СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Совершенствование двигательных
качеств у дошкольников
1.2 Особенности развития
внимания дошкольников
1.3 Значение подвижных
игр в воспитании дошкольников
Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И
ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ
ИГР
2.1 Констатирующий этап: исследование
быстроты, ловкости
2.2 Формирующий этап: организация
подвижных игр
2.3 Контрольный этап: итоги
работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
данной курсовой заключается
в том, что в детском возрасте
формируются жизненно важные
базовые, локомоторные навыки
и умения, создается фундамент
двигательного опыта, осваивается
азбука движения, из элементов
которой в последствии формируется
вся двигательная деятельность
человека.
Если учесть, что двигательная
активность детей является одновременно
и условием, и стимулирующим фактором
развития интеллектуальной эмоциональной
и других сфер, то становится
очевидной необходимость разработки
и проведения подвижных игр
для детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы:
развивать физические качества
и внимание детей 5-6 лет посредством
подвижных игр.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теорию и
практику исследования развития
физических качеств и внимания
детей старшей группы.
2. Выявить актуальный
уровень развития физических
качеств и внимания у детей
во время проведения подвижных
игр
3. Постепенно развивать
ловкость, быстроту и внимание
у дошкольников.
Гипотеза: подвижные игры
способствуют улучшению психофизических
качеств у дошкольников.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической
работы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
Объектом данного исследования
является процесс развития быстроты
и ловкости у детей 5-6 лет.
Предмет исследования
– подвижные игры, как средство
развития быстроты и ловкости
детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость
исследования - обобщение, анализ
и систематизация материалов
по проблеме развития детей
дошкольного возраста, в частности
организация подвижных игр в
дошкольных учреждениях.
Практическая значимость
исследования – данная разработка
может быть использована воспитателями
и инструкторами по физкультуре
в детских садах.
Экспериментальная база
исследования – дети дошкольного
возраста 5-6 лет старших групп
детского сада № 35 «Соловушка»
города Набережные Челны.
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Совершенствование двигательных
качеств у дошкольников
Организм ребенка-дошкольника
находится в периоде становления
функций, их непрерывного совершенствования,
поэтому весь комплекс средств
физического воспитания (режим, гигиена,
закаливание, активные движения,
подвижные игры, спортивные упражнения)
должен обеспечить решение главной
задачи — воспитание здорового,
гармонически развитого ребенка.
Под физическими качествами
и способностями мы понимаем
такие качества и способности,
которые характеризуют его физическое
состояние, это - прежде всего
состояние его морфофункционального
развития: конституция его организма
и физиологические функции последнего.
К числу признаков, характеризующих
конституцию организма, относятся,
в частности, такие показатели
его телосложения, как рост, вес,
окружность тела и др. Среди
разнообразных физиологических
функций человеческого организма
особо следует отметить двигательную
функцию, которая характеризуется
способностью человека выполнять
определенный круг движений и
уровнем развития двигательных (физических)
качеств [8].
Нервная система детей
дошкольного возраста отличается
большой пластичностью, на основе
чего у ребенка легко образуются
новые условные связи. Это свойство
необходимо использовать для
формирования в раннем возрасте
различных двигательных навыков,
а также навыков самообслуживания.
Однако организм дошкольника
еще мало сопротивляется неблагоприятным
условиям среды: у детей легко
возникает желудочно-кишечные, простудные
и другие заболевания [4].
Теория физического
воспитания учитывает психофизиологические
особенности детей дошкольного
возраста: возможности работоспособности
организма, возникающие интересы
и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического
мышления, своеобразия преобладающего
вида деятельности в связи
с развитием которой происходят
главнейшие изменения в психике
ребенка и подготавливается «переход
ребенка к новой высшей ступени
его развития» [5].
В общей системе
воспитания развитие двигательных
качеств детей дошкольного возраста
занимает особое место. Именно
в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического
воздействия формируются здоровье,
общая выносливость и работоспособность,
жизнедеятельность и другие качества,
необходимые для всестороннего
гармонического развития личности.
Формирование двигательных
качеств, навыков и умений тесно
связано с интеллектуальным и
психическим развитием ребенка
с воспитанием нравственно-волевых
черт личности.
На протяжении дошкольного
детства осуществляется беспрерывное
развитие физических качеств,
о чем свидетельствует показатели
общей физической подготовленности
детей. У дошкольников от 5 до 7
лет становая сила увеличивается
вдвое: у мальчиков она возрастает
с 25 до 52 килограмм, у девочек
с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются
показатели быстроты. Время бега
на 10 метров с хода сокращается
у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у
девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются
показатели общей выносливости.
Величина дистанции, которую преодолевают
мальчики возрастает с 602,3 метра
до 884,3 метра, девочки с 454 метра
до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые
утверждают, что максимальные темпы
прироста физических качеств
по годам не совпадают. Более
высокие увеличения показателей
быстроты отмечаются в возрасте
от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет,
силовых способностей от 4 до 5 лет.
В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены
некоторые замедления силовых
показателей. Необходимо учитывать
это при организации целенаправленной
работы по развитию физических
качеств дошкольников [3].
На развитие физических
качеств дошкольника оказывают
влияние различные средства и
методы физического воспитания.
Эффективным средством развития
быстроты являются упражнения
направленные на развитие способности
быстро выполнять движения. Дети
осваивают упражнения лучше всего
в медленном темпе. Педагог
должен предусмотреть, чтобы упражнения
не были продолжительными, однообразными.
Желательно их повторить в
разных условиях с разной интенсивностью,
с усложнениями или наоборот,
со снижением требований.
Для развития ловкости
необходимы более сложные упражнения
по координации и условиям
проведения: применение необычных
исходных положений (бег и исходное
положение стоя на коленях,
сидя, лежа); прыжок из исходного
положения стоя спиной к направлению
движения; быстрая смена различных
положений; изменения скорости
или темпа движения; выполнения
взаимосогласованных действий несколькими
участниками. Могут быть использованы
упражнения, в которых дети прилагают
усилия, чтобы сохранить равновесие:
кружиться на месте, качание
на качелях, ходьба на носках
и др.
Упражнения для развития
силовых способностей делятся
на 2 группы: с сопротивлением, которое
вызывает вес бросаемых предметов
и выполнение которых затрудняет
вес собственного тела (прыжки, лазания,
приседания). Большое значение имеет
количество повторений: небольшое
не содействует развитию силы,
а чрезмерно большое может
привести к утомлению.
Необходимо также учитывать
темп выполнения упражнений: чем
он выше, тем меньшее количество
раз должно выполняться. В силовых
упражнениях предпочтение следует
отдавать горизонтальным и наклонным
положениям туловища. Они разгружают
сердечно-сосудистую систему и
позвоночник, уменьшают кровяное
давление в момент выполнения
упражнения. Упражнения с мышечным
напряжением целесообразно чередовать
с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости
больше всего подходят упражнения
циклического характера (ходьба,
бег, прыжки, плавание и др.). В
выполнении этих упражнений принимает
участие большое количество групп
мышц, хорошо чередуются моменты
напряжения и расслабления мышц,
регулируется темп и продолжительность
выполнения.
В раннем и дошкольном
возрасте важно решать задачи
воспитания практически всех
физических качеств. В первую
очередь следует обращать внимание
на воспитание координационных
способностей, в частности на
такие компоненты, как чувство
равновесия, точность, ритмичность,
согласованность отдельных движений.
При освоении новых движений
предпочтение отдается методу
целостного разучивания. При расчленении
движений ребенок теряет его
смысл, а, следовательно, и интерес
к нему. Ребенок хочет сразу
видеть результат своего действия.
[9]
Необходимо, чтобы занятия
физической культурой доставляли
детям радость, поддерживали хорошее
настроение, побуждали к самостоятельности.
В детских дошкольных
учреждениях средствами развития
двигательных качеств служат
физические упражнения, оздоровительные
силы природы, гигиенические и
социально-бытовые факторы.
1.2 Особенности развития
внимания дошкольников
В каждый момент
своего бодрствования человек
что-то слышит, видит, о чём-то
думает или с кем-то говорит,
что-то делает.
Сознание человека
не в состоянии охватить одновременно
с достаточной ясностью всё,
что на него воздействует. Он
выделяет то, что представляет
для него интерес, соответствует
его потребностям, жизненным планам.
Любая деятельность человека
требует выделения объекта и
сосредоточенности на нем, то
есть внимание – это направленность
и сосредоточенность нашего сознания
на определенном объекте. Объектом
внимания может быть все что
угодно – предметы, явления, отношения,
свойства предметов, действия, мысли,
чувства других людей и свой
собственный мир.
Внимание является
особой формой психической активности
человека, она входит как необходимый
компонент во все виды психических
процессов: восприятия – когда
мы вслушиваемся, рассматриваем,
принюхиваемся, пытаясь различить
какой-нибудь зрительный или звуковой
образ, запах; мышления, памяти; воображения
– когда мы стараемся что-то
представить себе.
Многие учёные по-разному
определяли сущность и происхождение
внимания. Так, Н.Н. Ланге в работе
«Теория волевого внимания», опубликованной
в 1893 г. приводит обзор теорий
внимания от Августина до конца
19 в. Она распределяет эти теории
на 8 групп. [5, С.5]
Среди отечественных
психологов, П.Я.Гальперин [5] выдвинул
оригинальную трактовку внимания.
Изучение внимания
в нашей стране проводилось
в основном с целью тестирования
его свойств у лиц различных
категорий, в том числе у
детей 5-6 лет. К таким авторам,
работы которых имеют фундаментальное
значение, относятся Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин
и Д.Н. Узнадзе. Они исследовали
внимание с разных общепсихологических
позиций. [7, С.125]
Внимание – направленность
и сосредоточенность сознания, на
каком-либо реальном или идеальном
объекте, предполагающее повышение
уровня двигательной активности
ребенка.
Внимание ребёнка дошкольного
возраста формируется в основном
благодаря игре, которая считается
ведущим и преобладающим видом
деятельности периода дошкольного
детства.
Физические упражнения
способствуют развитию внутренней
саморегуляции – возможности
управлять своим вниманием: сосредоточивать
внимание, переключать внимание, направлять
внимание на расслабление и
мобилизацию.
1.3 Значение подвижных
игр в воспитании дошкольников
Особую значимость
в формировании двигательного
творчества дошкольников имеют
игровые двигательные задания,
подвижные спортивные игры, спортивные
развлечения, которые всегда интересны
детям они обладают большим
эмоциональным зарядом, отличаются
вариативностью составных компонентов,
дают возможность быстро осуществлять
решение двигательных задач. Дети
учатся придумывать двигательное
содержание к предложенному сюжету,
самостоятельно обогащать и развивать
игровые действия, создавать новые
сюжетные линии, новые формы
движения. Это исключает привычку
механического повторения упражнений,
активирует в доступных пределах
творческую деятельность по самостоятельному
осмыслению и успешному применению
знакомых движений в нестандартных
условиях. Постепенно коллективное
творчество, организуемое взрослым,
становится самостоятельной деятельностью
детей.