Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:16, реферат
Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучение проблем двигательной деятельности борцов.
Разработка и проведение социологического исследования.
Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.
Введение
Глава 1.Сущность координационных способностей в борьбе
1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы
1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля
Глава 2.Характеристика координационных способностей
2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий
2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения
Выводы Библиография
Итак, сам порядок представления видов подготовки в спортивной борьбе, на наш взгляд, формирует представления о первичности и доминировании.
В учебниках по спортивной борьбе (Спортивная борьба, 1968; 1978) виды подготовки представлены следующим образом:
– физическая подготовка борца;
– специальная физическая подготовка борца;
– техническая подготовка борца;
– тактическая подготовка борца;
– психологическая подготовка борца;
– теоретическая подготовка борца.
1. Если учесть тот факт, что
основная масса детей идет
на боевые искусства,
2. Специальную физическую
3. Обучение на этапе начальной
подготовки должно, на наш взгляд,
начинаться, в первую очередь,
с развития координационных
Дело в том, что с возрастом скорость движений падает, и поэтому борцу все время приходится незаметно для себя менять силовые и ритмо-темповые структуры приемов борьбы (И.М. Козлов, 1999).
4. Тактическая подготовка
5. Психологическая подготовка
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что из всех перечисленных видов спортивных упражнений и видов спорта, наиболее сложной во всех соотношениях, является спортивная борьба, а в ней - наиболее ответственным, первоочередным и постоянно действующим видом подготовки является технико-тактическая подготовка.
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля
Начальная техническая подготовка в секциях ДЮСШ и СДЮШОР по вольной и греко-римской борьбе проводится в соответствии с содержанием программ (Вольная борьба, 1972; 1977; Классическая борьба, 1972; 1977). На первом году обучения предусматривается изучение 5 приемов борьбы в партере и 4 приемов борьбы стоя. Причем, содержание и последовательность изучения приемов борьбы ничем не аргументированы.
Такое ограниченное число приёмов для изучения как бы компенсируется изучением защиты и контрприёмов против изучаемых атакующих приёмов (по 2-3 защиты и 2 - 3 контрприёма против одного атакующего действия). На наш взгляд, изучение защиты и контрприёмов одновременно с изучаемым атакующим действием противоречит законам дидактики и совершенно расходится с теорией программированного обучения П.Я. Гальперина (1967) и теорией поэтапного формирования умственных действий Н.Ф. Талызиной (1976).
Представительство приёмов на первом и втором году обучения не обеспечивает формирования разнонаправленного технического арсенала, поскольку сама программа ориентирована на классификационную систему, построенную на субъективной основе.
Результаты работы СЛ. Зубайраева (1967) о содержании и последовательности учебного материала на этапе начальной подготовки в программах не учтены.
Принцип распределения технического
материала в последних
Изучение новых приёмов на 8-
м году обучения не приведёт к возможности
их использования в
Напрашивается вывод о том, что такие программные рекомендации являются просто формальным изображением наукообразия.
В борьбе самбо имеет место
Содержание всех перечисленных программ не связано с классификационными требованиями.
Исключение составляют учебные
пособия по дзюдо, в которых техника
представлена в последовательном изложении
техники классификационных «
Тренеры имеют возможность организовать
базовую техническую
Сосредоточение внимания на технике одного - двух приёмов, оттачивание этой техники в комбинациях до совершенства аргументируется тем, что при расширении арсенала, снижается результативность технико-тактических действий (Ю.Г. Коджаспиров, 1982; В.В. Кузнецов и др., 1995). Есть мнение, что при ограничении технико-тактического арсенала небольшим числом индивидуально пригодных действий на уровне высшего мастерства, необходимо при ранней специализации пройти весь арсенал техники до становления морфологии (В.Ф. Олейников, 1992).
Практически методология формирования технического арсенала для организации многолетней подготовки борцов, как об этом писал Г.С. Туманян, 1984), на сегодняшний день отсутствует.
О целесообразности скорейшего перехода к изучению сложных технико-тактических действий, но только после получения правильного представления о технике основной структуры приемов, пишет Г.В. Кудинов и др. (1983).
Проблематичным является вопрос целесообразности
изучения защиты и контрприёмов сразу
же после ознакомления с атакующим
действием, что предусмотрено всеми
программами, кроме программ по дзюдо.
В этой связи имеется работа СА.
Преображенского (1983) о вторичности
защиты и работа О.П. Юшкова, В.П. Сердюка
(1982) о целесообразности изучения защиты
не ранее 6 месяцев после начала изучения
атакующего действия. Это положение
можно аргументировать и
О нецелесообразности изучения защиты
и контрприемов одновременно с изучением
атакующего действия, против которого
предназначена эта защита, писал
И.И. Алиханов (1984) в том аспекте, что
по законам дидактики
Принцип построения программ совершенно расходится с теорией программированного обучения П.Я. Гальперина (1967) и теорией поэтапного формирования умственных действий Н.Ф. Талызиной (1976).
За техническое разнообразие на начальном этапе подготовки высказывается А. С. Карапетян (1984). Значительной критике подвергнуты программы и ряд исследовательских публикаций в работе В.Г. Оленика и Н.Н. Каргина (1984) за провоцирование системы натаскивания, за отсев из ДЮСШ, отсутствие надежных методологических подходов в комплексной проверке видов подготовки.
2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий
Многообразие и сложность
Для оценки координационных способностей
существует множество различных
критериев. Следует помнить, что
каждое движение, имея свою структуру,
обеспечивается комплексом способностей,
которые проявляются
Чаще всего используются тесты, отличающиеся координационной сложностью, по возможности не зависящие от развития физических качеств, в которых предусмотрено сочетание движений, редко встречающееся в повседневной двигательной деятельности. Некоторые из авторов указывают на невозможность какой-либо систематизации критериев оценки координационных способностей (Л.Д. Назаренко, 2003; В.П. Озеров, 2002; J.Schnabel, 1976) вследствие чрезвычайного многообразия измерительных методик (В.К. Бальсевич, 2000; В.И. Лях и др. 2000).
Однако попытки классификации все-таки предпринимаются.(Е.П. Ильин, 2003; В.И. Лях, 1997; D.D. Blume, 1978; Z. Wazny, 1976).
Так, J. Sсhnabel (1973) при оценке двигательной координации предлагает учитывать:
1) сложность моторной задачи;
2) координационную трудность;
3) приспосабливаемость к изменяющимся условиям или задачам;
4) время или количество
Z. Wazny(1976) различает три уровня двигательных координаций применительно к спортивным играм:
1) оценка моторной способности к управлению пространственной точностью без учета скорости;
2) точное выполнение в заданное время;
3) быстрое и точное выполнение
движения в изменяющихся
В беге показатели эффективности решения двигательной задачи (например, время и длина шага) могут быть использованы как критерии изменения механизмов, координирующих двигательную функцию. Используются и показатели, отражающие качество регулирования (дисперсия или коэффициент вариации). Часто для оценки двигательной координации используют экспертную оценку (Н.А. Бернштейн, 1947).
Ю.В. Николаев и Ю.А. Гниенко (1978) учитывали число касаний щупом границ фигурных прорезей и время выполнения пробы, на этом основании они судили об уровне проявления двигательной координации.
В некоторых работах проявление двигательной координации изучалось после вестибулярной нагрузки с целью учета влияния функции этого аппарата (Ю.М. Бакаринов, 1971; Ю.М. Кабанов, 1995).
Согласованность в движении рук
и ног также рассматривается
как критерий оценки проявления двигательной
координации в различных
В.К. Бальсевич, (2000) двигательную координацию оценивал по степени консолидации (согласованности) элементов биомеханической системы.
Проявление двигательной координации
с учетом роли анализаторных систем
оценивается с помощью
П. Хирц (1985) выделяет пять типов фундаментальных координационных способностей: способность к пространственной ориентации, к кинестетическому дифференцированию, к равновесию, к реакции и к ритму.
Восприятие ритма связано с
оценкой пространственно-
Воспитание специальных
Информация о работе Координационные способности в единоборстве