Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 21:48, реферат
Технику отдельного приема можно рассматривать как систему движений, направленную на решение определенной двигательной задачи. Эффективная техника, отличающаяся высокой координированностью движений, их устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсменам достичь наивысших результатов на соревнованиях различного ранга.
В технике волейбола различают исходное положение и ряд фаз. Разделение технического приема на фазы осуществляется на основе своеобразия отдельных движений в целостном двигательном акте. Кроме того, некоторые фазы технических приемов могут содержать подфазы.
Введение
Стойки и исходные положения
Техника передачи мяча снизу
Техника передач мяча сверху
Техника нападающего удара
Техника подачи
Техника блокирования
Список использованной литературы
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленен на подфазы: начало, середину и напрыгивание. В первой, стартовой, подфазе волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча, выполняет один или два так называемых ступающих шага в замедленном темпе с характерной ходьбы двойной опорой.
Во второй подфазе игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
В третьей подфазе – напрыгивании игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.
При напрыгивании стопу вынесенной вперед ноги ставят с пятки, другую ногу присоединяют к первой, выпрямленные руки отводят назад для предстоящего махового движения.
Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динаграфической кривой. Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса волейболиста.
Во второй подфазе толчка стопа полностью опирается подвешенной частью на поверхность площадки, происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища – в тазобедренных. В результате значительно снижается давление на опору, в отдельных случаях падая до нуля. Руки начинают в этой микрофазе маховые движения.
В третьей подфазе – отталкивание от опоры в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах – вновь увеличивается давление на опору.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору.
Высота прыжка в значительной степени обусловлена взрывным характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедления движений в конце толчка. Существенное значение для высоты прыжка имеет расположение стоп при отталкивании. Наиболее рациональна параллельная постановка стоп. При большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах до 100-1150. При относительно меньшей силе мышц ног целесообразно менее значительное сгибание ног – до 120-1300 и выполнение прыжка за счет скоростного компонента движения. Такой способ отталкивания от опоры можно рекомендовать юным спортсменам, у которых сила мышц ног еще недостаточно развита.
Ритм разбега обусловлен особенностями скорости и направлением полета мяча, посланного второй передачей.
Удар по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также движения расчленяют на две подфазы: подфазу взлета и замаха и собственно ударное движение. Замах правой руки для удара по мячу выполняется в момент окончания отталкивания от опоры. В это время левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводят вниз, а правой продолжают начатое движение.
Нападающие удары с переводом
Нападающий удар с переводом влево без поворота туловища. Этот удар используется в том случае, когда зоны прямого удара закрыты блоком противника. Особенно эффективен этот способ нападающего удара, когда разбег и прыжок выполняется, как и при ударе, - по ходу разбега. Блокирующие игроки, определяя направление удара по первоначальным движениям нападающего, закрывают направление прямого удара, оставляя открытой зону для удара с переводом.
Удар с переводом сложнее по выполнению, чем прямой нападающий удар. Первоначальные движения – разбег и прыжок – при ударе с переводом в основном сходны с разбегом и прыжком при прямом нападающем ударе, однако движение замаха руки и особенно сам удар рукой по мячу отличаются от прямого удара: рука вместо прямого движения описывает дугу через сторону и производит удар по правой боковой поверхности мяча.
Нападающий удар с поворотом туловища и переводом влево. Этот удар применяется в тех же случаях, что описанный выше способ. В момент отталкивания от площадки и прыжка игрок поворачивает туловище влево и затем производит удар с переводом, причем движения руки при замахе и ударе похожи на движения при прямом ударе.
Нападающий удар с переводом может выполняться с поворотом туловища как влево, так и вправо.
Нападающий удар с поворотом туловища влево с переводом вправо. Этот удар – наиболее сложный по технике выполнения. Игрок в момент прыжка поворачивает туловище влево, затем одновременно с движением ударяющий руки от себя и винтообразным вращательным движением туловища вниз - в сторону производит нападающий удар с переводом вправо.
Нападающие удары левой рукой
Приведенные выше способы нападающих ударов могут выполняться не только правой, но и левой рукой. Техника выполнения ударов левой рукой в основном не отличается от техники выполнения ударов правой рукой. Для успешных тактических действий важно, чтобы игроки команды владели нападающими ударами левой рукой. Если в команде имеются волейболисты, играющие в нападении левой рукой, то можно успешно осуществлять тактические системы игры с первой передачи, направляя первую передачу на подтянувшего к сетке игрока зоны 3 или 2, а также с откидки игрока зоны 4 игроку зоны 3.
Очень эффективными нападающие удары левой рукой, когда игрок на замах выносит не одну, а обе руки и блокирующие игроки не могут определить направление полета мяча от удара. При этом игрок чередует удары то левой, то правой рукой. В настоящее время эти удары не применяются на практике.
Обманные удары
В настоящее время применяются в основном два способа. При первом предварительно выполняются отвлекающие действия, имитирующие вторую передачу в прыжке с последующем направлением мяча двумя (или одной) руками на незащищенное место площадки противника. Данный способ может применяться либо выходящим игроком, либо одним из волейболистов передней линии при расположении блокирующих близко у сетки. Направлять мяч нужно через блокирующего игрока, стоящего под сеткой, на незащищенное место площадки соперника. При этом игрок производит энергичный замах для удара и в последний момент посылает мяч быстрым движением кисти и пальцев на площадку противника.
Посылать мяч на незащищенное место противника целесообразно только при групповом блокировании, учитывая при этом расположение страхующих игроков. Сложность приема обманных мячей игроками обороняющейся команды заключается быстрой сменой одних действий другими, что затрудняет ответную реакцию. Однако такие удары достигают результата только в чередовании с сильными нападающими ударами.
Техника подачи
В настоящее время подачу выполняют двумя способами: ударами прямым и боковым сверху.
Техника боковой планирующей подачи состоит из ряда последовательных фаз.
Поддерживая левой рукой мяч на уровне груди в исходном положении, игрок переносит вес тела на правую, несколько согнутую ногу. Подготовительная фаза начинается с отведения правой руки вниз - в сторону, подбрасывание мяча и продолжения сгибания правой опорной ноги.
В основной фазе. Левую ногу игрок отставляет в сторону, опираясь на носок стопы, туловище выпрямляет в поясничной части, правую руку посылает навстречу подброшенному вперед-вверх мячу. Затем в результате поворота на носке стопы левой ноги и ЦТТ смещается вперед-вверх. Правая рука продолжает движение к мячу, кисть руки немного согнута. Далее, до момента удара по мячу, туловище волейболиста находясь в безопорном положении, останавливает вращение, правая рука в результате произведенного усилия несколько притормаживает свое движение к моменту соприкосновения с мячом.
В момент удара правая рука почти выпрямляется и выполняет удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по-прежнему имеет незначительное тыльное сгибание. Угол между плечом и туловищем в момент удара почти не изменяется. Причем кисть не обгоняет предплечье, а предплечье – плечо.
В заключительной фазе сопровождающее движение руки почти отсутствует, спортсмен переносит вес тела на левую ногу.
Техника прямой подачи с планирующей траекторией полета мяча состоит в следующем. В подготовительной фазе волейболист, как бы прицелившись в определенную зону, подбрасывает мяч и оптимально отводит руку для замаха. Амплитуда сгибания правой, опорной, ноги при этом незначительна.
В основной фазе планирующей подачи сверху игрок, разгибая правую ногу, перемещает туловище вперед, перенося вес тела на левую ногу. В этот же момент правая рука движется вперед-вверх навстречу мячу с нарастающей скоростью. Затем игрок ладонной поверхностью кисти бьет по мячу. Удар сопровождается мгновенным произвольным усилием, фиксирующим дистальные звенья руки в положении удара и тормозящим дальнейшее движение руки. Туловище продолжает двигаться вперед, его вес переносится на стоящую впереди левую ногу, правая нога полностью выпрямляется. Взгляд игрока сосредоточен на мяч.
Техника верхней прямой подачи в прыжке применяется в волейболе сравнительно недавно. Она является эффективным атакующим действием. Ее выполнение заключается в следующем.
Из исходного
положения в подготовительной фазе
волейболист движением
Техника блокирования
Блокирование в волейболе – основное средство защиты от сильных нападающих ударов. Оно может выполняться одним, двумя и тремя игроками.
Кроме основных своих обязанностей – блокирования, игроки должны уметь подыграть мяч, отскочивший от блока, осуществить перехват обманного мяча, посланного на незащищенное место, сыграть мяч, отскочивший от сетки и, наконец, быстро включиться в игру. Кроме того, для успешного ведения игры необходимо организовать повторный блок, а также принять участие в передаче и нападающем ударе.
Техника собственного блокирования в определенной степени зависит от характера атакующих действий волейболистов противоположной команды. Эти особенности обусловлены интервалами времени, в течение которого осуществляется то или иное атакующее действие. При этом чем быстрее выполняется нападающий удар, тем быстрее блокирующий игрок производит прыжок.
Техника индивидуального блокирования
Техника индивидуального блокирования ударов с обычных (высоких) передач заключается в следующем. Волейболист после перехода мяча с подачи на сторону противника занимает стойку готовности к последующим действиям: передвижению по площадке или выходу в исходное положение. При этом ноги игрока незначительно согнуты, руки опущены вниз и несколько согнуты в локтевых суставах, взгляд сконцентрирован на траектории полета мяча и действиях игроков, выполняющих первую и второю передачи.
После того как определились направление и высота передачи мяча для нападающего удара, волейболист легко с помощью одного, двух или трех и более приставных или обычных шагов перемещается в зону атаки и только тогда принимает исходное положение, которое создает оптимальные условия для выполнения блокирования. Находясь в исходном положении, игрок увеличивает сгибание ног, предплечья согнутых рук находятся на уровне пояса, сагиттальная ось туловища расположена вертикально по отношению к горизонтальной плоскости, ноги расставлены на ширине плеч, вес тела распределена все подвешенные части стоп. Взгляд волейболиста сосредоточен на мяче.
Первую фазу – отталкивание от опоры – волейболист должен точно соотнести по времени с действиями нападающего игрока, так как несвоевременный, слишком ранний или запоздалый прыжок не позволит блокирующему синхронизировать свои действия с действиями нападающего.
При блокировании нападающих ударов, выполняемых с обычных передач, для своевременной постановки блока игроку необходимо оттолкнуть от опоры в тот момент, когда нападающий уже находится в безопорной фазе. Это объясняется тем, что путь движения ЦТТ блокирующего короче, чем нападающего.
Техника прыжка при блокировании во многом отличается от техники, приземляемой пи нападающем ударе. Игрок с места в первой микфазе толчка некоторым увеличением сгибания ног и туловища в тазобедренных суставах отпускает ЦТТ вниз, отводя для предстоящего махового движения согнутые руки назад.
Во второй микрофазе отталкивания резким разгибанием ног в суставах, выпрямлением туловища и энергичным маховым движением рук волейболист приводит свое туловище в вертикальное положение.
В заключительной микфазе прыжка игрок отталкивается от опоры пружинистым движением стопы. Маховое движение рук осуществляется со значительно меньшей амплитудой, так как руки игрока согнуты и в фазе толчка полностью не выпрямляются. При этом произвольная задержка махового движения происходит в тот момент, когда плечо приходит в горизонтальное положение.