Координационные способности в единоборстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучение проблем двигательной деятельности борцов.
Разработка и проведение социологического исследования.
Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Сущность координационных способностей в борьбе
1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы
1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля
Глава 2.Характеристика координационных способностей
2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий
2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения
Выводы Библиография

Файлы: 1 файл

ЛОВКОСТЬ.сконников.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

  АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

                                                РЕФЕРАТ

 

                   «Координационные способности в единоборстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ФК-41

Сиянов Р.В.               Научный руководитель:

Скоников В.С

 

                                 Содержание

Введение 

Глава 1.Сущность координационных  способностей в борьбе

1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы

1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней

1.3 Аспекты этапа начальной спортивной  подготовки борцов вольного стиля 

Глава 2.Характеристика координационных  способностей

2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий

2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения

Выводы                                                                                                                               Библиография

                                        Введение

На современном этапе развития борьбы значительно увеличился объем  двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая  требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной  точности движений и их биомеханической  рациональности (В.К. Бальсевич, 1996; Н.А. Бернштейн, 1947, 1990, 1991; М.М. Боген, 1985; С.В. Дмитриев, 1995;Д.Д.Донской, 1977, 1975, 1968, 1979). Все эти характеристики специалисты (С.В. Бибиков, 2008; С. Бойченко и др. 2002; А.Г. Карпеев, 1998; В.И. Лях, В.А. Соколкина, 1997) связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т.д.( В.П.Озеров, 1983, 2002; Е.П. Ильин, 2003).

Есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических  навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных  физических способностей, вместе с  тем не создает нужных условий  для совершенствования психомоторных  способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в  специфической двигательной деятельности.

Процесс совершенствования координационных  способностей у борцов органически  связан с решением задач технико-тактической  подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной  и соревновательной деятельности (А.Г. Карпеев, 1990; В.И. Лях, 2000, 2002).

Многие исследователи (В.М. Панов, 1996; Н.Г. Сучилин, 1974 и др.) считают, что  наиболее эффективно развиваются координационные  способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

Изучение проблем двигательной деятельности борцов.

Разработка и проведение социологического исследования.

Определить значимость координационных  способностей в учебно-тренировочном  процессе борцов.

Выявить более рациональное условие  для воспитания координационных  способностей.

Теоретико-методологической основой  настоящей работы явились концептуальные и фундаментальные научные положения  ведущих отечественных и зарубежных ученых по: теории и методике физического  воспитания (Л.П. Матвеева, 1976, 1991, 1999, 2001; Т.Ю. Круцевич, 2003 и др.); биомеханическим основам и теории построения действий (Н.А. Бернштейн, 1990, 1997; Д.Д.Донской, 1971, 1977,1979; В.Б. Коренберг, 2005 и др.), теории спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 1984, 1987; г.С. Туманян, 1997, 1998), психомоторной основе воспитания двигательной деятельности (Г.Д. Горбунов, 2007; Е.П. Ильин, 2003; В.П. Озеров, 2002; Е.Н. Сурков, 1984; И.Д. Свищев, 2008 и др.), особенности проявления координационных способностей (С. Бойченко, 2002; Е.П. Ильин, 2003; В.И. Лях, 1997; 2002; Л.Д. Назаренко, 2003и др.), теория музыкальных способностей (Ю.Г. Коджаспиров, 1987; Б.М. Теплов, 1947, 2003 и др.).

Научная новизна представленной работы заключается в попытке исследовать  более рациональное условие для  воспитания координационных способностей в спортивной борьбе.

Теоретическая значимость работы состоит  в дополнении теории и методики спортивной тренировки юных борцов положениями, в  которых:

- уточнено определение понятия  «координационные способности юных  борцов» как компонента структуры  их физической подготовленности;

- детализированы основные требования  к качественным параметрам двигательной  деятельности юных борцов, отражающие  специфику их сенсорного и  моторного компонентов;

- дано объяснение специфике  воспитания координационных способностей  средствами музыки.

Практическая значимость работы заключается  в разработке практико-методических рекомендаций для специалистов в  области борьбы, которые помогут  правильно организовать и провести учебно-тренировочный процесс, с  учетом индивидуального подхода  к каждому занимающемуся, а также  различных психомоторных и физиологических  факторов, оказывающих положительное  влияние на рост спортивного мастерства. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы в системе  профессиональной подготовки, в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Структура и объем лицензионной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и  списка литературы.

1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы

Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.

Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма  в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют  высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Под-скоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).

Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно  обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).

Результаты опроса проведенные А.С. Кузнецовым (2009) показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток  - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

Эти цифры свидетельствуют о  том, что значительная часть детей  идет в секции за образовательным  компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в  то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие  детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция  в спорте...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» (А.А. Новиков, А.И. Колесов, 1972).

Увлечение многих тренеров общефизическими  нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984). «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).

Согласно программы для ДЮСШ (Борьба самбо, 1975) задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

Выходит, что ребенок, придя в  секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое  главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ.

Способом сохранения контингента  обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую  подготовку без форсирования спортивных результатов.

По данным ряда источников специальной  литературы (А.Ш. Алахвердиев, Р.А. Пилоян, 1982 и др.) в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований.

Из вышесказанного можно заключить, что в проблеме повышения двигательной деятельности единоборцев одним  из малоизученных факторов является вопрос мотивации деятельности учащихся спортивных секций в период начальной  подготовки. Дети, приходя в спортивную секцию единоборств, вынуждены преимущественно  заниматься общефизическими упражнениями, не имеющими ничего общего с избранным  видом спорта. Однако в тех случаях, когда программа базовой технической  подготовки насыщена специфическими упражнениями, продолжает иметь место отсев  по причине отсутствия стимулирующего контроля и оценки усвоения специфических  умений.

Таким образом, возникает серьезная  проблема организации мотивирующего  контроля и оценки усвоения умений на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.

1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней

Поскольку спортивные единоборства насыщены не только высококоординационными упражнениями, эти упражнения необходимо выполнять  в меняющихся статических и динамических условиях (Д.Д. Донской, 1971; 1975; 1977; Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, 1979). Эти условия возникают непредвиденно и требуют высоких качеств механизма сенсорных коррекций (Н.А. Бернштейн, 1991) для адекватного реагирования при их возникновении. Но и этого мало.

Сам факт противоборства при любых  правилах вносит значительные помехи психострессорного характера (Г.Б. Горская, 1995; Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А. Китаев - Смык, 1983; R.E. Farmer, L.H. Monahan, 1980), что превращает его в самый сложно-координационный, ситуативный и психострессовый спорт.

В этих условиях модная сейчас ранняя специализация ставит на повестку дня  проблемы, связанные со способностью детей к реализации сложных атакующих  и защитных действий в то время, когда  остается под вопросом даже их способность  в этом возрасте только к концентрации произвольного внимания и т.д. (Н.И. Александрова и др., 1989; А.А. Гужаловский, 1977; Б.Б. Коссов, 1989; В.И Лях, 1975; 1990). В этом возрасте сложной является проблема с формированием адекватной сложной реакции на движущийся объект, что исключительно важно в спортивных единоборствах.

В этой связи можно предложить для  начала занятий единоборствами виды спортивной борьбы, поскольку основная масса приемов борьбы связана  с грудной моторикой, что значительно  проще для данного возраста (Н.А. Бернштейн, 1991).

Широкий перечень взаимных положений  в спортивной борьбе (Ю.А. Шулика, 1981; 1988; 1993) позволяет уже с 8 лет начинать занятия борьбой лежа и в партере, где к действиям не предъявляются высокие требования по показателю скорости.

В связи с ранней специализацией, коснувшейся и спортивной борьбы, целесообразно рассмотреть вопрос о видах подготовки в ней с  позиций правомерности их использования  в плане последовательности и  объемов.

Информация о работе Координационные способности в единоборстве