Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить особенности проведения урока физической культуры с применением подвижных игр в среднем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать подвижные игры в системе физического воспитания.
2.Изучить требования к подбору игр и руководству ими.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………5
1.1. Общие аспекты физического воспитания школьников……….…….…5
1.2. Классификация уроков по физической культуре………………….….13
1.3.Особенности физической подготовки школьников средней возрастной группы…………………………………………………………………………….…17
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………………….22
2.1. Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы………………………………………………………………….22
2.2. Организация проведения игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………...24
2.3. Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..34
3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма – функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.
4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания.
Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.
Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.
5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.
Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы построения занятий физическими упражнениями. Они могут проводится в школе, в системе внешкольных учреждений и в семье.
Формы занятий физическими упражнениями в школе:
1. Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:
а)является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б)проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;
в)осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г)содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 – 45 мин каждый.
Также немаловажную роль играют физкультурно-оздоровительные мероприятия. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности учащихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий:
-Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7 – 9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6 – 7 мин (в младших классах – не более 5 – 6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2 – 3 недели, т.е. 2 – 3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
-Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4 – 6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 – 2 мин.
-Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что физическое воспитание школьников является важной и неотъемлемой части общего развития ребенка, так как влияет на его жизнедеятельность в целом.
1.2. Классификация уроков по физической культуре
Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и форм занятий физическими упражнениями, в частности уроков. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуры очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию уроков.
В системе физического воспитания все урочные занятия подразделяются прежде всего в соответствии с общей направленностью процесса физического воспитания на пять основных типов — уроки общего физического воспитания (в школе они называются уроками физической культуры), спортивной тренировки, прикладной физической подготовки, лечебные и методические.
Уроки общего физического воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.
Уроки спортивной тренировки являются основной формой специализированного физического воспитания и подготовки к участию в соревнованиях спортсменов всех разрядов. Конкретное содержание спортивно-тренировочных уроков, в зависимости от особенностей вида спорта, весьма специфично. Но вместе с тем всех их объединяет общность самих видов подготовки (технической, тактической и т. д.), а также последовательно нарастающая напряженность тренировочных нагрузок, вплоть до максимальных.
Уроки прикладной физической подготовки (профессионально-прикладной, военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным. Их специфика определяется видом, конкретным содержанием и характером профессиональной или военной деятельности, к которой должны быть подготовлены занимающиеся. В отличие от спортивно-тренировочных занятий в уроках прикладной физической подготовки напряженность нагрузки предопределяется требованиями данной деятельности и поэтому далеко не всегда нарастает до максимальных величин.
Лечебные уроки служат восстановлению нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Эти уроки имеют место в медицинской практике. Они отличаются весьма специфическим содержанием, обусловленным характером нарушений и течением восстановительных процессов, а также тесной связью с другими средствами лечения. Вместе с тем в лечебных уроках решаются и некоторые общие задачи физического воспитания. Для проведения этих уроков требуются специальная подготовка и постоянный контакт с лечащим врачом.
Методические уроки служат целям обучения методике разработки и проведения уроков физического воспитания. Они имеют место в физкультурных учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах преподавателей, тренеров и инструкторов. Методические уроки могут проводиться как с группами самих студентов, преподавателей, так и в порядке демонстрации уроков с учащимися школ, вузов или занимающихся в коллективах физической культуры и другое.
Вторым характерным признаком, лежащим в основе классификации уроков физического воспитания, является предмет занятий. Так, уроки общего физического воспитания в школе подразделяются на уроки основной гимнастики, легкоатлетической подготовки, лыжной подготовки, игровые и другое; выделяются также уроки с более узким предметом занятий (например, уроки баскетбольной подготовки) или, наоборот, комплексные уроки, в содержании которых входят и элементы гимнастики, и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная игра и т. п. В спортивной тренировке это будут: уроки спортивной гимнастики, бокса, легкой атлетики или (чаще и более узко) — уроки тренировки прыгуна, метателя и т. п. В уроках прикладной подготовки деление по предмету занятий обобщенно обозначается названием рода профессии или воинской специальности, например уроки физической подготовки пожарников, работников экспедиций и т. п.; в лечебных уроках — названием заболевания.
В пределах предметной классификации уроки подразделяются по ведущим общим задачам физического воспитания на уроки с образовательной направленностью, уроки с гигиенической направленностью, уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью, а также комбинированные уроки, в которых в разных сочетаниях представленных два или все три направлении. В спортивной тренировке такое подразделение уроков принято обозначать другими терминами: учебно-тренировочные (для технической, тактичной или технико-тактичной подготовки), тренировочные (для физической подготовки, направленной специально на воспитание двигательных качеств) и комбинированные.
Внутри каждой такой группы уроки могут быть классифицированы по более частному признаку. Так, уроки с образовательной направленностью классифицируются в зависимости от акцентирования учебных задач, т.е. по основным дидактическим задачам занятий (аналогично тому, как это принято в общей педагогике). В этой связи выделяют следующие разновидности уроков: вводный, изучение нового материала, совершенствование и закрепления изученного, контрольные (учетные), а также «смешанные» уроки, в которых в разных сочетаниях решается несколько дидактических задач. Такое подразделение уроков образовательного характера имеет особенно важное значение, так как каждая из перечисленных разновидностей требует не только своего особого размещения учебного материала, но и специфической организации действий педагога и занимающихся.
Уроки с гигиенической направленностью имеют две основные разновидности: формирующие (развивающие) уроки и уроки активного отдыха (рекреативные). Ведущими задачами первых является направленное развитие форм и функций организма, его укрепление, создание надежной основы здоровья и работоспособности. Вторые, практикуемые значительно реже, должны служить восстановлению сил и работоспособности. Для них характерны элементы развлечения и относительно умеренные нагрузки, вызывающие чувство облегчения после испытанных ранние больших напряжений.
Уроки с воспитательной (по преимуществу) направленностью характеризуются установкой на воспитание двигательных (физических) качеств, или специально организованное решение задач нравственного или эстетического воспитания.
Из всего вышеизложенного следует, что правильный выбор вида и типа урока позволят добиться наивысших результатов в области физического развития школьника.
1.3. Особенности физической подготовки школьников средней возрастной группы
Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.
Информация о работе Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы