Комплекс физических упражнений при остеохондрозе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы является изучить и описать систему физического воспитания и роль и возможность физической культуры в обеспечении здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……с.3
Основная часть………………………………………….…с.5-16
Глава 1.Понятие системы физического воспитания…..…….с.4
Мировоззренческие основы………………….………с.4
Теорико-методические основы…………..………….с.4
Программно-нормативные основы……….………..с.5
Организационные основы…………….…………..с.5-6
Глава 2. Роль и возможность физической культуры в обеспечении здоровья………………………………………..…………….с.6-14
Глава 3. Комплекс физических упражнений при остеохондрозе……………………………………………………….с.14-16
Заключение……………………………………………...……с.17
Список литературы…………………………....…………….с.18

Файлы: 1 файл

k_r_fizich_kultura.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………….……с.3

Основная часть………………………………………….…с.5-16

Глава 1.Понятие системы физического воспитания…..…….с.4

        1. Мировоззренческие основы………………….………с.4
        2. Теорико-методические основы…………..………….с.4
        3. Программно-нормативные основы……….………..с.5
        4. Организационные основы…………….…………..с.5-6

Глава 2. Роль и возможность физической культуры в обеспечении здоровья………………………………………..…………….с.6-14

Глава 3. Комплекс физических упражнений при остеохондрозе……………………………………………………….с.14-16

Заключение……………………………………………...……с.17

Список литературы…………………………....…………….с.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель моей контрольной работы является изучить и описать систему физического воспитания и роль и возможность физической культуры в обеспечении здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.

Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы. С целью формирования у него физических качеств и приобретение им таких умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества и интересам личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие системы физического воспитания

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1.1 Мировоззренческие основы

  Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

 

 

1.2 Теорико-методические основы

Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

 

 

 

1.3 Программно-нормативные основы

Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента и условиям основной деятельности участников физкультурного движения в двух основных направлениях: обще подготовительном и специализированном.

Обще подготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания.

1.4 Организационные основы

Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов.

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

 

Глава 2. Роль и возможность физической культуры в обеспечении здоровья.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики. Она не имеет границ – социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических. Физическая культура имеет деятельную и результативную стороны, к которым относится степень физического совершенства людей и физической их подготовленности к труду и другим формам общественно полезной жизнедеятельности, состояние здоровья, осознанный интерес к физическим упражнениям, внедрение физической культуры в жизнь людей и др. Физическая культура представляет собой ту часть культуры человека, которая определяет степень развития физических сил и двигательных навыков, а также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека, состояние его здоровья, раскрывает потенциальные возможности физической деятельности человека. Оптимальный уровень физического развития даёт возможность осуществлять на высоком уровне профессиональную деятельность. В силу этого физическая культура выступает как обширная социальная область проявления результатов содержательного творческого труда, личных дарований.

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи общекультурные социальные функции (образовательная, воспитательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, коммуникативная и др.). Эти функции по признакам общности их проявления В.И. Ильинич сводит в следующие группы: 1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития. 2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности. 3. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе и рациональном использовании нерабочего времени. 4. Развитие волевых, физических способностей и двигательных возможностей человека до предельного уровня. Не вызывает сомнения, что физическая культура и спорт – эффективные средства повышения физической и психологической работоспособности человека. Активно-двигательная деятельность способствует поступательному росту уровня профессиональной деятельности, увеличению периода высокой работоспособности, повышению устойчивости к учебным нагрузкам, более быстрому восстановлению, высокой эмоциональной и волевой устойчивости к стрессам, снижению усталости в труде. Занятия физической культурой и спортом требуют постоянного совершенствования, и таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, значит, воспитывают целеустремлённость, самообладание, волю. Физическая культура и спорт оказывают многоплановое и достаточно ощутимое влияние на эффективность нравственного воспитания, формирование культуры людей, особенно молодёжи. Наши предки жили в тесном контакте, общении с природой и работали синхронно с природными ритмами – вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Естественно, что каждое время года нашло свой трудовой настрой, свой ритм жизни. Человек, занимаясь тяжёлым физическим трудом, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о восстановлении своего здоровья. Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, так как забота о нём переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья. Несмотря на всё расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, её широкомасштабные мероприятия – стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличение числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т.п. – количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях. Результаты исследований здоровья человека, факторов, влияющих на его состояние, показывают, что здоровье человека зависит от: состояния медицины – на 10%; − влияния экологических факторов – на 20…25%; − генетических факторов – на 20%; − условий и образа жизни – на 502%. В период сегодняшних социально-экономических реформ революции резко возросло значение гигиены – науки о здоровье, о средствах и методах его сохранения, укрепления и предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды. Гигиеническому регламентированию подвержены любые формы трудовой, учебной, спортивной, культурной деятельности человека, и, как следствие, гигиена изучает условия труда, быта, отдыха, одежды, питания, занятия спортом, физической культурой, что, в свою очередь, обязывает гигиеническую науку глубоко познавать состояние почв, воздуха, климата и микроклимата. Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а также выполнению профессиональных функций. Для студента состояние здоровья – показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного, интересов в учёбе, быте, отдыхе. Здоровье – это гармоничное единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и об- щественной жизни.Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества. Физическая культура – часть общей культуры. Установлено, что почти все долгожители полны энергии, желания трудиться, сохраняют ясность мысли, способность к творческой деятельности, и, главное, отличаются высокой двигательной активностью, проявлением интереса к достижениям культуры. Почему важна активная работа мускулов для здоровья и продолжительности жизни? Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что, безусловно, улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма. Гиподинамия же и ограниченные физические нагрузки интенсивно способствуют затуханию жизнедеятельности организма. Немаловажен душевный настрой человека. Среди долгожителей нет угрюмых, чёрствых, нелюдимых. Известный немецкий учёный Иммануил Кант, проживший 80 лет и оставивший человечеству богатейшее философское наследие, видел сохранение здоровья в умении сочетать нагрузку на желудок и ноги с умственным напряжением. Примечательно, что искусство быть здоровым в те времена называли диетикой. Великий Авиценна считал наиболее главным условием здоровой жизни уравновешенность натуры, выбор здоровой пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, чистый воздух. Одежду, в которой человек не должен перегреваться или переохлаждаться и равновесие между умственной и физической работой. По данным статистики, в нашей стране 47% населения обладает массой тела, превышающей рекомендуемые медиками и диетологами нормы. Экспериментально доказано, что ожирение приводит к ряду заболеваний, связанных с излишним весом, разрастанием жировой прослойки в тканях, дополнительной нагрузкой на сердечно-сосудистую систему, перегрузками опорно-двигательного аппарата, с перенапряжением обменных процессов на клеточном уровне. Общеизвестно, что люди с избыточным весом живут на 6…8 лет меньше! Особенно опасно ожирение для людей в возрасте 45…50 лет, когда уменьшаются уровни двигательной активности, функционирования большинства систем организма, ухудшается обменный процесс, снижаются энергозатраты, что наиболее характерно для преподавателей, научных работников. Необходимо учитывать количество калорий в сутки и энергозатрат при различных видах трудовой деятельности. Путём несложных расчётов можно найти наиболее оптимальный вариант питания, исходя из возможностей каждого человека. Превышение рекомендуемых норм может привести к «пищевой наркомании» со всеми вытекающими отрицательными последствиями, в частности, связанными с нарушением обменных процессов. Так, нарушение солевого обмена ведёт к остеохондрозам, вызывающим острую физическую боль, ограничивающим подвижность суставов,позвоночника, негативно влияющим на мозговое кровообращение Научно-технический и социальный прогресс в корне изменил характер трудовых процессов. Сегодня подавляющее большинство профессий не связано с мускульными энергозатратами, но зато резко повысились требования к скорости переработки информации, устойчивости к многочисленным воздействиям внешней среды, уровням нервно- психической напряжённости. При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне двигательной активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболевания желудочно-кишечного тракта, остеохондрозом, радикулитом, ишиасом. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела. Наиболее важным физическим качеством для здоровья является общая выносливость. Научными исследованиями последних десятилетий обнаружена тесная положительная связь между состоянием здоровья и выносливостью. Для планирования объёмов двигательной активности необходимо определить степень своего здоровья, что позволит более целенаправленно организовать для себя комплекс оздоровительных факторов физической культуры. Какой же объём двигательной активности необходим человеку, чтобы не снижались хорошая работоспособность, высокий уровень здоровья и активное долголетие? Вопрос очень сложный. Ответ на него зависит от множества биологических, социальных, трудовых факторов. Наверное, поэтому и нет точных количественных рекомендаций для каждого человека.

В основе гигиенических требований к занятиям оздоровительными физическими упражнениями лежат общие принципы непрерывности, комплексности, адекватности. Физическое воспитание, занятия оздоровительной физической культурой не должны носить эпизодический характер. Определённый объём двигательной активности должен стать постоянной частью общей культуры человека. Нельзя допускать даже на относительно короткие периоды снижение уровней и объёмов двигательной активности, так как это повлечёт уменьшение параметров физических качеств и, как следствие, потерю двигательных навыков и умений. Одним из центральных принципов следует считать принцип комплексности, включающий развитие и формирование всех основных двигательных качеств. Первостепенна общая выносливость, существенны – сила, силовая выносливость, важны и необходимы – ловкость, гибкость. Под принципом адекватности подразумевается свод гигиенических требований к физическим нагрузкам, соответствующий возрасту, полу, состоянию здоровья. Объём, интенсивность, структура физических нагрузок не должны быть вредны для здоровья. Нежелательны занятия без консультации педагога по физическому воспитанию, врачебного контроля и определённых знаний анатомии и особенностей своего организма. Общая выносливость развивается в основном циклическими упражнениями – ходьба, бег, велосипед, лыжи и т.п. При занятиях ациклическими упражнениями (спортивные игры, бокс, борьба, гимнастика, танцевальные упражнения) развиваются скоростные качества. Наиболее доступными видами нагрузок следует считать бег и ходьбу. Особенно высока эффективность их использования при занятиях на свежем воздухе.

В понятие «коррекции» входят сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, влияющих на формирование опорно- двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях, нарушения в развитии правильной формы грудной клетки, плоскостопие и другие недостатки. В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и общеразвивающие физические упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища, для выработки правильной осанки, дыхательные упражнения для улучшения функции дыхания: плавание, подвижные и спортивные игры, элементы спорта. При наличии лишней массы тела полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области шеи, живота, спины и бёдер. При выполнении упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лёжа. Рекомендуются ритмическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, плавание, туризм. Наиболее эффективными, активизирующими жировой обмен, являются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. В случае различных форм сердечно-сосудистой недостаточности дыхательной системы применяются строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, гребля, передвижение на лыжах и т.п. При повышении уровня тренированности и улучшении в деятельности этих и других функциональных систем, физическая нагрузка постепенно увеличивается. Коррекция физической подготовленности осуществляется после определения её недостаточности. Занимающимся предлагается выполнить ряд тестов, результаты которых создадут условия для корригирующего тренировочного процесса.

Информация о работе Комплекс физических упражнений при остеохондрозе