Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа
1. Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.
2. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.
3. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
4. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
Для предупреждения травматизма
во время занятий физической культурой
следует для начала определить
причины, условия и обстоятельства получения
травм обучающимися во время выполнения
различных упражнений, а затем выработать
травмоисключающие поведенческие рекомендации.
Чаще всего встречаются легкие спортивные
травмы, которые не доставляют пострадавшим
больших неприятностей. Как правило, это
обычные травмы, такие же как и в повседневной
жизни. Но есть травмы, которые характерны
только для спортсменов. Они могут быть
различной тяжести, в том числе и тяжелыми,
требующими оперативного вмешательство
медицинских специалистов. Следует выделить
три основных фактора, влияющих на травматизм:
индивидуальные особенности занимающихся
физической культурой; условия проведения
занятий, наличие и качество инвентаря
(снаряжения); особенности конкретного
вида спортивной деятельности и тип физической
активности.
Среди индивидуальных особенностей людей,
занимающихся физической культурой и
спортом, наибольшее значение имеют возраст,
состояние нервной системы, темперамент,
психологическую зрелость и практический
опыт. В образовательных учреждениях наибольшее
количество травм наблюдается в начале
и в конце учебного года, когда учащиеся
еще функционально не готовы к нагрузкам
или уже находятся в перенапряженном состоянии.
Резко возрастает риск получения травм
при инфекционных заболеваниях, часто
сопровождающихся различными осложнениями.
Важное значение для предупреждения травматизма
имеют условия проведения занятий, спортивный
инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная
погода и недостаточное освещение значительно
увеличивают риск получения травмы.
К травмам могут привести также недоброкачественный
или не подходящий по размеру или для данного
вида спорта инвентарь, недооценка специального
защитного снаряжения.
В равной степени надо учитывать особенности
конкретного вида спортивной деятельности
и тип физической активности. Некоторые
виды спорта предъявляют свои особые требования
к занимающимся. Их особенности могут
привести к специфическим для этих видов
спорта травмам. Неодинаковые требования
к занимающимся предъявляют и различные
виды физической активности. Для предотвращения
травм на занятиях физической культурой
и спортом каждому занимающемуся рекомендуется
выполнять следующие правила:
— иметь для занятий соответствующие
одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;
— не стремиться сразу же к рекордным
результатам, а улучшать свои спортивные
показатели постепенно, без ущерба для
здоровья;
— перед каждым занятием непременно выполнять
разминочные упражнения, чтобы уменьшить
вероятность растяжения и разрыва мышц,
связок и сухожилий;
— обязательно пользоваться в необходимых
случаях защитным снаряжением (щитками,
шлемами, очками).
Духовно-нравственное и психическое
благополучие человека обеспечивает ему
необходимые условия для полноценной,
активной и творческой жизни. Подобное
состояние возможно только при определенных
обстоятельствах: когда человек здоров
физически, нацелен на благородные поступки,
а также способен нейтрализовать собственные
негативные побуждения по отношению к
окружающим и окружающих по отношению
к себе.
Ведущим направлением действий по достижению
такого состояния является приобщение
к здоровому образу жизни, который нацелен
на физическое и психическое благополучие.
Наиболее важной составляющей здорового
образа жизни являются физическая культура
и спорт, которые используют средства
и методы определенной направленности.
Для физического воспитания характерна
комплексность в применении средств, к
которым помимо физических упражнений,
следует отнести естественные силы природы
и гигиенические факторы.
Физическое упражнение — это двигательное
действие, специально разработанное для
решения задач физического воспитания.
Отличие физического упражнения от трудового
двигательного действия состоит в том,
что физическое упражнение направлено
на себя, на свое личное физическое совершенствование,
а трудовое двигательное действие направлено
на предмет производственной деятельности.
Использование естественных сил природы
как средства физического воспитания
осуществляется по двум направлениям:
• они как сопутствующие факторы создают
наиболее благоприятные условия для занятий
физическими упражнениям и дополняют
и усиливают эффективность воздействия
движений на организм человека;
• в качестве относительно самостоятельных
средств оздоровления и закаливания в
виде специальных процедур, солнечных,
воздушных и водных ванн, они, включенные
в режим трудовой и учебной деятельности,
становятся формой активного отдыха, повышают
эффект восстановления и создают положительные
эмоции.
Одним из главных требований при использовании
естественных сил природы является системное
и комплексное применение их в сочетании
с физическими упражнениями. Их правильное
использование позволяет реализовать
механизм переноса эффекта закаливания,
т. е. проявить приобретенный эффект закаливания
в учебной, трудовой деятельности; создает
возможности для преодоления больших
нагрузок, а следовательно, повышения
работоспособности; увеличивает сопротивляемость
организма к действию радиации, перегрузок,
вибрации, укачивания и пр.; формирует
высокие волевые качества.
Обширную группу разнообразных средств
представляют собой гигиенические факторы,
условно разделяемые на две подгруппы.
В первую подгруппу входят средства, обеспечивающие
жизнедеятельность человека вне процесса
физического воспитания: нормы личной
и общественной гигиены, быта, учебы, труда,
питания, отдыха, т. е. условия для полноценных
занятий физическими упражнениями. Вторую
группу составляют средства, включаемые
в процесс физического воспитания: оптимизация
режима нагрузок и отдыха в соответствии
с гигиеническими нормами, обеспечение
рационального питания, создание внешних
условий для занятий физическими упражнениями
(чистота воздуха, достаточная освещенность,
искусственная аэронизация, исправность
инвентаря, удобство одежды и т. д.) и восстановления
после них (баня, душ, массаж и т. п.).
В процессе физического воспитания применяются
разнообразные методы обучения. Их можно
подразделить на три группы: наглядные,
словесные и практические. Методы наглядного
восприятия заключаются в демонстрации,
показе плакатов, кинограмм, рисунков,
предметных пособий (шарнирных моделей),
кинофильмов и видеофильмов. Методы использования
слова — это беседа, задание, команда,
объяснение, описание, оценка, подсчет,
разбор, рассказ и указание. Практические
методы — строго регламентированные упражнения
(разучивание по частям или в целом) и частично
регламентированные упражнения (игры
и соревнования). Они являются основными
при обучении двигательным действием.
Во время занятий физическими
упражнениями наиболее информативным
и простым показателем самочувствия является
частота сердечных сокращений (ЧСС), которую
можно измерить, приложив пальцы к запястью.
Для того чтобы оценить влияние физических
упражнений на состояние сердечно-сосудистой
системы, можно рекомендовать выполнение
о р-тостатической пробы. Она заключается
в подсчете ЧСС сначала в положении лежа
за одну минуту времени, затем после подъема
без резкого усилия в положении стоя. Если
разница между двумя подсчетами более
20 уд./мин, то это может свидетельствовать
о недостаточном восстановлении функций
организма в результате перенесенного
заболевания либо скрытом ухудшении самочувствия,
связанном с перетренировкой.
Существуют и другие способы самоконтроля:
проба с приседаниями; измерение жизненной
емкости легких (ЖЕЛ); антропометрические
измерения; определение степени утомления
(большая, значительная, легкая) по внешним
признакам — окраска кожи, самочувствие,
внимание, потливость и дыхание и т. д.
К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера). В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.
Физическая нагрузка — это
величина воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. При соблюдении
определенных условий нагрузка ведет
к повышению функциональных возможностей
организма. Повторное применение нагрузки,
постепенное ее увеличение и чередование
с необходимым отдыхом способствуют развитию
необходимых физических (двигательных)
качеств. Отсюда следует, что результаты
занятий физическими упражнениями зависят
главным образом от объема и интенсивности
нагрузки. Под объемом понимают количество
физической нагрузки за одну тренировку
(неделю, месяц), выраженное в мерах времени,
длины, веса, в количестве выполненных
упражнений и других конкретных показателях.
Интенсивность — это объем выполненной
работы в единицу времени. Распределение
нагрузки на занятиях должно соответствовать
возрасту занимающихся, степени их тренированности.
Слишком малая нагрузка не способствует
увеличению результатов, а слишком большая
может привести к утомлению и перетренированности.
Непосильная физическая нагрузка приводит
к тому, что лицо тренирующегося бледнеет
или краснее, с его лба струится обильный
пот, у него появляется одышка, нарушается
координация движений, пропадает желание
и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить
эффективность занятий, необходимо тщательно
дозировать физическую нагрузку и не допускать
перетренированности.
В соответствии применяемой нагрузки
функциональному состоянию организма
можно судить по пульсу перед началом
очередного занятия.
Это делается следующим образом. До начала
занятия надо отдохнуть сидя в течение
3 мин, а затем сосчитать количество сердечных
сокращений за 1 мин. Если перед каждым
занятием их количество примерно одинаково,
это говорит о нормальном восстановлении
и готовности организма к началу очередного
занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин
оценивают как отличную, 60—74 удара — как
хорошую, 74—89 ударов — как удовлетверительную
и более 90 уд. /мин — как неудовлетворительную.
Во время занятий физическими упражнениями
степень увеличения пульса зависит от
многих факторов, основными из которых
являются интенсивность и объем физической
нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет
колебаться в пределах 100— 130 уд./мин, это
свидетельствует о небольшой нагрузке.
Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует
нагрузку средней интенсивности. Пульс
150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке,
учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует
о достижении предельной нагрузки.
Обычные исследования в покое
не могут вскрыть существенных отклонений
от нормы в деятельности сердца и сосудов.
Поэтому для этой цели применяют функциональные
пробы сердечнососудистой системы, которые
помогают выявить приспособляемость организма
к физическим нагрузкам. Чаще всего используют
различные функциональные пробы с разной
дозированной нагрузкой (например, 60 подскоков,
20 приседаний, 3-минутный бег на месте и
др.). Для определения общего уровня тренированности
функциональные пробы должны отвечать
определенным требованиям. Во-первых,
нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим
особенностям организма. Во-вторых, пробы
должна выявлять приспособляемость организма
к физическим напряжениям. В-третьих, проба
должна быть проста и выполнима в любых
условиях.
Следует учитывать, что в процессе систематических
тренировочных занятий частота пульса
в покое становится реже, а разница между
величинами пульса в положении лежа и
стоя постепенно уменьшается. Кроме того,
чем более тренирован организм, тем на
меньшую учащается пульс после физической
нагрузки, и через более короткий промежуток
времени происходит восстановление пульса
до нормального.
Для самоконтроля чаще всего применяется
шестимоментная функциональная проба
сердечно-сосудистой системы, которая
производится в следующей последовательности:
• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать
пульс в течение 1 мин;
• спокойно подняться и простоять 1 мин,
после чего подсчитать пульс в течение
1 мин;
• высчитать разницу между величинами
пульса в положении стоя и лежа и умножить
эту цифру на 10;
• сделать 20 глубоких приседаний в течение
40 с. Во время приседаний энергично направлять
руки вперед, а при вставании опускать
вниз. После этого вновь подсчитать пульс
в течение первой минуты;
• подсчитать пульс в течение второй минуты
после нагрузки;
• подсчитать пульс в течение третьей
минуты после нагрузки.
Оценка уровня тренированности получается
путем суммирования всех шести полученных
результатов. Чем меньше суммарный показатель,
тем выше уровень тренированности. У высокотренированных
учащихся этот показатель может колебаться
в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо
тренированных — от 350 до 400 (4 балла); у
среднетренированных — от 400 до 450 (3 балла);
у плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла);
у нетренированных или имеющих отклонения
в состоянии здоровья — более 500 (1 балл).
Эту функциональную пробу нужно провести
три раза: в сентябре, декабре и мае. При
прочих равных условиях уменьшение суммарного
показателя будет свидетельствовать об
улучшении состояния здоровья и повышении
уровня тренированности, а его увеличение
— об ухудшении самочувствия и снижении
спортивной формы.
Легкая атлетика объединяет
различные виды физических упражнений
со стереотипными (повторяющимися в неизменном
виде), циклическими (спортивная ходьба,
бег), ациклическими (метания, прыжки) и
смешанными движениями (кросс, барьерный
бег). Во всех видах легкой атлетики более
всего подвержены повреждениям голеностопный
и коленный суставы. Особенно часты растяжения
и разрывы связочного аппарата, надрывы
и разрывы сухожилий (ахиллова сухожилия,
головки двуглавой мышцы плеча), реже встречаются
травмы мышц (спины, задней поверхности
бедра). Кроме того, при общих стартах на
кроссовых дистанциях возможно острое
физическое перенапряжение сердечно-сосудистой
системы. Иногда наблюдается так называемый
гравитационный шок — кратковременная
потеря сознания в результате резкой остановки
после интенсивного бега.
Чтобы избежать травмирования во время
занятий легкой атлетикой, необходимо
выполнять следующие рекомендации по
технике безопасности:
1. Места проведения занятий следует постоянно
содержать в порядке. Своевременно проводить
ремонт беговых дорожек и легкоатлетических
секторов. В зимнее время очищать их от
снега, а в случае оледенения посыпать
поваренной солью (песком, золой). В жаркое
время резинобитумные и синтетические
дорожки надо смачивать водой.
2. Перед занятиями необходимо проверять
исправность инвентаря и оборудования,
состояние площадок.
3. Бег на стадионе следует проводить только
в направлении против часовой стрелки.
4. Следить, чтобы в зонах безопасности
во время бега и прыжков не было посторонних
предметов и людей.
5. В качестве финишной ленточки использовать
только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование
капроновых, нейлоновых тканей и ниток
должно быть исключено.
6. Бежать на короткие дистанции при групповом
старте следует только по своей дорожке,
а во время бега исключить резко «стопорящую»
остановку.
7. Необходимо тщательно рыхлить песок
в яме — месте приземления, а при прыжках
подкладывать в обувь под пятку резиновые
прокладки.
8. Нельзя выполнять прыжки на неровном
и скользком грунте с приземление на руки.
9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед
метанием гранат и других предметов необходимо
проверить, нет ли людей в направлении
метания. При метании нельзя стоять справа
от метающего (когда метание выполняется
левой рукой — слева) и ходить за снарядами
без разрешения преподавателя. Перед метанием
следует вытирать снаряды насухо.
10. Нельзя пересекать места, на которых
проводятся занятия по метанию, бегу и
прыжкам.
11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на
местах занятий. Грабли надо класть зубьями
вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.
12. Запрещается проводить на одной площадке
одновременно занятия несовместимыми
видами спорта (например, футбол и метания,
футбол и бег и т. п.).
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Физкультура и спорт"