Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить особенности проведения урока физической культуры с применением подвижных игр в среднем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1.Охарактеризовать подвижные игры в системе физического воспитания.
2.Изучить требования к подбору игр и руководству ими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………5
1.1. Общие аспекты физического воспитания школьников……….…….…5
1.2. Классификация уроков по физической культуре………………….….13
1.3.Особенности физической подготовки школьников средней возрастной группы…………………………………………………………………………….…17
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ…………………………………………………………………………….22
2.1. Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы………………………………………………………………….22
2.2. Организация проведения игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………...24
2.3. Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..34

Файлы: 1 файл

курсач физ-ра.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.  Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с обучением.  Задача учителя– поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и   помочь ему в этом.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского   к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней.   Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.

 

 

2.3. Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста

 

Методика проведения подвижной игры детей среднего школьного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Методика проведения подвижных игр состоит из следующих компонентов: подбор и планировании игр, создание интереса и игре, проведение игры и руководство ею, окончание игры и подведение итогов.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию при объяснении игры учитель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбираются дети равные по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными. Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. Он делает это эмоционально, образно.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения.

Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.

Значительное внимание он уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их исполнению. Интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три – лови!»; «Раз – два – три – лови» и т.д.

Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и другое, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Методика проведения подвижной игры детей направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Антропова, М.В. Образование и здоровье школьников: методические рекомендации для работников системы. – М., 2008.–132 с

2.Безруких, М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников. – М., 2010. – № 5. – С. 5-18.

3.Белова, И.А. Подвижные игры. – М., 2007. – № 17. – С. 29-35.

4.Былеев, Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для института физизической культуры. – М., 2011. – 173 с.

5.Виноградов, П.А., Душанин, А.П.,  Жолдак, В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. – М., 2012. – 281 с.

6.Выдрин, В.М. Теория физической культуры: Учебное пособие. – Л., 2011. – 314 с.

7.Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2013. – 160 с.

8.Коротков, И.М. Подвижные игры в школе. – М., 2012. – 185 с.

9.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет– 3-е изд. – СПб.: Лань, 2013. – 416 с.

10.Моченов, В.П. Физическая культура и спорт в профилактике здоровья– М., 2011, № 2. – С. 5-9.

11.Орлов, Е.А. Методика проведения подвижных игр – М., 2012. – № 10. – С. 14-19.

12.Пряжников, Н.С. Искусство быть здоровым. Сборник. – М., Физкультура и спорт, 2010. – 360 с.

13.Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие – М., 2013. – 224 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игровые методы в физическом воспитании школьников средней возрастной группы