- Осанка.
В случае если человек сутулится, опускает
голову и плечи, он испытывает неуверенность,
депрессию и тревогу. Чтобы у вас было
хорошее настроение, необходимо выпрямиться,
расправить плечи, сделать взгляд прямым
и открытым. Движения должны быть уверенными.
Встаньте перед зеркалом. Распрямите плечи,
слегка откиньте голову назад и поднимите
ее.
- Голос. Учитесь
говорить так, чтобы ваш голос был приятен
другим. Голос - индикатор вашего настроения,
как и улыбка, он не только сигнализирует о вашем настроении,
но и управляет им.
Практика
показывает, что стрессовых перегрузок можно избежать,
если выработать у человека установки
и умения выходить из стрессовых ситуаций
с наименьшими потерями.
- Динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок
и достаточно большим числом различных
целей, обладающий способностью заменять
их в случае неудачи, защищен лучше, чем
человек, однозначно ориентированный
на достижение этого и только этого результата.
- Умение разумно оценивать то, чего не
удалось достичь. Ослабить негативное воздействие неудачи
и потерю вследствие этого работоспособности
помогает умение принизить значимость
потери, снизив ценность того, к чему стремился.
- Объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличить
неудачу от катастрофы, неурядицу от беды,
частный промах от крушения всех жизненных
планов и т.д. Этот метод называется оценочными
картами. Карта состоит из двух колонок.
В левую в порядке убывания отрицательной
значимости заносятся все мыслимые отрицательные
события, которые могут вас коснуться;
в правую, вносится напоминание о реальном
достижении, которое имело место недавно
(и еще свежо в памяти), либо делается запись
об извлеченном из неудачи уроке (превратить
вред в пользу). Обладание подобным масштабом
для сравнения сразу же все ставит на место.
Если при этом вам удастся заполнить правую
половину колонки, - рациональное восприятие
неудачи обеспечено.
- Дозирование общения. Из обыденных наблюдений мы знаем, что
иногда имеет место пресыщение общением, которое нередко
является источником напряженности в отношениях между людьми. Это означает,
что существует мера времени общения,
выход за пределы которой может привести
к потере конструктивного смысла общения,
а иногда даже и к конфликтам. При этом
важно учесть, что для разных пар и для
разных групп людей эта мера различна.
Во избежание появления вызывающих неприятные
ощущения отношений между людьми, прежде
всего, следует знать признаки насыщения
общением и уметь вовремя выходить из
контактов с данными людьми ради последующего
позитивного продолжения диалога.
- Обучение на
опыте. Большинство людей не умеют обучаться
на собственном опыте. Во-первых, надо научиться самому не становиться
источником собственных стрессов, а во-вторых,
как говорят, не попадаться второй раз,
т.е. уметь предвидеть возникновение не
зависящих от вас стрессовых ситуаций
и вовремя предотвращать их. Основные
моменты, на которых необходимо при этом
сконцентрироваться:
- преодоление несоответствия между
высокой самооценкой и низкой
оценкой окружающих (истерический
конфликт);
- преодоление несоответствия между
потребностями и невозможностью
их удовлетворения из-за чувства
долга и определенных моральных
установок (психостенический конфликт);
- преодоление несоответствия между
высоким уровнем требований окружающих
и недостаточно развитыми интеллектуально-психологическими
возможностями (неврастенический конфликт).
- Возвращение
"к себе". Нередко вопреки тому, что заложено в
нас природой жизнь заставляет нас играть
самые различные роли (например, слабому
меланхолику иногда приходится играть
роль сильного сангвиника). Естественно,
из-за этого возрастает внутреннее противоречие
между темпераментными резервами личности.
Сгладить остроту этого противоречия
можно лишь одним путем - найти время
для возвращения к своему естественному
состоянию.
- Установка на
принятие неудачи. Эта установка реализуется через превращение
всего негативно влияющего на человека
в объект изучения и предотвращает подобное
негативное влияние.
- Позитивная
оценка опыта. Это означает не игнорирование недостатков
и неудач, а утверждение оптимистического
подхода к возможностям их исправления
на основе зафиксированных успехов в преодолении
трудностей.
- Опора на стандартную
схему осмысления стрессовых ситуаций.
Эта схема обязательно должна включать
анализ ситуации, ее причины, меру личной
ответственности "жертвы" стресса,
"вытяжку" позитивных обучающих факторов,
методы прогнозирования вероятности возникновения
аналогичных ситуаций, пути и средства
недопущения или смягчения ее последствий.
Одним из итогов данной "работы над
собой" должно стать такое состояние,
при котором вы не создавали бы своими
действиями (в том числе и словами) ситуаций,
которые превращались бы в источники настороженности,
тревожности, страха.
Существует 22 приема для предупреждения
стресса у студентов по Н. Власовой.
- Дать понять им, что доверяешь
и веришь в их способности и возможности.
Заметить в первую очередь лучшие стороны
в их работе.
- Предоставить самостоятельность
и свободу, прекратить жесткий и мелочный
контроль, демонстрирующий недоверие.
Свобода и доверие окрыляют даже тех, кто
не умеет летать.
- Обеспечить студентов средствами
для решения их проблем, но не решать эти
проблемы самому. Помни библейскую истину:
показать голодному человеку как пользоваться
удочкой - лучше, чем дать ему рыбу.
- Не информировать их о преждевременных
и ненужных проблемах. Они могут и не возникнуть,
но ожидание нервирует людей.
- Гарантировать работникам помощь
при трудностях, но не влезать целиком
в их преодоление. Это они должны делать
сами.
Также очень важно:
- Позаботиться о способах снятия
уже накопившихся стрессов. Дайте отдохнуть
студентам, придумайте, как им разрядиться,
развлечься.
- Не быть авторитарным. Держитесь
со студентами на равных.
- Создать атмосферу доверия
и уважения к ним. Если вы уважаете людей,
они простят вашу требовательность.
- Оценивать обстоятельства,
в которые попал человек, а не его личность.
- Уметь выражать свою неприязнь
к человеку прямо, но не унижая его личности.
Не менее важно:
- Не искать причины неудачи и
виновных в ней. Лучше это же время потратить
на поиск выхода из сложившейся ситуации.
И самого виновника привлечь к этому поиску.
Лучше потратить энергию на исправление
своей ошибки, чем на защиту и оправдания.
- Быть терпимым к инакомыслию
и к личностным особенностям людей. Вы
их все равно не переделаете. Поищите позитивные
качества в студенте, который вас раздражает,
и используйте их на благо общего дела.
- Не бояться пойти на компромисс,
уступки, извинения. Во-первых, на это могут
решиться только зрелые и незакомплексованные
личности. Во-вторых, вы исправляете собственные
ошибки в глазах студентов. В-третьих,
они после вашего извинения потащат одеяло
вины на себя. Никто не позволит вам одному
быть благородным.
- Вспоминая об обязанностях
своих студентов и их заданиях, дать им
и права и возможности.
- В спорах, столкновениях линий
не стремиться побеждать. Такая победа
– это спринт. А конечный успех даст победа
в марафоне. Иначе побежденный возьмет
реванш и «разгладит манишку», доказывая,
что он тоже был прав. Ищите вариант, чтобы
обе стороны почувствовали себя победителями.
Тогда на финише все ваши оппоненты будут
союзниками.
И это важно:
- Не стремиться, чтобы
студенты были для вас открытой книгой,
в то время как вы желаете быть для них
закрытой.
- Помнить, что вы, как преподаватель располагаете институциональными рычагами власти (можно наказать, вознаградить), но у вас есть также личностные рычаги влияния (авторитет, информация, профессионализм). Помните, что личностные рычаги власти более приятны людям и более действенны.
- Никогда не использовать
знаки превосходства, сарказм, иронию,
юмор, направленный на студента. Юмор допускается
нейтральный («Мы - все смешные») или о
себе самом.
Но особенно важно:
- Управлять людьми по
их положительным отклонениям. Замечайте
любые позитивные сдвиги в поведении и
деятельности обучающихся и давайте им
знать об этом. Успех - катализатор дальнейшей
работы.
- Без нужды не критиковать.
Критика - средство, а не цель. Ну, а если
есть такая необходимость, соблюдайте
правила этичной критики.
- Не будьте мелочным
и придирчивым. Тратьте свои силы только
на генеральные задачи. Не ругать, не поучать,
не озадачивать усталого человека. Даже
самые справедливые ваши замечания могут
быть встречены в штыки.
- Сталкиваясь с любой
проблемой, подумать сначала, стоит ли
сражаться и браться за нее.
Таким образом, стресс –
является неизбежностью, о которой необходимо
знать и всегда помнить. При этом стресс
можно предвидеть, можно подготовиться
к его приходу и попытаться эффективно
справиться с ним.
Заключение
Проблема стрессовых ситуаций
в жизни студента является наиболее актуальной
и широко обсуждаемых не только среди
психологов и педагогов но и в обществе
в целом. На основании всего вышеизложенного
можно сделать вывод о том, что стресс
– это состояние, которое далеко не всегда
наносит ущерб. Как оказалось, он просто
необходим – поскольку помогает преодолевать
препятствия, и избегать опасности. Ведь
именно под воздействием стресса организм
приспосабливается к различным факторам
окружающей среды.
Мы выяснили, что стресс несет
как отрицательные, так и положительные
явления. Изучив каждое из явлений можно
сказать, что в любой критической ситуации
лучше всегда сосредоточиться на положительных
эмоциях. Немаловажно обладать такими
способностями как спокойно, без
паники анализировать стрессовую ситуацию,
умение анализировать и планировать собственные
поступки. Стресс становится полезным,
в случае если человек осознает, что каждая
ошибка, совершена ли она на экзамене или
в реальной жизни – это не трагедия, а
стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок
и неудач в жизни человека играет не менее
важную роль, чем опыт побед и радостных
переживаний.
Стрессу подвергаются абсолютно
все жители планеты. Стресс не только зло,
беда, но и великое благо, без которого
наша жизнь сделалась бы тусклой и
безрадостной. Активность – единственная
возможность побороть стресс: его не пересидишь
и не перележишь. Постоянное сосредоточение
внимания на светлых сторонах жизни и
на действиях, на которые могут улучшить
положение, не только сохраняет здоровье,
но и способствует успеху. Ничто так сильно
не обескураживает как неудача, ничто
не ободряет больше, чем успех.
Рассмотрев в качестве примера
учебный и экзаменационный стресс, можно
сказать, что факты показывают, что обучающие,
обладающие хорошо развитыми навыками
саморегуляции, при наличии тревожности
выполняют сложные экзаменационные задания
лучше, нежели когда тревога или тревожность
отсутствует. Чувство тревожности из препятствия
может преобразоваться в источник успеха.
Для того чтобы справиться со
стрессом необходимо лишь желание и немного
свободного времени. Лучше начать с релаксации
(2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно
можно освоить медитацию. Займитесь спортом,
хобби и т.д. Если есть желание, но нет времени,
то вам поможет самовнушение – просто
думайте о прекрасном, о том, что у вас
все хорошо.
Список используемых
источников
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология:
учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова.
– 5-е изд. – М.: Академический проспект:
Альма Матер, 2015. – 702 с.
- Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование
адаптации студентов к условиям учебы
в вузе // Человек и общество: Уч. записки
XIII. - Л.: ЛГУ, 2013. - 69 с.
- Бодров, В.А. Информационный стресс. М.:
ПЕР СЭ, 2014. - 382 с.
- Бодров, В.А. Психологический стресс:
развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2015.
– 528 с.
- Горизонтов, П.Д. Стресс: БМЭ, 2013. - 628 с.
- Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики:
М.: Политиздат, 2010. - 286 с.
- Губачев, Ю.М., Иевлев, Б.В., Карвасарский,
Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях
нормы и патологии:. Л.: Медицина, 2010. - 224
с.
- Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные
психологические и медикаментозные подходы:.
- СПб.: Речь, 2012. – 217 с.
- Изард, К. Эмоции человека:. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2010.- 440 с.
- Космолинский, Ф.П. Эмоциональный стресс
при работе в экстремальных условия :.
М.: Медицина, 2011. - 190 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник
для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./ В.С.
Мухина - М.: Издательский центр «Академия»,
2012. - 456 с.
- Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность
и устойчивость к психологическому стрессу
// Психологические факторы на работе и
охрана здоровья:. М. - Женева, 2010. - 121-126
с.
- Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические
исследования // Эмоциональный стресс:
Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 2010. - 178-208.
- Митева, И.Ю. Курс управления стрессом:.
Москва: ИКЦ "МарТ", 2014. - с.288
- Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы
коррекции:. СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
- Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей
нервной деятельности студентов на характер
протекания экзаменационного стресса
// Журнал ВНД им. Павлова, 2010, №6, 959-965 с.