Гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи общего гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.
В человеческом обществе постоянно стоит проблема научения, заключающаяся в решении вопросов: как быстрее научить; как научить правильному владению субъектом навыка; как повысить эффективность обучения и др. В процессе физического воспитания учителю приходится ежедневно решать проблему научения двигательным действиям.

Файлы: 1 файл

курсовая(1).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.

Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи общего гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.

В человеческом обществе постоянно стоит проблема научения, заключающаяся в решении вопросов: как быстрее научить; как научить правильному владению субъектом навыка; как повысить эффективность обучения и др. В процессе физического воспитания учителю приходится ежедневно решать проблему научения двигательным действиям.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

1) средства и методы  физического воспитания должны  применяться только такие, которые  имеют научное обоснование их  оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки  обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования  всех форм физической культуры  необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Цель нашей работы – рассмотреть особенности усвоения учащимися элементов техники физических упражнений гимнастической направленности в обучении предмету ФК.

Предметом нашей работы является – процесс усвоения техники физических упражнений.

Объектом – использование гимнастических упражнений при обучении ФК.

Задачи нашего исследования:

  1. Рассмотреть предпосылки к обучению упражнениям.
  2. Изучить функции преподавателя в процессе обучения движениям.
  3. Рассмотреть содержательные основы оздоровительной физической культуры.
  4. Изучить методические особенности составления занятий корригирующей гимнастики.

 

 

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

1.1.Предпосылки к обучению упражнениям

 

Обучение – это  целенаправленный и организованный, систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагога. Оно включает в себя два вида деятельности: учение (деятельность ученика при овладении знаниями и умениями) и преподавание (деятельность педагога, направляющая процесс учения). Поэтому процесс обучения предполагает активное участие как педагога, так и обучаемого. Педагогу важно знать, что качество учения обучаемого определяется качеством преподавания [11, с.78].

В силу специфичности  спортивной деятельности складывающиеся в процессе обучения отношения между  спортивным педагогом и занимающимся не должны сводиться к отношению типа «передатчик-приемник». Характерной особенностью является взаимодействие педагога и занимающегося, предполагающее активность педагога. Активность же обучаемого в данном случае минимальна. Такие отношения не будут оптимальными. В этой связи отношения между педагогом и занимающимися должны иметь двусторонний характер, предполагающий высокую осознанную активность со стороны обучаемых. Процесс обучения должен сопровождаться стимуляцией внешней и внутренней активности занимающихся.

Физическая культура характеризуется овладением большим количеством спортивных упражнений от простых, не требующих длительного времени для освоения и высокой психической нагрузки, до сложнокоординированных, предполагающих физическую подготовленность занимающихся, наличие двигательного опыта и длительное время для разучивания. Для успешного овладения упражнениями необходимо создание трех предпосылок.

Физическая подготовленность. Выполнение учеником любого нового упражнения требует развития определенных физических качеств, особенно силы, ловкости, гибкости, быстроты. Поэтому, приступая к разучиванию нового упражнения, педагог должен знать, какие требования предъявляются к физическим качествам обучаемого, и может ли он освоить данное упражнение при его физическом развитии. Недостаточный уровень физической подготовленности может привести к получению травм, неправильной технике выполнения упражнения, появлению неуверенности в овладении упражнением; слишком длительному разучиванию упражнения, непрочно сформированным двигательным навыкам; нежеланию разучивать данное упражнение [11, с.79].

Двигательная, в том  числе координационная готовность. Прочность и скорость разучивания  нового упражнения определяются быстротой  развития ориентировочной основы. При наличии у обучаемого необходимых и достаточных представлений по всем основным опорным точкам формируется прочная ориентировочная основа действия. Двигательные представления развиваются у занимающихся в процессе овладения все новыми и более сложными упражнениями. Особенно это характерно для тех видов спорта, в которых необходимо осваивать большое количество упражнений. Богатый двигательный опыт спортсмена способствует более быстрому созданию ориентировочной основы действия и, следовательно, освоению его. Недостаточная двигательная готовность при разучивании упражнений может привести к тем же последствиям, что и при недостаточной физической готовности [11,с.80].

Психическая готовность, ядром которой является мотивация  учебной деятельности занимающихся. Успешность, обучения двигательному  действию достигается в том случае, когда достижение цели становится доминирующим мотивом учения. В этой связи перед педагогом стоит задача формирования у занимающихся необходимой мотивации учения. В структуру психической готовности к обучению, наряду с мотивационным компонентом, понимаемым как «хочу» и «надо», следует включить и волевой компонент, понимаемый как «могу». Такой компонент психической готовности возникает на базе физической и двигательной готовности [11, с.80].

В качестве предпосылок  успешного обучения двигательным действиям  выступают также знание техники разучиваемого упражнения, оптимальное психическое состояние занимающихся, исключая утомление, их заинтересованность в освоении разучиваемого упражнения, уверенность педагога в том, что данное упражнение под силу его ученикам, создание у занимающихся правильного представления о разучиваемом упражнении, использование тренажеров при обучении.

 

1.2.Функции преподавателя в процессе обучения движениям

 

Общей задачей педагога является управление деятельностью  обучаемых. Управлять их деятельностью это не значит подменять или подавлять их активность. Напротив, основная устремленность педагога, его «сверхзадача» заключается в том, чтобы организовать активную деятельность самих обучаемых, направленную на решение тех или иных задач. Именно деятельность обучаемых должна быть предметом управления со стороны педагога. Своеобразие деятельности преподавателя, который управляет «другой» деятельностью (а именно деятельностью занимающихся), состоит в том, чтобы поставленные педагогом цели в обучении учащиеся приняли за собственные. Педагог не просто пользуется способами достижения целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены занимающимися. Преподаватель не только оценивает результаты деятельности своих учеников, но и формирует у них способность к самооценке при выполнении ими упражнений. Педагог должен поставить ученика в активную позицию человека, усваивающего знания, умения, опыт. В этом вся сложность его работы.

Рассмотрим функции  педагога по созданию условий, необходимых  для включения занимающихся в процесс решения различного рода задач в спортивной деятельности [5, с.144].

1 Управление мотивацией  занимающихся. Главным условием, определяющим внутреннюю активность личности в процессе обучения, является принятие обучаемым целей и задач обучения за собственные, лично для него значимые. Мотивация – это соотнесение целей обучения с потребностями, запросам и интересами личности, а также осознание возможностей их достижения. Мотивация учения находит выражение как в общем отношении занимающихся к физической культуре и спорту, так и в их активности в процессе усвоения знаний и овладения упражнениями.

2 Регулирующая функция.  Педагогу необходимо направлять  процесс овладения спортивными  упражнениями и решения при  этом различного рода задач.  Регуляция этой деятельности имеет два аспекта:

а) информационный – передача занимающимся знаний о технике разучиваемых упражнений, об их значимости в спортивном совершенствовании;

б) организационный –  включение занимающихся в ту или  иную форму учебной деятельности (индивидуальную, групповую, соревновательную).

3 Контролирующая функция.  Процесс овладения спортивными  упражнениями требует систематического контроля и оценки результатов деятельности занимающихся. Важно добиться, чтобы оценка стимулировала их к качественному овладению упражнениями.

4 Анализ складывающихся  ситуаций. На этом этапе педагог  оценивает исходное состояние  знаний занимающихся, их отношение  к обучению, интересы, готовность к усвоению новых упражнений, а также объективные условия обучения (материальная база, тренажеры и др.). Лишь выяснив все элементы ситуации обучения, педагог может адекватно поставить задачи перед занимающимися. Он должен иметь не только собственные преставления об изучаемом упражнении, но и знать, какими представлениями обладает обучаемый. Преподаватель должен встать на точку зрения обучаемого, предвидеть возможные затруднения в его деятельности, понять, как ученик воспринимает определенную ситуацию, объяснить, почему он действует так, а не иначе, и как надо ему действовать.

5 Проектирование учебной деятельности занимающихся. Отбирая и контролируя учебные задания, педагог должен предусмотреть, чтобы они были значимыми и посильными для обучаемых, дифференцировать учебную работу своих учеников в зависимости от уровня их подготовки, а также наметить содержание и форму помощи занимающихся, определить, каким образом организовать дельности учащихся, учитывая их взаимоотношения.

6 Оценка результатов  деятельности занимающихся направлена, прежде всего, на мотивирование  занимающихся в их дальнейших занятиях, вселение в них чувства уверенности в свои силы и свои возможности даже несмотря на неудачи. Оценка должна вносить свой вклад в регуляцию действий занимающихся, раскрывать перед ними причины успехов и неудач при овладении спортивными упражнениями. Итоговый анализ результатов деятельности занимающихся имеет значение и для педагога, поскольку позволяет ему осуществлять глубокую диагностику знаний и умений, отношений и интересов занимающихся, а также вносить коррективы в свою дальнейшую работу.

Итоговый анализ результатов  деятельности занимающихся должен проводиться как в конце каждого занятия. Основным условием осуществления названных функций является контакт и взаимопонимание преподавателя и занимающихся.

 

 

 

1.3. Схема обучения упражнениям

 

К сожалению, освоение упражнений в большинстве случаев осуществляется по методу «проб и ошибок». При  такой методике тратится много времени  на исправление ошибок. Занимающиеся, как правило, стремятся быстрее освоить новое упражнение. Отработка отдельных деталей двигательного навыка не вызывает у них интереса.

Для предотвращения нежелательных  явлений при обучении спортивным упражнениям А.М.Шлеминым и его  учениками рекомендуется программированный метод, включая алгоритмические предписания. Сущность его заключается в следующем:

      • проведение тщательного анализа учебного материала и оформление в логической и методической последовательности актов обучения, которые воплощаются в обучающую программу;
      • повышение самостоятельности обучаемого при овладении упражнениями;
      • высокая эффективность управления процессом учения;
      • овладение сложными двигательными актами при усвоении более простых, сходных по структуре с разучиваемым упражнением;
      • повышение индивидуализации обучения;
      • применение различных вспомогательных средств.

При программированном  методе учебный материал разбивается на элементы, и составляется обучающая программа. Кроме того, рекомендуется специальное обучение умению дифференцировать отдельные компоненты двигательного акта.

Обучающая программа (предписание алгоритмического типа) представляет собой определенные и доступные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого для овладения тем или иным двигательным действием. Предписания предусматривают разделение учебного материала на части (малые учебные задания) и обучение этим частям в строгой последовательности. Овладение последующей серией заданий осуществляется только после овладения предыдущей серией.

Информация о работе Гимнастика