Использование музыки на физкультурных занятиях, как средство развития ритмичности и координации у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание работы

Детям 5-7 лет свойственна высокая потребность в движениях. Как удовлетворить эту потребность детей на физкультурном занятии, увлечь их предстоящей двигательной деятельностью и достичь высокой моторной плотности занятия? Мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, оказывающим оздоровительный эффект, влияющим на физическое развитие детей, расширяющим кругозор дошкольников является использование нетрадиционных средств физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, занятия на фитболах, степ-аэробика.

Содержание работы

Введение____________________________________________стр.3

Ритмика_____________________________________________стр.5

Система Жак-Далькроза________________________________стр.7

Музыка на физкультурных занятиях. Ритмическая гимнастика_стр.8

Возможные варианты комплексов упражнений ритмической гимнастики, для использования на физкультурных занятиях__стр.11

Пример занятия по ритмической гимнастике_______________стр.13

Заключение___________________________________________стр.15

Источники____________________________________________стр.17

Файлы: 1 файл

контрольная по физ-ре.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Бурятский  Государственный Университет

Педагогический  институт

 

 

 

 

 

Кафедра__________________________________________________________

 

Зачётная книжка №710062

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине: Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка

 

 

На тему: Использование  музыки на физкультурных занятиях, как средство развития ритмичности  и координации у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 07200з

Специальность ДПП заочное отделение

Антонова Е.В.

Проверила: Содномова  Н. Б.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  • Введение____________________________________________стр.3

 

  • Ритмика_____________________________________________стр.5

 

  • Система Жак-Далькроза________________________________стр.7

 

  • Музыка на физкультурных занятиях. Ритмическая гимнастика_стр.8

 

  • Возможные варианты комплексов упражнений ритмической гимнастики, для использования на физкультурных занятиях__стр.11

 

  • Пример занятия по ритмической гимнастике_______________стр.13

 

  • Заключение___________________________________________стр.15

 

  • Источники____________________________________________стр.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Условия современности  требуют от человека ранней специализации  и приводят к крайностям неодухотворённого атлетизма или немощного интеллектуализма. Как никогда становится актуальным возвращение к античному идеалу гармонично развитой личности человека, а не специалиста.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для  воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, поступках, мыслях, в рождении и смерти. Через нахождения этого ритма человек, рассматриваемый, как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…»

Именно эти идеи важны для  воспитания в современном, очень  непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.  
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

При соответствующем  применении, музыка может оказывать  существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать лучшему запоминанию  и выполнению различных физических упражнений.

Музыкальное сопровождение  на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое  значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Нравственные ценности, идеи, отражённые в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей и подростков.

Комплексное воздействие  музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в  улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.

К сожалению, не все учителя физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них – отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.

Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний  по хронологии возникновения элементов  музыкальной структуры. Это обусловлено  простотой воспроизведения замысла  – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему.

Психофизиологическое  последствие музыки имеет различную  продолжительность – от 2-5 мин. до 15-30 мин. и связано как с индивидуально-типологическими особенностями человека, так и с содержанием самой музыки.

Эмоциональная выразительность  временного хода музыкального движения составляет основу музыкального ритма. Переживание же этой выразительности является «ядром» музыкально-ритмического чувства как способности.

Восприятие ритма, как  показали многочисленные исследования российских и зарубежных психологов, имеет моторную природу.

Основываясь на концепции  А.Н. Леонтьева о формировании специфически человеческих способностей, Е.В. Назайкинский выдвинул и обосновал гипотезу о существовании системного слухомоторного анализатора, позволяющего настраиваться под контролем слухомоторной установки.

Ритм восьмых соответствует темпу деятельности артикуляционно-речевого аппарата, половинные сопоставимы с ритмом ходьбы, целые ассоциируются с ритмами дыхания.

Подобные анализаторные  системы, включающие моторное звено  участвуют в дифференцированном восприятии других средств музыкальной  выразительности: высоты, громкости, тембра.

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Детям 5-7 лет свойственна высокая потребность в движениях. Как удовлетворить эту потребность детей на физкультурном занятии, увлечь их предстоящей двигательной деятельностью и достичь высокой моторной плотности занятия? Мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, оказывающим оздоровительный эффект, влияющим на физическое развитие детей, расширяющим кругозор дошкольников является использование нетрадиционных средств физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стрейчинг, занятия на фитболах, степ-аэробика.  

       Один из путей такого направления работы развитие темпо-ритмических, ритмопластических и речедвигательных способностей дошкольников с помощью занятий ритмикой или ритмической гимнастикой

РИТМИКА 

      Движение под музыку - Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а,  следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка, желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером. 
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.       

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Задачи ритмики:

  • Восстановление работоспособности
  • Воспитание физических качеств
  • Повышение эмоционального уровня, психорегуляция
  • Развитие координации движений
  • Лечебное воздействие

Воспитание пластичности, танцевальности.

При составлении комплексов для дошкольников следует учитывать  не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы должны быть доступными, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, передавать образно, в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники, развлечения, использоваться как показательные выступления.        

Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.        

        Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников. 
       Сказки - это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой систему физических упражнений, преимущественно образного характера, выполняемых поточным методом в их гармоничном согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты занятий.

 

СИСТЕМА Э. ЖАК-ДАЛЬКРОЗА

На фоне различных  пластических школ начала 20-го века система  Э. Жак-Далькроза выделяется своей  детальной проработанностью и чёткой структурой. В её основу положено понятие ритма, как универсального начала, творящего и организующего жизнь, во всех её проявлениях и формах. Человек, согласно мнению Далькроза, способный пронизать ритмическим свою жизнь и своё тело, приобщается к глубочайшим тайнам мироздания и приобретает невиданное могущество. Ритм воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело, душу и дух.

Цель его системы  «одухотворённых телесных упражнений» - привести человека к самопознанию, к ясным представлениям о своих силах и творческих возможностях, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и зажимов, обрести радость жизни. И всё это, благодаря воспитанию собственного ритмического разума, воли и самообладания. «Основой всякого индивидуального усовершенствования является дисциплина чувственных восприятий и тренировка импульсов», - говорил Жак-Далькроз.

Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело ребёнка должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани, а мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента.

Альфа и омега системы  ритмической гимнастики – шаг. Французское  выражение faire les pas в буквальном смысле означает делать шаги, то есть одновременно структурировать время и пространство. Основная времяизмерительная единица в системе музыкально-ритмического воспитания Далькроза – четвертная нота, ей соответствует один обычный шаг. Более короткие длительности отображаются более мелкими шагами, в более длинных начало звука отмечается шагом, а его протяженность – движениями рук и тела.

Информация о работе Использование музыки на физкультурных занятиях, как средство развития ритмичности и координации у детей старшего дошкольного возраста