Источники стресса в жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 12:33, реферат

Описание работы

Таким образом, стрессовые реакции, вызванные напряженным обучением, наиболее полно проявились у студентов, почти не выполняли физические нагрузки или тренировались много, то есть 5 раз в неделю по 90-100 мин. Нужно отметить, что наши лица были не спортсмены - пловцами, а обычными студентами, добровольно посещали бассейн. Умеренная физическая нагрузка 2-3 раза в неделю по 60 мин в период напряженной учебы способствовало снятию стрессовых реакций и созданию предпосылок для хорошего самочувствия, достаточной умственной работоспособности у студентов 1 и 2 группы.

Содержание работы

Введение 3
Источники стресса в жизни студента 4
Факторы и приемы управления и стрессом 7
Заключение 15
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

Источники стресса в жизни студента.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Воронежский филиал

 

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Физическая культура»

на тему «Источники стресса в жизни студента»

 

 

Работу выполнила:

студентка группы ММД-114

очной формы обучения

факультета сферы обслуживания

и управления

          Васильева Юлия Сергеевна

 

 

   Работу проверила:

  к. п. н., доцент Герасимова  И. А.

 

 

 

 

 

 

Воронеж  2015

 

Оглавление

 

  1. Введение          3
  2. Источники стресса в жизни студента     4
  3. Факторы и приемы управления и стрессом     7
  4. Заключение         15
  5. Список используемых источников      17

Таким образом, стрессовые реакции, вызванные напряженным обучением, наиболее полно проявились у студентов, почти не выполняли физические нагрузки или тренировались много, то есть 5 раз в неделю по 90-100 мин. Нужно отметить, что наши лица были не спортсмены - пловцами, а обычными студентами, добровольно посещали бассейн. Умеренная физическая нагрузка 2-3 раза в неделю по 60 мин в период напряженной учебы способствовало снятию стрессовых реакций и созданию предпосылок для хорошего самочувствия, достаточной умственной работоспособности у студентов 1 и 2 группы. Что же касается студентов 5 группы, то их относительно невысокие показатели можно рассматривать как следствие недостаточного влияния физических упражнений, так как 60-минутная тренировка 1 раз в неделю не может полностью нейтрализовать последствия стрессовых ситуаций.

Существует множество видов различных физических упражнений, с помощью которых можно «отключать» реакцию на стресс. В процессе наблюдений за состоянием студентов, использующих посильное регулярная физическая нагрузка как средство-депрессант, мы пришли к выводу, что стрессовые ситуации можно удерживать под контролем и снижать негативное влияние стресса независимо от того, физические упражнения мы будем использовать. Наши студенты, в составе четырех экспериментальных групп занимались различными видами физических упражнений.

 

 

Введение

Зачастую студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Для многих студентов она кажется легкой и беззаботной. Для других, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приноровляться. Студенты молоды и поэтому могут испытывать большое количество проблем, свойственных молодым людям; так же студенты могут быть уже взрослыми, на которых итак  лежит слишком много ответственности, которая мешает им наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.

Вопросы предупреждения и нейтрализации стресса с помощью различных средств является очень актуальным для студенческой молодежи, так как напряженный ритм занятий и учебной деятельности в период до и во время экзаменационной сессии часто приводят к стрессовым ситуациям. Негативные эмоции, транспортные и бытовые проблемы, финансовые трудности, проблемы с жильем, плохое питание, недосыпание, ситуации, когда оценка "неудовлетворительно" означает угрозу отчисления, или ситуации, когда студент ликвидирует задолженности и несколько преподавателей назначают ему отработки на одно и то же время, но в разных лабораториях или аудиториях, которые могут находиться в разных корпусах на значительном расстоянии друг от друга. Все это вызывает стресс и как следствие, психические перенапряжения и расстройства.

С целью ликвидации неблагоприятных последствий стрессовых ситуаций для здоровья и качества обучения студентов используются различные методы воздействий: физические упражнения, релаксация, психорегулирование и другие, однако рекомендации по их использованию носят обобщенный характер, не конкретные и зачастую противоречивые.

 

 

Источники стресса в жизни студента

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессовых ситуаций, по этой причине студенты зачастую ощущают перенапряжение и нервно-психическое раздражение. В основном у студентов стресс формируется из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Эмоциональное напряжение у студентов наступает, по крайней мере, за 3 - 4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Присутствие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни обозначает, то что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием подобного стресса может быть невроз, функциональное заболевание нервной системы, когда в первую очередь страдает, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Полагается считать, что невроз появляется в том случае, если человек долговременно находится в стрессовом состоянии. Невроз - это не заболевание, а разновидность "нормальных" реакций личности в непривычных напряженных условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и прочие события жизни, которые психиатры именуют как психические травмы. Период обучения оказывает существенное влияние на формирование личности, в связи с этим проблемы психического здоровья студентов крайне злободневна.

Исследователи выделяют 3 группы студентов:

    • 1-я группа - с невротическими расстройствами;
    • 2-я группа - с риском их развития;
    • 3-я группа - здоровые.

Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и психологов. Скорее всего пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Для современного студента, стресс является реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Для студента вуза этими проблемами и трудностями могут быть:

  • недостаток сна;
  • несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;
  • не выполненные или неправильно выполнение задания;
  • большое количество пропусков;
  • отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
  • недостаточно полные знания по предмету;
  • плохая успеваемость;
  • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента;
  • конфликт ролей. Возникает в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями преподавателя (формальной организации);
  • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
  • плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
  • личностные факторы: болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Таким образом, стресс - это необходимая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало рабочего дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, считаются составными компонентами образа жизни. Каким будет образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, зависит от самого студента а, следовательно, как часто и длительно он будет пребывать в стрессовом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы и приемы управления стрессом.

Говоря о методах управления стрессом, надо думать о положительных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Если у человека получится реализовать эту способность на практике, то он преодолеет самую большую преграду на пути к обретению устойчивости к стрессу. Способность изменять негатив на позитив считается своего рода кульминацией методов управления стрессом. Научившись осуществлять контроль над неприятными ситуациями, в которых неожиданно оказываемся, мы накапливаем ценный жизненный опыт.

Для  профилактики стрессов очень хорошо подходят физические упражнения и  упражнения для создания и поддержания отличного настроения. При этом необходимо помнить, что стресс ровно как и напряжение психофизической системы человека - необходимое условие жизнедеятельности. Для борьбы со стрессом отлично подходят следующие упражнения:

Упражнение  "Сосулька"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное.

Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабьте  постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение "Воздушный шар"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение  "Муха"

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение "Лимон"

Сядьте удобно: руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20  приседаний или 20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Для поддержания хорошего настроения Джордж М. рекомендует нам включать в свой режим следующие психорегулирующие упражнения:

- Утренняя зарядка. У многих эта рекомендация вызывает улыбку из-за своей избитости, но, тем не менее, данное упражнение действительно эффективно. Физические упражнения положительно воздействуют абсолютно на всех. В плане профилактики стрессов важна регулярность выполняемых упражнений, а не их объем. Безусловно, заставить себя каждый день выполнять серию упражнений нелегко.

- Дыхательная гимнастика.  Данные упражнения важно выполнять при первых признаках усталости. Сами упражнения максимально легки: в течение 6 секунд глубоко и равномерно вдыхается воздух, затем в течение 6 секунд следует задержка дыхания и в следующие 6 секунд медленный равномерный выдох. Упражнение необходимо повторять пока не исчезнут признаки усталости.

- Гимнастика для лица. Установлено, что вся разнообразная гамма эмоций у человека основывается из шести стандартных масок:

· удивление,

· страх,

· злость,

· отвращение,

· печаль,

· радость.

Встаньте перед зеркалом и сделайте эти лицевые движения. Считается, что с помощью этих масок можно зафиксировать на лице 700 разных эмоциональных оттенков.

Как можно чаще улыбайтесь. Это не только улучшит отношение окружающих к вам, но и поднимет ваше настроение. Связь хорошего настроения с улыбкой очевидна для всех: если нам хорошо - мы улыбаемся. Однако имеется и противоположная связь - попытки улыбаться при плохом настроении через определенное время приводят к улучшению настроения. Так что улыбайтесь и стрессы отступят.

Информация о работе Источники стресса в жизни студента