Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:16, реферат
Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучение проблем двигательной деятельности борцов.
Разработка и проведение социологического исследования.
Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.
Введение
Глава 1.Сущность координационных способностей в борьбе
1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы
1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля
Глава 2.Характеристика координационных способностей
2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий
2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения
Выводы Библиография
Спортивная борьба предъявляет высокие требования к координационным способностям в целом, но решающее значение имеют сохранение равновесия, статокинетическая устойчивость, способность к перестроению движений, ориентирование в пространстве.
Качество двигательных актов борцов
будет определяться совершенной
техникой движений, подразумевающей
оптимальную координацию
В области борьбы Г.С. Туманян [1998] отмечает, что наиболее важным фактором достижений борцов, является условия управления двигательной деятельностью в целом. Базируясь на идеи отечественных и зарубежных ученых, автор предлагает рассмотреть две группы координационных способностей: регламентированные и ситуационные:
Регламентированные
1. „Регламентированные
2. Ситуационные – „связаны с
необходимостью не только
Кроме того, существует и другое направление поиска критериев оценки двигательной координации, основывающееся на использовании биомеханических подходов и позволяющее выявить степень согласованности в движениях звеньев тела и точности их движения во времени, пространстве и по усилиям (А.Г. Карпеев, 1998).
Такой способ оценки можно назвать прямым, или непосредственным. Метод тестирования позволяет косвенно судить о проявлении двигательной координации.
Нами в ходе теоретического исследования
по поставленной проблеме осуществлялся
поиск критериев, основанных на использовании
как прямых (биомеханических) методов
регистрации согласованности
Таким образом, даже небольшой обзор существующих подходов к разработке критериев оценки координационных способностей показывает, что в их основе лежит разработка специфических тестов, включающая проверку надежности и валидности. При этом D.D. Blume подчеркивает сложность подбора тестов для определения «внутренней валидности, логической и внешней валидности» ( D.D. Blume, 1978).
При определении координационных способностей наблюдается стремление использовать комплексные тесты, отражающие специфические для вида двигательной деятельности борцов вольного стиля. В этом случае решается и проблема экономии времени тестирования (С. Бойченко и др., 2002; В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда, 2002; Л.Д. Назаренко, 2003).
Изучение как устойчивых, стабильных, так и подвижных, вариативных компонентов, определяющих координационную структуру движений, может стать основой для оценки и последующей разработки педагогических подходов с целью ее совершенствования. Кроме того, оценка двигательной координации с учетом вариативности «…обладает универсальной приложимостью к движениям всевозможных видов, не требуя при этом внесения каких-либо изменений или осложнений. Идеи критерия вариативности состоят в том, чтобы сравнивать движения между собой, а не с внешним контрольным знаком» (Н.А Бернштейн, 1947. С. 15).
Следовательно, изучение вариативности компонентов движений может лечь в основу универсального подхода при разработке критериев оценки всего многообразия двигательных координаций.
2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения
Техника и тактика на «поле боя» обусловлены прочностью двигательных навыков, а также часто связаны с способностью строить и координировать движения и с высшим проявлением этой способности — ловкостью. Чем выше эти качества, тем успешнее овладевает спортсмен все более совершенной техникой, все более эффективным ее применением. Говоря об этом своим ученикам, покажите в соревнованиях и в цирке примеры фантастической сложности комбинаций в спортивной гимнастике, в жонглировании одновременно многими предметами, в других весьма сложных по координации спортивных упражнениях и цирковых номерах.
Улучшение этой способности основывается
на богатой возможности
Н.Г. Озолин (1988) подчеркивает, что любая техника спортсмена основывается не только на динамическом стереотипе, но и на подвижности двигательных навыков, их вариативности. По существу спортивная техника - это всегда комплекс из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Учитывая множество ранее образовавшихся двигательных навыков, нетрудно представить себе, что динамический стереотип нервных процессов, определяющий выполнение спортивной техники, всегда гармонично сочетает в себе весьма подвижную и вариативную систему из множества навыков. Они, эти навыки, словно детали разной величины, из которых мысленное проектирование строит и приводит в действие требуемое действие. Следовательно, двигательное представление о том, что надо сделать, и воля включают «механизмы объединения многих навыков в целостную систему и приводят ее в действие».
Из этого следует важный вывод — чем больше различных двигательных навыков в «арсенале» спортсмена, чем разнообразнее они, тем больше у него возможностей одной лишь мыслью своей мгновенно проявить их, соединив в требуемое действие. Практика убедительно показывает, что спортсмен, обладающий значительным двигательным опытом, легко и быстро построит те движения и действия, что необходимы в данный момент! Кроме того, удивительная послушность всего накопленного двигательного опыта, всех определяющих его навыков, мысленным, волевым «приказам» спортсмена позволяет ему без труда импровизировать в своих движениях и действиях, создавать все новые комбинации.
Н.А. Бернштейн, крупнейший ученый в области построения движений человека, считал, что ловкость — это способность выбирать и выполнять нужные движения или действия правильно, быстро, находчиво. Следовательно, ловкость - это способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, когда на раздумывание нет и секунды времени. Ловкость - это высшая способность спортсмена координировать свои движения.
Конечно, ловкость не нужна в простых, знакомых движениях. Но чем неизвестнее, сложнее они, чем быстрее надо проявить ловкость, тем больше необходимости в этом качестве, особенно при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты, ориентировки и безотлагательного выполнения. Если, например, в кроссе перед преодолением препятствия бегун неожиданно увидит за ним ров с водой, то потребуется незаурядная ловкость, чтобы на столь внезапно изменившуюся обстановку ответить наиболее правильными и эффективными движениями. Не меньшая ловкость понадобится, чтобы обезопасить себя при падении в прыжках на лыжах, при поломке шеста, при разрыве проволоки молота во время метания. В данных примерах ловкость как будто не имеет прямого отношения к успешному выполнению упражнения. Но зато хорошая ловкость, спасающая атлета при падениях и неудачных движениях, имеет прямое отношение к уверенности, столь необходимой в любом виде спорта.
Некоторые внешние воздействия могут деавтоматизировать движения, нарушить их правильность. В связи с этим появляется необходимость внести быстрее и эффективнее двигательные поправки, ответить на неожиданные нарушения автоматизированных движений. Если у атлета хорошо развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение и не ухудшит спортивного результата.
Пожалуй, наиболее ярко проявляется
способность строить и
Отличная координационная
Ловкость в движениях
Вопрос о ловкости и средствах ее развития всегда привлекал внимание тренеров, понимающих, что это качество как высшая степень проявления способности координировать движения в наилучшей мере помогает в совершенствовании техники спортсменов, реализации ее в соревнованиях.
Выводы
В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.
Анализ литературных источников показал,
что проблема начального обучения остается
одной из актуальных тем спортивной
борьбы.
2. Установлено, что применение
рациональной методики
3. Определили роль
.
Библиография
Информация о работе Координационные способности в единоборстве