Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа
1. Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.
2. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.
3. Самоконтроль с применением ортостатической пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
4. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
Во время занятий физическими
упражнениями в зимнее время года нужно
учитывать метеорологические условия,
оказывающие влияние на самочувствие
и работоспособность занимающихся. При
неблагоприятной погоде следует принимать
необходимые профилактические меры. Например,
при сильном ветре и низкой температуре
воздуха тренировочные занятия проводят
в лесу, а не на открытой местности, используют
более теплую одежду, усиливают физическую
нагрузку. Кроме того, занимающимся поручают
следить друг за другом и сообщать преподавателю
о первых же признаках обморожения. Наиболее
подходящей для лыжной подготовки является
погода с температурой от -5 до -15 °С. Нередко
во время занятий, особенно при внезапном
резком понижении температуры воздуха
или увеличении силы ветра может наступить
переохлаждение организма. Ему также способствует
обильное потоотделение и увлажнение
белья, что бывает при интенсивных тренировках
даже при температуре немного ниже О "С.
Поэтому одежда лыжника должна быть легкой,
свободной, не стеснять движений, надежно
защищать от холода, но не быть слишком
теплой, не задерживать испарения пота
и соответствовать характеру физической
нагрузки. Следует учитывать, что, пока
лыжник находится в активном движении,
влажная одежда не вызывает охлаждения
тела, так как нагревается изнутри теплом,
выделяемым с поверхности кожи. Если же
темп хода снижается или лыжник останавливается,
теплопродукция организма падает и отдача
тепла начинает превышать его приход.
В результате этого наступает охлаждение
организма, которое может повлечь простудное
заболевание.
Обувь лыжника должна обеспечивать защиту
ног от холода, сырости, механических повреждений.
Носки и варежки должны быть сухими и чистыми.
Существенную роль в профилактике обморожений
играют горячие пища и чай. После их приема
температура конечностей человека повышается
на 6 °С и выше, причем происходит это не
сразу, а через 30—60 мин. Их действие сохраняется
в течение нескольких часов.
Существуют определенные признаки обморожения:
онемение поврежденной части тела, побледне-ние,
а затем посинение кожи, отечность. Боль
вначале не ощущается, но при отогревании
отмороженного участка она появляется.
Первая помощь при обморожении состоит
в возможно более быстром восстановлении
кровообращения в пораженных частях тела.
Для этого следует растереть чистой рукой
побелевший участок кожи до покраснения
и восстановления чувствительности. Допускается
растирание шерстяной перчаткой, шарфом.
Употребление снега для растирания нецелесообразно,
так как это усиливает охлаждение пораженного
участка. Кроме того, снег может поцарапать
кожу и тем самым способствовать внесению
инфекции. Если кожа в месте отморожения
отекла и приняла красно-синюшный оттенок,
растирать ее нельзя. Пострадавшего необходимо
как можно быстрее доставить в теплое
помещение и приступить к оказанию первой
медицинской помощи. При небольших обморожениях
лица согревание и восстановление кровообращения
достигается растиранием пораженного
участка ватой, смоченной спиртом (одеколоном,
водкой), а затем сухой шерстяной тканью
до покраснения кожи. После этого накладывается
сухая стерильная повязка. При обморожениях
конечностей применяются ванны для ног
и рук или общая ванна в течение 15—20 мин
с постепенным повышением температуры
воды с 20 до 35—37 °С. Если нет возможности
использовать ванну, то выполняется легкий
массаж сначала с использованием спирта,
а затем сухим способом.
Гибкость — это способность
человека выполнять движения с большой
амплитудой. Определяется это качество
уровнем подвижности в суставах. Принято
выделять две основные формы такой подвижности:
при пассивных движениях и при активных.
Пассивные движения осуществляются в
результате воздействия извне. Они могут
проводиться до полного упора или до болевых
ощущений. Активные движения выполняются
за счет мышечных групп, проходящих через
суставы. Активная подвижность в суставах
имеет наибольшее практическое значение,
так как она в значительной степени реализуется
при выполнении физических упражнений.
Совершенствуя гибкость, важно обеспечить
гармоническое развитие подвижности во
всех суставах.
Основные средства развития гибкости
— это упражнения на растягивание (махи
руками, ногами, супинация и пронация конечностей,
наклоны и вращательные движения туловищем,
фиксация конечностей и туловища в положениях,
связанных с максимальным растягиванием
мышц). К упражнениям, способствующим развитию
пассивной подвижности, относятся движения,
выполняемые с помощью партнера и с отягощением
(в качестве отягощения может служить
и собственный вес тела занимающегося).
Все эти упражнения обеспечивают прирост
подвижности в суставах за счет улучшения
растяжимости мышечно-связочного аппарата.
Они воздействуют непосредственно на
суставную сумку, мышцы и связки, способствуют
их укреплению, повышают эластичность.
При развитии гибкости первостепенное
значение имеет дозировка нагрузок. Выполнять
движения следует до максимальной амплитуды.
Непременным методическим условием является
разминка, которая готовит организм к
предстоящей работе, «разогревает» мышцы,
увеличивая их растяжимость. Ориентировочные
рекомендации по количеству повторений:
до 15—25 повторений в плечевых и тазобедренных
суставах в 8-летнем возрасте и до 30— 45
— в 16-летнем. Темп активных упражнений
— в среднем одно повторение в секунду,
пассивных — одна упражнение за 1—2 с.
Выдержка в статических положениях —
3—6 с. В процессе развития гибкости необходимо
не только повторять упражнения, но и постепенно
увеличивать их количество и число повторений.
Длительность между упражнениями должна
обеспечивать повторение той же работы
без уменьшения амплитуды движений. Время
фазы восстановления зависит от числа
повторений. Чтобы добиться каких-либо
ощутимых результатов в развитии гибкости,
заниматься необходимо не реже трех раз
в неделю.
Неправильная осанка способствует
появлению остеохондроза, неблагоприятному
изменению положения внутренних органов
грудной и брюшной полости (со снижением
их функции). У школьников с нарушением
осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный
аппарат и мышцы, снижены амортизационные
способности нижних конечностей. У них
очень высока степень риска получить тяжелые
травмы (переломы конечностей, тел позвонков)
при прыжках, выполнении упражнений на
спортивных снарядах, на занятиях борьбой,
баскетболом, футболом. Учащимся с нарушением
осанки не рекомендуется заниматься акробатикой,
прыжками в длину и высоту, с трамплина
и с вытки в воду, тяжелой атлетикой. Нагрузки,
связанные с сидением на уроках, им рекомендуется
чередовать с физкультминутками (специальными
упражнениями для мышц спины, брюшного
пресса, плечевого пояса, конечностей).
Продолжительность выполнения таких упражнений
— 1—2 мин.
Упражнения для формирования правильной
осанки
1. И. п. — стоя у стены, касаться ее затылком,
лопатками, ягодицами и пятками. 1—3 —
три шага вперед, сохраняя правильную
осанку; 4—6 — три шага назад и проверить
правильность осанки. Упражнение повторить
3—5 раз.
2. И. п. — такое же, как в упражнении 1, руки
находятся внизу. 1—3 — выполнить движения
руками вперед, в стороны, на пояс, сохраняя
соприкосновение со стеной; 4 — и. п. Упражнение
повторить 3—5 раз.
3. И. п. — стойка на коленях, руки находятся
внизу. 1—3 — прогибаясь, наклониться назад,
стараясь руками достать пятки; 4 — и. п.
Упражнение повторить 5—7 раз.
4. И. п. — о. с. с предметом на голове (мешочек
с песком), руки находятся внизу. 1 — поднять
руки вверх; 2 — развести руки в стороны;
3—4 присесть, руки вперед; 5 — медленно
встать, руки вперед; 6 — опустить руки
вниз. Упражнение повторить 4—6 раз.
Принимая солнечные ванны, строго
соблюдать определенные правила. Лучшим
временем для их приема являются утренние
часы, когда воздух менее нагрет. В середине
дня солнечные лучи падают на землю под
более прямым углом и поэтому возникает
опасность перегревания. При приеме солнечных
ванн нужно ложиться ногами к солнцу, а
голову защищать от солнечных лучей зонтом
или соломенной шляпой. Нельзя обвязывать
голову косынкой, платком, так как это
затрудняет испарение, а следовательно,
и охлаждение. Во время процедуры рекомендуется
менять положение тела (лежать попеременно
на животе, боку, спине), а после каждого
часа делать перерыв на 15 мин и отдыхать
в тени. Нельзя доводить себя до обильного
потения. Запрещается спать во время приема
солнечной ванны. После процедуры следует
искупаться или принять душ, а затем вытереться,
не растирая кожу полотенцем. Для людей,
регулярно занимающихся спортом, необходимости
в специальном приеме солнечных ванн нет.
Спортсмены получают достаточную дозу
солнечной радиации во время тренировок
и выступлений, а излишнее пребывание
под лучами солнца может причинить вред.
Нельзя загорать непосредственно перед
тем, как заниматься физическими упражнениями,
так как в этом случае появляется чувство
усталости. Между окончанием процедуры
и началом тренировки должно пройти не
менее 3 часов. Солнечные ванны следует
принимать не позже чем за 1 ч до еды и не
раньше чем через 1,5ч после. Противопоказаниями
для приема процедуры являются повышенная
температура, гриппоподобные состояния,
острые расстройства желудочно-кишечного
тракта, повышенная возбудимость центральной
нервной системы, сильное истощение.
При бесконтрольном и неумеренном приеме
солнечных ванн в результате общего перегрева
организма может произойти тепловой удар.
Его признаками являются головокружение,
одышка, сердцебиение, сильная жажда. Температура
тела может повыситься до 38—40 °С, может
появиться рвота и наступить потеря сознания.
Для оказания первой помощи при тепловом
ударе необходимо:
• перенести пострадавшего в прохладное
место;
• снять с него стесняющую одежду;
• положить холод на его голову и грудь;
• дать ему понюхать ватку с нашатырным
спиртом;
• дать пострадавшему подсоленную воду
или холодный чай (75—100 мл);
• вызвать «скорую помощь».
Если у пострадавшего прекратилось дыхание,
то до прибытия «скорой помощи» следует
проводить искусственную вентиляцию легких.
Репродуктивная функция человека зависит от многих физических и психических факторов, а также от общего состояние организма. Важную роль в этой функции играют железы внутренней секреции, которые выделяют непосредственно в кровь или лимфу активные вещества гормоны. Половые железы одновременно с образованием половых клеток, служащих для продолжения рода, внутрисекреторной своей частью выделяют в кровь ряд половых гормонов, неодинаковых у мужчин и женщин. Мышечная работа тесно связана с деятельностью желез внутренней секреции. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья человека, повышению уровня физического развития, расширению функциональных возможностей и адаптационных способностей его организма, а значит, и положительно влияют на репродуктивную функцию человека.
В основе закаливающих процедур
лежит многократное воздействие на организм
человека определенных раздражителей.
Важным направлением закаливания является
совершенствование функции теплорегуляции,
которое обеспечивает повышение способности
организма сохранять тепловое равновесие
в различных температурных условиях внешней
среды. Так, в результате Холодовых процедур
увеличивается теплообразование в организме
и улучшается кровоснабжение кожных покровов
в условиях охлаждения. В зимнее время
года такие процедуры наиболее целесообразны.
Следует учитывать, что успех закаливания
достигается только при систематическом
воздействии Холодовых раздражителей
(воздух, вода). Закаливающие процедуры
желательно начинать в детском возрасте,
чтобы они стали привычными и продолжались
на протяжении всей жизни человека. Обязательным
условием эффективности процедур является
последовательное усиление воздействия
на организм закаливающих факторов. Только
в этом случае будет обеспечено повышение
его устойчивости к холоду. Широкое распространение
получила такая форма закаливания, как
купание в открытых водоемах зимой. Это
закаливание не может быть рекомендовано
всем. Приступать к нему можно только после
прохождения углубленного медицинского
осмотра и под наблюдением врача. Дополнительно
при проведении закаливающей процедуры
надо выполнять следующие правила:
• переходить к месту купания и обратно
в помещение в теплом халате;
• после выхода из воды предельно сократить
время пребывание на открытом воздухе;
• не купаться одному (на берегу должен
быть человек, чтобы оказать помощь в случае
необходимости);
• нельзя погружаться в воду с головой;
• место купания должно быть оборудовано
лестницей и поручнями.
С 19 июля по 3 августа 1980г.
в Москве на Большой
Фундаментальным принципом
системы физического воспитания является
связь физкультуры и спорта с трудовой
и оборонной деятельностью. На практике
это выражается в использовании физической
культуры и спорта в формах так называемой
профессионально-прикладной физической
подготовки (ППФП) и военно-прикладной
физической подготовки (ВПФП).
Задачами профессионально-прикладной
физической подготовки являются:
• формирование двигательных умений и
навыков, способствующих производительному
труду специалистов;
• воспитание у них необходимых психических
и физических качеств для трудовой деятельности;
• обучение умелому использованию средств
активного отдыха для быстрого и полного
восстановления сил;
• предупреждение производственного
травма: тизма среди работающих за счет
развития их силы, быстроты, выносливости,
гибкости и ловкости при выполнении трудовых
операций.
Для характеристики различных видов труда
чаще всего используются понятия физической
тяжести и нервно-психической напряженности.
Под первым понимают суммарный объем физических
усилий за время работы. Второе понятие
определяет степень эмоциональной нагрузки
при выполнении работы. В зависимости
от этих понятий труд подразделяют на
физический и умственный, а различные
сочетания этих двух основных видов труда
представляют третью разновидность —
смешанный труд. Несмотря на большие различия
в условиях труда специалистов разных
профессий, им всем необходимы хорошее
здоровье и высокий уровень физического
развития.
В системе профессионально-прикладной
физической подготовки используются различные
упражнения и виды спорта. Профессионально-прикладное
значение гимнастики заключается в том,
что ее упражнениями развиваются такие
физические качества, как мышечная сила,
гибкость, ловкость, умение владеть своим
телом в пространстве и сохранять равновесие.
Гимнастика воспитывает такие морально-волевые
качества, как самообладание, смелость,
решительность. Эти качества профессионально
необходимы космонавтам, пожарным, водолазам,
водителям, монтажникам-высотникам, сборщикам
точных механизмов, цирковым артистам.
Упражнения легкой атлетики, в основе
которых лежат естественные движения
человека (ходьба, бег, прыжки и метания),
способствуют совершенствованию многих
жизненно важных умений и навыков, повышают
функциональные возможности всех органов
и систем, в особенности нервно-мышечной,
сердечно-сосудистой, дыхательной. Легкая
атлетика развивает у человека такие важные
качества, как быстроту, выносливость,
силу, ловкость, умение преодолевать трудности,
упорство в достижении цели. Легкоатлетические
упражнения наиболее важны для землеустроителей,
геологов, зоотехников.
Лыжный спорт способствует успешному
выполнению таких дел, в которых человеку
требуются выносливость, быстрота передвижения
на местности в условиях бездорожья, способность
успешно переносить низкую температуру.
Без хорошей лыжной подготовки немыслима
успешная деятельность охотников-промысловиков,
геологов и исследователей.
Как важно уметь плавать — известно каждому.
Существует большое количество профессий,
связанных с работой в воде, на воде и у
воды. К ним относятся речники и моряки,
водолазы и сплавщики леса, геологи и исследователи
морских глубин, рыбаки и спасатели.
В ходе занятий спортивными и подвижными
играми, различными видами спортивных
единоборств развиваются оптимальные
двигательные реакции на различные раздражители
(звуковые, световые, тактильные). Играми
и единоборствами воспитываются качества,
необходимые в работе операторов вычислительных
машин, АСУ, станков с программным управлением,
водителей транспортных средств. То есть
в таких профессиях, где требуется повышенная
быстрота ответных реакций на внезапное
появление объекта и умение в короткие
сроки выбирать и принимать правильные
решения в конкретной обстановке.
Для ряда профессий существуют специальные
прикладные виды спорта. Для пожарных
это по-жарно-прикладной спорт, содержание
которого составляют наиболее важные
профессиональные навыки и умения, необходимые
для борьбы с огнем (бег с огнетушителем
или бухтой пожарного шланга; быстрое
приведение средств пожаротушения в рабочее
состояние; преодоление с помощью подсобных
средств и без них различных препятствий).
В Единую всероссийскую спортивную классификацию
включено около 20 профессионально-прикладных
видов спорта, в том числе водно-моторный,
автомобильный, самолетный, радиоспорт.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Физкультура и спорт"