Использование физкультурных минуток на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Учителя используют различные средства, методы и приёмы.

Содержание работы

Введение
1.Роль физкультурных минуток на уроке
2. Основные требования при составлении комплекса физкультурных минуток
3. Методика использования физкультурных минуток на уроках
4. Комплексы физкультурных минуток
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЯКУШЕВОЙ.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Физическая  культура»

 

Тема: «Использование физкультурных минуток

на уроках»

 

 

 

 

 

                                                    Студентки заочного отделения

                                                курса  Д3Л Ленинградского

                                                                   социально - педагогического колледжа

                         Якушевой Е.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение

1.Роль физкультурных минуток на уроке

2. Основные требования при составлении комплекса физкультурных минуток

3. Методика  использования  физкультурных   минуток на уроках

4. Комплексы  физкультурных  минуток

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

 

Самый драгоценный дар, который  человек получает от природы –  здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Учителя используют различные средства, методы и приёмы. Элементы здоровье сберегающих технологий: 
- проведение физминуток, динамическая пауза, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для дыхания, проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение рук, головы, смена деятельности в течении урока, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности, правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой. Данная контрольная работа  раскрывает 3 основных вопроса темы: роль физкультурных минуток на уроке, основные требования при составлении комплекса физкультурных минуток,  методику  использования физкультурных минуток на уроках. В конце работы подобраны комплексы  физкультурных  минуток, которые используют учителя на уроках.

 

1.Роль физкультурных  минуток на уроке

 

    В последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Дети всё меньше времени уделяют прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры. А в 6-7 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целый урок, да не один, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников.

Одним из обязательных условий организации  урока являются физминутки.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном  положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку  на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки  дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в  конце недели).

Физминутки – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

Чаще  всего устают глаза, мелкие мышцы  рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт  думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый  подходящий момент для отдыха. Отдых  длится 1-2 минуты, но очень необходим  ученикам.

Для расслабления глаз очень полезно  смотреть на зелёный цвет. Поэтому  очень хорошо иметь в классе зелёный  круг из картона или пластмассы и  выполнять упражнения для глаз с  его помощью.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая  с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или  первую букву своего имени. Очень  хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки  видят всё вокруг,  
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в  руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

  Учителя   используют следующие упражнения:

1. Соедините  поочерёдно пальцы правой и  левой руки, начиная с мизинца  или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините  кисти рук и разведите пальцы  в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у  вас получится бутончик. Чередуйте  задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините  пальцы обеих рук так, будто  в руках держите маленький  шарик, и постепенно начинайте  шарик надувать. Шарик увеличивается,  и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте  ладошку, поставьте её перед  собой и постукивайте пальцами  другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот  пальчик маленький- мизинчик удаленький. 
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. 
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. 
Этот – указательный, пальчик замечательный. 
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы  ладошкой потрясём,  
Каждый пальчик разомнём. 
Раз, два, три, четыре, пять 
Мы начнём опять писать.

Чтоб  красиво написать 
Надо пальчики размять 
Раз, два, три, четыре, пять 
За письмо получим пять!

Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное, устаёт быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину  дугой или буквой S, ложатся на парту и сразу видно, что требуется  физминутка.

Отдохнуть можно, превратившись в животных:

Зайчик  беленький сидит  
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так  
Он ушами шевелит.

В птиц:

Утром встал гусак на лапки 
Приготовился к зарядке 
Повернулся влево, вправо, 
Приседанья сделал справно 
Клювиком почистил пух 
И опять за парту - плюх!

В растения:

В огороде  рос подсолнух 
Вот такой, вот такой! 
В огороде рос подсолнух  
С ярко-жёлтой головой. 
Головою он вертел, 
Всё увидеть сам хотел. 
Что подсолнух видел там 
Он сейчас расскажет нам.

Отдых лучше всего начинать со слов: “а теперь…”, “ а сейчас”, так как они удачно вписываются в структуру урока и не отвлекают учеников от программного материала

- А  теперь все тихо встали… 
- А сейчас мы в лес пойдём…  
- А теперь все тихо встали, 
Дружно руки вверх подняли, 
В стороны, вперёд, назад, 
Повернулись вправо, влево 
Тихо сели, вновь за дело. 
Мы маленькие зайки 
Скакали на полянке. 
Прыгали, скакали,  
В школу прибежали. 
За парты тихо скок 
И продолжим наш урок.

После таких слов можно спокойно продолжать урок: дети отдохнувшие и собранные.

Есть  физминутки, которые совмещают отдых мелких мышц рук и позвоночник:

По  дорожке шли, шли, 
Много камешков нашли. 
Присели, собрали 
И дальше пошли.

Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять. И тогда  эти задания приобретают шуточный оттенок.

Отдых можно сочетать с закреплением пройденного  материала. Например, изменим знакомую игру “Летает, не летает” и при  изучении глаголов на уроке русского языка будем поднимать руки вверх, если слово – глагол, и опускать вниз – если другая часть речи.

Существуют  также танцевальные варианты:

Мы  ногами топ-топ, 
Мы руками хлоп-хлоп, 
А потом прыг-скок 
И ещё разок. 
А потом вприсядку,  
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку, 
И снова - по порядку. 
Побежим мы по дорожке 
Раз, два, три! 
И похлопаем в ладошки 
Раз, два, три! 
И покрутим головами 
Раз, два, три! 
Все танцуйте вместе с нами 
Раз, два, три!

Физминутку можно проводить и под музыку, если это не мешает поставленным задачам урока. Такие задания требуют большей подготовки, и занимают большее количество времени, но с радостью воспринимаются детьми. Они могут проводиться под музыку знакомых мультфильмов или песенки сказочных героев (“ Два весёлых гуся”, “Три поросёнка”, “Чунга-чанга” и т. д.)

2. Основные требования  при составлении комплекса физкультурных  минуток

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать  статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег  на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности  связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться  не реже 1 раза в две недели.

Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий  проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

Вовремя контрольных и  некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку  не проводят.

 

3. Методика  использования   физкультурных  минуток на  уроках

 

Урок - основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10 000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.

Определенная  последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния  организма учащегося и его  работоспособности:

I период (врабатывания) совпадает с организационным  моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (до 5-7 мин), несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности);

II период (оптимальной  работоспособности) включает наиболее  трудные фрагменты урока (длительность  активного внимания и работоспособности  у учащихся 1-4-х классов не превышает  15 мин с начала урока);

III период (пониженной  работоспособности - стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 25 мин урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся все более выраженными).

На сроки  наступления и длительности каждого  периода влияют различные факторы:

а) возраст  учащихся, их общий эмоциональный  настрой;

б) время  суток и количество уроков в расписании учебного дня;

в) характер и длительность выполняемой работы, чередование различных видов  учебной деятельности;

г) уровень  трудности учебного материала;

д) статические  и динамические компоненты урока.

Все общеобразовательные  уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Проводятся  эти формы физкультурно-оздоровительных  занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы); упражнения выполняются сидя за партой или стоя около нее. Комплекс состоит из 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз.

Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы. Так, письменная работа требует упражнений для мышц кисти (сгибание-разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении - упражнения для мышц спины (потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.

В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное - безразличием к учебному процессу.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.

Варианты  выполнения комплексов физкультминуток  различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.

Целесообразно варьировать разнообразные  формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.).

Информация о работе Использование физкультурных минуток на уроках