Координационные способности в единоборстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
Изучение проблем двигательной деятельности борцов.
Разработка и проведение социологического исследования.
Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.
Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Сущность координационных способностей в борьбе
1.1 Теоретическое обоснование исследованной проблемы
1.2 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля
Глава 2.Характеристика координационных способностей
2.1 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий
2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения
Выводы Библиография

Файлы: 1 файл

ЛОВКОСТЬ.сконников.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

Спортивная борьба предъявляет  высокие требования к координационным  способностям в целом, но решающее значение имеют сохранение равновесия, статокинетическая  устойчивость, способность к перестроению движений, ориентирование в пространстве.

Качество двигательных актов борцов будет определяться совершенной  техникой движений, подразумевающей  оптимальную координацию двигательного  действия, где структурными компонентами являются темпо-ритм, ориентация в пространстве, быстрота реакций и действий, чувство равновесия.

В области борьбы Г.С. Туманян [1998] отмечает, что наиболее важным фактором достижений борцов, является условия управления двигательной деятельностью в целом. Базируясь на идеи отечественных  и зарубежных ученых, автор предлагает рассмотреть две группы координационных  способностей: регламентированные и  ситуационные:

Регламентированные координационные  способности борцов, автор классифицирует по пространственным, временным и  силовым признакам. Пространственную точность воспроизведения движений рассматривает по амплитуде, форме, направлению. Временную по продолжительности, скорости, ускорению, ритму и темпу.

1. „Регламентированные координационные  способности проявляются в строго  определенных условиях, т. е. в  одной из трех плоскостей пространства (фронтальной, горизонтальной, сагиттальной) в конкретных промежутках времени,  с усилиями определенной величины”  (c. 19-21).

2. Ситуационные – „связаны с  необходимостью не только прогнозировать  двигательные ситуации, но и быстро  реагировать на различные воздействия,  принимать решения и перестраивать  собственную двигательную деятельность”  (c. 19-21).

Кроме того, существует и другое направление  поиска критериев оценки двигательной координации, основывающееся на использовании  биомеханических подходов и позволяющее выявить степень согласованности в движениях звеньев тела и точности их движения во времени, пространстве и по усилиям (А.Г. Карпеев, 1998).

Такой способ оценки можно назвать  прямым, или непосредственным. Метод  тестирования позволяет косвенно судить о проявлении двигательной координации.

Нами в ходе теоретического исследования по поставленной проблеме осуществлялся  поиск критериев, основанных на использовании  как прямых (биомеханических) методов  регистрации согласованности движений отдельных рабочих звеньев тела, так и косвенных специфических  тестов при решении проблемы оценки координационных способностей (А.Г. Карпеев, 1998).

Таким образом, даже небольшой обзор  существующих подходов к разработке критериев оценки координационных  способностей показывает, что в их основе лежит разработка специфических  тестов, включающая проверку надежности и валидности. При этом D.D. Blume подчеркивает сложность подбора тестов для определения «внутренней валидности, логической и внешней валидности» ( D.D. Blume, 1978).

При определении координационных  способностей наблюдается стремление использовать комплексные тесты, отражающие специфические для вида двигательной деятельности борцов вольного стиля. В  этом случае решается и проблема экономии времени тестирования (С. Бойченко и др., 2002; В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда, 2002; Л.Д. Назаренко, 2003).

Изучение как устойчивых, стабильных, так и подвижных, вариативных  компонентов, определяющих координационную  структуру движений, может стать  основой для оценки и последующей  разработки педагогических подходов с  целью ее совершенствования. Кроме  того, оценка двигательной координации  с учетом вариативности «…обладает универсальной приложимостью к движениям всевозможных видов, не требуя при этом внесения каких-либо изменений или осложнений. Идеи критерия вариативности состоят в том, чтобы сравнивать движения между собой, а не с внешним контрольным знаком» (Н.А Бернштейн, 1947. С. 15).

Следовательно, изучение вариативности  компонентов движений может лечь в основу универсального подхода  при разработке критериев оценки всего многообразия двигательных координаций.

2.2 Значение координационных способностей в процессе обучения

Техника и тактика на «поле боя» обусловлены прочностью двигательных навыков, а также часто связаны  с способностью строить и координировать движения и с высшим проявлением этой способности — ловкостью. Чем выше эти качества, тем успешнее овладевает спортсмен все более совершенной техникой, все более эффективным ее применением. Говоря об этом своим ученикам, покажите в соревнованиях и в цирке примеры фантастической сложности комбинаций в спортивной гимнастике, в жонглировании одновременно многими предметами, в других весьма сложных по координации спортивных упражнениях и цирковых номерах.

Улучшение этой способности основывается на богатой возможности совершенствования  врожденных механизмов координации  движений, под влиянием все возрастающих и осложняющихся требований к  этим механизмам.

Н.Г. Озолин (1988) подчеркивает, что любая  техника спортсмена основывается не только на динамическом стереотипе, но и на подвижности двигательных навыков, их вариативности. По существу спортивная техника - это всегда комплекс из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Учитывая множество ранее образовавшихся двигательных навыков, нетрудно представить  себе, что динамический стереотип  нервных процессов, определяющий выполнение спортивной техники, всегда гармонично сочетает в себе весьма подвижную  и вариативную систему из множества  навыков. Они, эти навыки, словно детали разной величины, из которых мысленное  проектирование строит и приводит в  действие требуемое действие. Следовательно, двигательное представление о том, что надо сделать, и воля включают «механизмы объединения многих навыков  в целостную систему и приводят ее в действие».

Из этого следует важный вывод  — чем больше различных двигательных навыков в «арсенале» спортсмена, чем разнообразнее они, тем больше у него возможностей одной лишь мыслью своей мгновенно проявить их, соединив в требуемое действие. Практика убедительно показывает, что спортсмен, обладающий значительным двигательным опытом, легко и быстро построит те движения и действия, что необходимы в данный момент! Кроме того, удивительная послушность всего накопленного двигательного опыта, всех определяющих его навыков, мысленным, волевым «приказам» спортсмена позволяет ему без труда импровизировать в своих движениях и действиях, создавать все новые комбинации.

Н.А. Бернштейн, крупнейший ученый в  области построения движений человека, считал, что ловкость — это способность  выбирать и выполнять нужные движения или действия правильно, быстро, находчиво. Следовательно, ловкость - это способность  быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие  неожиданно, когда на раздумывание нет и секунды времени. Ловкость - это высшая способность спортсмена координировать свои движения.

Конечно, ловкость не нужна в простых, знакомых движениях. Но чем неизвестнее, сложнее они, чем быстрее надо проявить ловкость, тем больше необходимости в этом качестве, особенно при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты, ориентировки и безотлагательного выполнения. Если, например, в кроссе перед преодолением препятствия бегун неожиданно увидит за ним ров с водой, то потребуется незаурядная ловкость, чтобы на столь внезапно изменившуюся обстановку ответить наиболее правильными и эффективными движениями. Не меньшая ловкость понадобится, чтобы обезопасить себя при падении в прыжках на лыжах, при поломке шеста, при разрыве проволоки молота во время метания. В данных примерах ловкость как будто не имеет прямого отношения к успешному выполнению упражнения. Но зато хорошая ловкость, спасающая атлета при падениях и неудачных движениях, имеет прямое отношение к уверенности, столь необходимой в любом виде спорта.

Некоторые внешние воздействия  могут деавтоматизировать движения, нарушить их правильность. В связи с этим появляется необходимость внести быстрее и эффективнее двигательные поправки, ответить на неожиданные нарушения автоматизированных движений. Если у атлета хорошо развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение и не ухудшит спортивного результата.

Пожалуй, наиболее ярко проявляется  способность строить и координировать движения в спортивных играх, непрерывное  изменение игровой ситуации требует  от спортсменов мгновенной ориентировки, сноровистых и точных действий. Кроме  того, игрокам очень часто приходится приспосабливать технику к особенностям внешних условий (не только качества льда в хоккее и грунта в теннисе, но и соприкосновение с действиями противника и др.). Неслучайно говорят, что в спортивных играх нужна  незаурядная ловкость.

Отличная координационная способность  и ловкость очень помогают спортсмену приобретать более широкий спектр двигательных ощущений, умение дифференцировать их и точно относить субъективные восприятия к определенным своим  движениям. Такое различение своих  действий позволяет спортсмену более  успешно управлять ими. А это  в свою очередь обеспечивает уверенное  овладение «чувством» темпа, времени, ковра, тонким балансированием, ориентированием  в пространстве и др.

Ловкость в движениях органически  связана с волевыми качествами с  силой, быстротой, выносливостью и  гибкостью. Значит, развитие этих качеств, к тому же тоже связанных с координацией движений, способствует улучшению ловкости. Другое дело, что уровень развития и сочетания этих качеств различны применительно к требованиям  разных видов спорта.

Вопрос о ловкости и средствах  ее развития всегда привлекал внимание тренеров, понимающих, что это качество как высшая степень проявления способности  координировать движения в наилучшей  мере помогает в совершенствовании  техники спортсменов, реализации ее в соревнованиях.

Выводы

В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных  способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.

Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы.                                                         1.Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов.

2. Установлено, что применение  рациональной методики тренировки  занимающихся с подбором нестандартных  средств и методов, положительно  могут повлиять на процесс  формирования координационных способностей.

3. Определили роль координационных  способностей в учебно-тренировочном  процессе борцов посредством  анализа социологического опроса.

.

Библиография

  1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.
  2. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Кишинев, 1998. 300 с.
  3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
  4. Бакаринов Ю.М. Особенности ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.
  5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  6. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. № П.С. 15-19.
  7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1947. 258 с.
  8. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.
  9. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 604 с.
  10. Бернштейн, Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Берн-штейн. М.: Наука, 1990. 496 с.
  11. Бибиков, С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: дисс ... канд. пед. наук : 13.00.04. Волгоград, 2008. 141 с.
  12. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М. : Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
  13. Бойченко, С. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр/ С. Бойченко, Ю. Войнар, А.Смотрицкий // Физическое образование и спорт. 2002. Т. 46. С. 313-314.

Информация о работе Координационные способности в единоборстве