Гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:20, реферат

Описание работы

В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи общего гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.
В человеческом обществе постоянно стоит проблема научения, заключающаяся в решении вопросов: как быстрее научить; как научить правильному владению субъектом навыка; как повысить эффективность обучения и др. В процессе физического воспитания учителю приходится ежедневно решать проблему научения двигательным действиям.

Файлы: 1 файл

курсовая(1).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Обучающая программа  включает в себя серии учебных  заданий, последовательно усложняющихся. Каждая серия заданий направлена на решение определенных задач. Рассмотрим кратко содержание серий заданий при изучении любого спортивного упражнения.

Первая серия заданий  – упражнения для развития физических качеств, необходимых для успешного  выполнения разучиваемого упражнения. Эта серия заданий направлена на создание у обучаемого физической готовности.

Вторая серия заданий  состоит из упражнений для освоения исходных, промежуточных и конечных положений разучиваемого действия. Она направлена на овладение основными опорными точками и создание двигательного представления о разучиваемом упражнении.

Третья серия заданий  – выполнение основных действий, обеспечивающих условия для выполнения изучаемого движения.

Четвертая серия заданий включает действия, связанные с обучением занимающихся умениям оценивать действия третьей серии по следующим характеристикам: силе, времени, положению тела в пространстве. Выполнение действий этой серии способствует более быстрому и качественному формированию двигательных навыков. Количество и степень точности вырабатываемых дифференцировок зависят от структуры и сложности изучаемого упражнения. Выполнение заданий этой серии способствует созданию двигательного представления о выполняемом упражнении.

Пятая серия заданий включает подводящие упражнения или части изучаемого упражнения. Цель этой серии заданий – создание двигательной и психической готовности у обучаемых.

В целом разучиваемое упражнение (шестая серия) выполняется только после  овладения всеми сериями заданий. При обучении некоторым упражнениям отдельные серии заданий могут быть исключены педагогом при условии, что спортсмен владеет данной серией заданий. В случае неправильного выполнения разучиваемого упражнения следует найти причину ошибок и повторить необходимую для этого серию заданий.

Предписания алгоритмического типа представляют собой интегральный метод обучения, объединяющий многие другие методы физического  воспитания и способствующий безошибочному овладению упражнениями.

 

Итак, осуществление индивидуального подхода в учебном процессе предъявляет к преподавателю высокие требования и продвигает учащегося на более высокий уровень деятельности, а педагога - на более высокий уровень профессионального мастерства. В идеале педагог ФК должен уметь оперативно конструировать программу воспитательных воздействий, адресуемых именно конкретному ребенку, и тогда успех будет сопутствовать и ученику и учителю.

.

 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ ФК

2.1. Особенности использования гимнастических упражнений

 

Гимнастика одна из важнейших  дисциплин учебного плана подготовки специалистов по физической культуре и спорту, является своеобразным средством  и в тоже время одним из методов  отечественной системы физического  воспитания [1]. С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи общего гармонического физического развития, так как в ее распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Если в других видах спорта используется относительно узкий круг физических упражнений, то в гимнастике количество упражнений не поддается учету.

Гимнастика не ограничивается лишь практической деятельностью, то есть формированием двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, в процессе ее освоения формируются определенные знания и развиваются логические способности, необходимые в физкультурной практике.

Важнейшим условием при  проведении занятия по гимнастике является не повторение, а преобразование выполненного задания, чтобы проявлялся эффект оперативной памяти. Конструирование общеразвивающих упражнений характеризуется постепенным усложнением заданий, решаемых учащимися.

ОРУ редко применяются  изолированно, поэтому преподаватель  сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы  упражнений. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплекс, нужно точно определить его целевое назначение. Комплекс может быть предназначен: для общей или  специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действия и т.п. При подборе упражнений необходимо учитывать контингент занимающихся, их возраст и уровень подготовленности, включать наиболее эффективные упражнения в физиологически рациональной последовательности. Контроль за качеством выполнения упражнений - важнейшее условие адекватности их воздействия. Нагрузка, получаемая от выполненных упражнений зависит от содержания комплекса. Изменяя количество повторений каждого упражнения, темп выполнения, амплитуду движения, исходные положения у преподавателя имеется возможность регулирования нагрузки [10, с.110].

Составление и выполнение общеразвивающих упражнений - процесс творческий. Продуманное разнообразие упражнений - залог эффективности и разносторонности воздействия на опорно-двигательный аппарат занимающегося.

Таким образом, адаптированную дидактическую информацию, основанную на составлении комплексов, можно рассматривать как педагогический прием, который способствует качественному усвоению материала.

Гимнастика стала сегодня  подлинно народным средством физического воспитания. Гимнастика занимает важное место в учебных программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, в детских и юношеских спортивных школах, школах высшего спортивного мастерства, коллективах физической  культуры и др. Спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой занимаются сотни детей, юношей и девушек.

Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в  летних оздоровительных лагерях  для детей и школьников, домах  отдыха и санаториях.

В последнее время  появились новые виды гимнастики, которые пользуются большой популярностью

Классификация гимнастики (виды и разновидности  гимнастики)

Виды гимнастики

Общеразвивающая

Спортивная

Прикладная

Разновидности видов

1. Основная гимнастика для детей дошкольного возраста

5. Спортивная гимнастика

8. Профессионально-прикладная

2. Основная гимнастика для детей школьного возраста

6. Художественная гимнастика

9. Военно-прикладная

3. Атлетическая гимнастика

7 Спортивная акробатика

10. Ритмическая гимнастика

4. Гигиеническая гимнастика

 

11. Лечебная гимнастика


 

Гимнастика в школьных программах

      • строевые упражнения:
      • общеразвивающие упражнения:
      • упражнения на гимнастических снарядах (стенка, скамейка, лестница и др.);
      • упражнения для формирования правильной осанки;
      • акробатические и специальные:
      • лазание и перелезание;
      • упражнения в висах:
      • ходьба, бег;
      • игры, эстафеты;

В среднем школьном возрасте начинают изучать упражнения на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, опорные прыжки и др.)

Для юношей 9-10 классов  кроме упражнений на снарядах предусматривается переноска тяжестей.

Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).

Американская киноактриса  Джейн Фонда применила основные положения аэробики К.Купера к гимнастическим упражнениям. В результате термин «аэробика» получил новое смысловое содержание - аэробная гимнастика.

В нашей стране наибольшей популярностью пользуются комплексы  танцевального характера, упражнения которых выбираются в соответствии с ритмическими особенностями музыкального сопровождения. Поэтому эта гимнастика называется у нас ритмической.

Комплекс ритмической  гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 мин отводится на подготовительную, 21 мин - на основную и 3 мин - на заключительную часть [3, с.143].

Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание - простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).

Основная часть занятия  обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и др.). Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги.

Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе в среднем 50 с.

Заключительная часть  занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой.

Обязательный элемент  занятий ритмической гимнастикой - музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие. В основной части энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает возможность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся.

 

2.2.Методические особенности составления занятий гимнастикой

 

К методическим особенностям занятия относятся  физиологические и педагогические принципы его проведения.

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач занятие  подразделяется на три части.

Подготовительная  часть занятия длится 10 минут. Здесь  осуществляется подготовка организма  к повышенному уровню физической нагрузки.

С помощью построение, перестроение, упражнения на внимание, упражнения на координацию движений обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. С позиции физиологии мышечной деятельности, во время вводной части занятия происходит врабатывание, т.е. мобилизация вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата.

Вводная часть  занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими активные движения.

Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-6 повторений.

В основной части  занятия, которая длится 20 минут, решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии, как на отдельные части тела, так и на весь организм ребенка. Для их решения включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения (корригирующие, дыхательные, на координацию, на растягивания). На протяжении всей основной части занятия поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем [11, с.118]. 

Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем  – 7-10 повторений.

В завершающей части  занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится занимающейся.

Упражнения  на растяжку, релаксация, приемы массажа, используемые в заключительной части, способствуют ускорению процесса восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения в игровой форме, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Информация о работе Гимнастика