Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить особенности проведения урока физической культуры с применением подвижных игр в среднем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать подвижные игры в системе физического воспитания.
2.Изучить требования к подбору игр и руководству ими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………5
1.1. Общие аспекты физического воспитания школьников……….…….…5
1.2. Классификация уроков по физической культуре………………….….13
1.3.Особенности физической подготовки школьников средней возрастной группы…………………………………………………………………………….…17
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………………….22
2.1. Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы………………………………………………………………….22
2.2. Организация проведения игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………...24
2.3. Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..34

Файлы: 1 файл

курсач физ-ра.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………5

1.1. Общие аспекты физического  воспитания школьников……….…….…5

1.2. Классификация уроков  по физической культуре………………….….13

1.3.Особенности физической подготовки школьников средней возрастной группы…………………………………………………………………………….…17

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………………….22

2.1. Игровые методы в  физическом воспитании школьников  средней возрастной группы………………………………………………………………….22

2.2. Организация проведения  игр с детьми среднего школьного  возраста……………………………………………………………………………...24

2.3. Методика проведения  подвижных игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..34

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Необходимо, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у детей устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Эффективность преобразований постановки физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учетом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приемов.

В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.

Игровая деятельность учащихся - одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Об играх, в том числе и подвижных, написано и сказано довольно много. Поэтому любой педагог хотя бы интуитивно понимает сущность игр и порой проводит их со своими подопечными, руководствуясь теми или иными мотивами. Но случается это обычно редко.

Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка, получением первоначальной адаптации в области общественного поведения, и позволяет решить задачу оптимизации двигательного режима. Применение игровых методик учителями физической культуры, воспитателями, тренерами позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.

Объектом данной курсовой работы являются подвижные игры как средство физического воспитания детей.

Предметом данной курсовой работы является методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста.

Цель данной курсовой работы: изучить особенности проведения урока физической культуры с применением подвижных игр в среднем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Охарактеризовать подвижные игры в системе физического воспитания.

2.Изучить требования к подбору игр и руководству ими.

3.Раскрыть организацию и проведение подвижных игр с детьми среднего школьного возраста.

4.Выявить методику проведения игр на уроках физической культуры в среднем звене.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, общего заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем курсовой работы – 33 листа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

1.1. Общие аспекты физического воспитания школьников

 

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные двигательные способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем двигательным способностям человека. Позднее развить те или иные способности удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирование физических нагрузок, оптимального соотношения умственной и физической деятельности возможно при условии строгого учета возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей, характерных для определенных этапов развития детей.

Процесс развития ребенка подчинен следующим общим закономерностям:

-неравномерность темпов роста и развития;

-гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем организма;

-обусловленность роста и развития половыми особенностями детей;

-биологическая надежность функциональных систем;

-обусловленность процессов роста и развития генетическими средовыми факторами;

-акселерация физического и физиологического развития организма.

Неравномерность темпов роста и развития организма проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды и, прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь, требует активизации двигательной деятельности. В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания 11–14 лет.

На фоне общей неравномерности темпов роста и развития отдельные дети опережают или отстают от своих сверстников. Опережающие (акселераты) встречаются реже, чем «отстающие». Обычно к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень.

Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Они зачисляются в подготовительные группы, группы здоровья. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию.

Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5–2 лет, считается нормой.

Следует различать внутригрупповую акселерацию от эпохальной. Внутригрупповая акселерация представляет собой ускоренное развитие по сравнению с современными детьми, а эпохальная по сравнению со сверстниками прошлых лет.

Наиболее ярко эпохальная акселерация проявляется в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций.

Гетерохронность (неравномерность) хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Основные ее показатели – выносливость, сила, быстрота и ловкость – развиваются в школьном периоде с разной интенсивностью.

Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260 % и наиболее выражен он в первые 2–3 года после пубертатного скачка роста. У девочек мышечная сила достигает своего максимума раньше, чем у мальчиков. Девочки достигают этого уровня к 15, а мальчики только к 18 годам.

Особое значение имеет возрастное развитие выносливости. Наиболее благоприятным периодом для развития выносливости является возраст с 8 до 10 лет, в это время очень высока чувствительность к воздействию малоинтенсивных физических упражнений. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается. При бурном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии силы, и наоборот.

К началу школьного обучения достаточно развиты точность движений ловкость и быстрота; к 13–14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и совершенствуются до 15 лет.

Таким образом, окончательное формирование различных органов и систем организма происходит не одновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13–14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16–17 годам.

Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности заключаются в том, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у их сверстниц. Поэтому уже с 6 лет необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок.

Стабилизация роста у юношей в настоящее время относится к 18–19 годам, а у девушек к 16–17 годам.

Потенциальные возможности биологических функциональных систем очень высоки, поэтому уже в младшем школьном возрасте могут применятся относительно большие нагрузки (что подтверждается опытом спортивной деятельной в таких видах спорта как гимнастика, плавание). Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанный на самосохранение организма в критических ситуациях, использовать значительные нагрузки следует с особой осторожностью, учитывая при этом физическую подготовленность и функциональные возможности организма.

Генетические и средовые факторы оказывают значительное влияние на процессы роста и развития. Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надежность. Однако влияние внешней среды вносит существенные коррективы в данные программы.

Оптимальный режим двигательной активности способствует гармоничному развитию, а недостаточная двигательная активность (гипокенизия) или избыточная (гиперкинезия) оказывают отрицательное воздействие. Колебания между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм.

Норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций и общей продолжительностью двигательного компонента в режиме дня школьника (Приложение 1). 

Недостаток двигательной активности может привести к тому, что у школьника воспитывается противоестественная в его возрасте неподвижность, которая часто удобна родителям и воспитателям, а для ребенка чревата патологическими изменениями в организме.

Гигиенистами установлено, что двигательная активность учащихся в общеобразовательных школах при традиционном двигательном режиме составляет 50–60 % естественной потребности в движениях. Дефицит возникает у половины 6–7 летних школьников, 60 % у 9–12 летних и у 70 % школьников старшего возраста. Два – три урока физической культуры в неделю компенсируют лишь на 10–20 % гигиенической нормы движений.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы:

1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все двигательные способности, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.

Информация о работе Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы