороты, обороты, размахивания, повороты и соскоки. Эти упражнения располагают большими потенциальными возможностями для развития у занимающихся координации движений мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к действию ускорений, ориентировки в пространстве, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости.     В занятиях со школьниками используются низкая, средняя и высокая перекладины.

Упражнения на брусьях разной высоты.  Упражнения на брусьях разной высоты в основном заимствованы из мужской гимнастики. Они представлены различными висами, упорами, седами. На этом снаряде можно выполнять размахивания, подъемы, обороты, перевороты, повороты, а также статические упражнения: равновесия, стойки. Большое разнообразие соскоков делают этот снаряд интересным для обучаемых и являются прекрасным средством разностороннего физического развития.

Упражнения на гимнастическом бревне.  Упражнения на бревне по своему содержанию и характеру исполнения близки к вольным упражнениям, но отличаются тем, что все элементы выполняются на повышенной и узкой опоре.

   Упражнения на бревне подразделяются на вскоки, передвижения, повороты, прыжки, акробатические упражнения и соскоки.

      Формирование красивой осанки, способности тонко чувствовать положение тела в пространстве, улучшение координации – доступны этому виду гимнастического многоборья.  

 

      1. . Акробатические упражнения

 

     Являются эффективным  средством разностороннего воздействия  на занимающихся.

Информация о работе Гимнастика, как спортивно-педагогическая дисциплина (задачи, средства, методы)