Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа
Детям 5-7 лет свойственна высокая потребность в движениях. Как удовлетворить эту потребность детей на физкультурном занятии, увлечь их предстоящей двигательной деятельностью и достичь высокой моторной плотности занятия? Мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, оказывающим оздоровительный эффект, влияющим на физическое развитие детей, расширяющим кругозор дошкольников является использование нетрадиционных средств физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, занятия на фитболах, степ-аэробика.
Введение____________________________________________стр.3
Ритмика_____________________________________________стр.5
Система Жак-Далькроза________________________________стр.7
Музыка на физкультурных занятиях. Ритмическая гимнастика_стр.8
Возможные варианты комплексов упражнений ритмической гимнастики, для использования на физкультурных занятиях__стр.11
Пример занятия по ритмической гимнастике_______________стр.13
Заключение___________________________________________стр.15
Источники____________________________________________стр.17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Бурятский Государственный Университет
Педагогический институт
Кафедра_______________________
Зачётная книжка №710062
Контрольная работа
По дисциплине: Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка
На тему: Использование музыки на физкультурных занятиях, как средство развития ритмичности и координации у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка группы 07200з
Специальность ДПП заочное отделение
Антонова Е.В.
Проверила: Содномова Н. Б.
Улан-Удэ 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Условия современности требуют от человека ранней специализации и приводят к крайностям неодухотворённого атлетизма или немощного интеллектуализма. Как никогда становится актуальным возвращение к античному идеалу гармонично развитой личности человека, а не специалиста.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, поступках, мыслях, в рождении и смерти. Через нахождения этого ритма человек, рассматриваемый, как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…»
Именно эти идеи важны для воспитания в современном, очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Известно, что звучание
музыкальных произведений повышает
работоспособность сердечнососу
В то же время можно говорить о развитии
у детей музыкальности, основных ее компонентов
— эмоциональной отзывчивости, слуха.
Ребенок и здесь учится воспринимать музыку,
двигаться в соответствии с ее характером,
средствами выразительности.
При соответствующем
применении, музыка может оказывать
существенный оздоровительный эффект
не только на человеческую психику, но
и организм, облегчать выполнение
физических и умственных нагрузок,
содействовать лучшему
Музыкальное сопровождение
на современном этапе развития физкультурного
образования может иметь
Комплексное воздействие
музыки и движения на психоэмоциональное
состояние ребёнка и его
К сожалению, не все учителя физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них – отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.
Телесно-двигательный аспект
влияния музыки самый древний
по хронологии возникновения элементов
музыкальной структуры. Это обусловлено
простотой воспроизведения
Психофизиологическое последствие музыки имеет различную продолжительность – от 2-5 мин. до 15-30 мин. и связано как с индивидуально-типологическими особенностями человека, так и с содержанием самой музыки.
Эмоциональная выразительность временного хода музыкального движения составляет основу музыкального ритма. Переживание же этой выразительности является «ядром» музыкально-ритмического чувства как способности.
Восприятие ритма, как показали многочисленные исследования российских и зарубежных психологов, имеет моторную природу.
Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева о формировании специфически человеческих способностей, Е.В. Назайкинский выдвинул и обосновал гипотезу о существовании системного слухомоторного анализатора, позволяющего настраиваться под контролем слухомоторной установки.
Ритм восьмых соответствует темпу деятельности артикуляционно-речевого аппарата, половинные сопоставимы с ритмом ходьбы, целые ассоциируются с ритмами дыхания.
Подобные анализаторные системы, включающие моторное звено участвуют в дифференцированном восприятии других средств музыкальной выразительности: высоты, громкости, тембра.
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.
Детям 5-7 лет свойственна высокая потребность в движениях. Как удовлетворить эту потребность детей на физкультурном занятии, увлечь их предстоящей двигательной деятельностью и достичь высокой моторной плотности занятия? Мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, оказывающим оздоровительный эффект, влияющим на физическое развитие детей, расширяющим кругозор дошкольников является использование нетрадиционных средств физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, занятия на фитболах, степ-аэробика.
Один из путей такого направления работы развитие темпо-ритмических, ритмопластических и речедвигательных способностей дошкольников с помощью занятий ритмикой или ритмической гимнастикой
РИТМИКА
Движение под музыку - Ритмика в своем
роде уникальна. Цель ее – активизация
музыкального восприятия через движение. Она
базируется на огромном арсенале движений.
Упражнения ее направлены на работу, а,
следовательно, и развитие всех мышц и
суставов. Наряду с этим ритмичная музыка,
танцевальные движения создают положительные
эмоции, снижают психологическое утомление,
повышая работоспособность организма,
стимулируя у ребенка, желание заниматься
физическими упражнениями. Основу занятий
ритмикой составляют комплексы упражнений,
различные по своему характеру, выполняемые
под ритмичную музыку преимущественно
поточным способом и оформленные танцевальным
характером.
Выполнение упражнений поточным способом
с большим количеством повторений дает
возможность соединить преимущество циклических
видов деятельности (бег, ходьба и др.)
с их аэробными возможностями с доступностью
и эмоциональностью гимнастических упражнений.
Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую,
нервно–мышечную, эндокринную системы
организма.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Задачи ритмики:
Воспитание пластичности, танцевальности.
При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники, развлечения, использоваться как показательные выступления.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.
Сюжетно-ролевая ритмика
представляет
собой совокупность средств физического
воспитания, музыки, игры–драматизации
и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию
двигательной и познавательной деятельности
дошкольников.
Сказки - это первые литературные произведения,
к которым прикасается каждый ребенок
в период дошкольного детства. Сказка
активизирует его воображение, заставляет
сопереживать и внутренне содействовать
персонажам, а в результате этого сопереживания
у него появляются не только новые знания
и представления, но и, что самое главное,
новое эмоциональное отношение к окружающему:
к людям, предметам и явлениям.
Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой систему физических упражнений, преимущественно образного характера, выполняемых поточным методом в их гармоничном согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты занятий.
СИСТЕМА Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА
На фоне различных пластических школ начала 20-го века система Э. Жак-Далькроза выделяется своей детальной проработанностью и чёткой структурой. В её основу положено понятие ритма, как универсального начала, творящего и организующего жизнь, во всех её проявлениях и формах. Человек, согласно мнению Далькроза, способный пронизать ритмическим свою жизнь и своё тело, приобщается к глубочайшим тайнам мироздания и приобретает невиданное могущество. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух.
Цель его системы «одухотворённых телесных упражнений» - привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни. И всё это, благодаря воспитанию собственного ритмического разума, воли и самообладания. «Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов», - говорил Жак-Далькроз.
Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело ребёнка должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани, а мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента.
Альфа и омега системы ритмической гимнастики – шаг. Французское выражение faire les pas в буквальном смысле означает делать шаги, то есть одновременно структурировать время и пространство. Основная времяизмерительная единица в системе музыкально-ритмического воспитания Далькроза – четвертная нота, ей соответствует один обычный шаг. Более короткие длительности отображаются более мелкими шагами, в более длинных начало звука отмечается шагом, а его протяженность – движениями рук и тела.