Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:42, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучить вклад в развитие мировой цивилизации Древней Греции и Рима. В соответствии с поставленной целью будет решен ряд задач. Таким образом, ход научного исследования можно представить в виде следующей последовательности: 1. Рассмотреть историю развития управленческой мысли, предпосылки ее развития 2. Изучить развитие Древней Греции и Рима 3. Дать сравнительную характеристику описываемым понятиям
Содержание работы
Введение 3 1. История развития управленческой мысли и практики 5 1.1 Возникновение управленческой мысли 5 1.2 Система правил поведения людей Древнего мира 8 2. Античность - основа Европейской цивилизации 11 2.1 Истоки развития западного типа цивилизации 11 2.2 Цивилизация Древней Греции 14 2.3 Цивилизация Древнего Рима 17 2.3 Сравнительная характеристика путей развития Древней Греции и Древнего Рима 20 Заключение 28 Библиографический список 30
Рабовладельческое общество
было первой цивилизацией, в которой
стали создаваться мощные государства
с сильным управленческим аппаратом
и армией.
Контроль, организация
работ, распределение продуктов, поощрения
– все это требовало четкой
системы управления. Она стала
более разветвленной и выглядела следующим
образом в Древнем Египте:
Правитель был главой
власти, он издавал все законы,
принимал все решения об объявлении
войны или мира, то есть правитель
функционировал как законодательный
орган. Он управлял уже не напрямую,
а через правителей областей,
те, в свою очередь, через правителей
городов влияли на свободных
горожан и на рабов. Правители
выполняли организационные и
исполнительные функции, а также контроль
за исполнением и поощрение отличившихся.
Приближение или совет
приближенных был одним из
главных совещательных органов.
В него входили личные друзья
правителя, крупные военачальники,
богатые купцы и горожане. Правитель
по-прежнему был командующим армией,
поэтому армия оставалась главной
опорой правителя.
Таким образом, в Древнем
Египте управление обществом
в госструктуре охватывало все
сферы его функционирования и
базировалось на пирамидальных,
вертикальных управленческих связях,
четко детерминирующих все стороны
жизни человека.
Несколько другая, хотя
во многом аналогичная система
управления сложилась в Древней
Греции. В Греции сформировалась
аристократическая форма правления
(олигархия), впоследствии переросшая
в демократию, которая являлась
наиболее удобной управленческой
системой в городах-государствах,
государствах-полисах, где их небольшие
размеры позволяли гражданам
страны напрямую участвовать
в ее управлении.2
2. Античность - основа Европейской
цивилизации
2.1 Истоки развития западного
типа цивилизации
Следующим глобальным типом
цивилизации, сложившимся в древности,
стал западный тип цивилизации. Он начал
возникать на берегах Средиземного моря
и наивысшего развития достиг в Древней
Греции и Древнем Риме, обществах, которые
принято именовать античным миром в период
с IX-VIII вв. до н. э. до IV-V вв. н. э. Поэтому
западный тип цивилизации с полным основанием
можно именовать как средиземноморский
или античный тип цивилизации.
Античная цивилизация прошла
длительный путь развития. На юге Балканского
полуострова в силу различных причин раннеклассовые
общества и государства зарождались не
менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до
н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-XIII вв.
до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв.
до н. э. последняя попытка удалась - возникло
античное общество.
Античная цивилизация, так же
как и восточная цивилизация является
первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно
из первобытности и не могла воспользоваться
плодами предшествующей цивилизации.
Поэтому в античной цивилизации, по аналогии
с восточной, в сознании людей и в жизни
общества существенно влияние первобытности.
Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое
мировоззрение. Однако в этом мировоззрении
имеются существенные особенности. Античное
мировоззрение космологично. Космос по-гречески
— это не только мир. Вселенная, но и порядок,
мировое целое, противостоящее Хаосу своей
соразмерностью и красотой. В основе этой
упорядоченности лежат мера и гармония.
Таким образом, в античной культуре на
основе мировоззренческих моделей формируется
один из важных элементов западной культуры
— рациональность.
Установка на гармонию во всем
космосе связана была и с культуросозидающей
деятельностью «античного человека».
Гармония проявляется в пропорции и связи
вещей и эти пропорции связи могут быть
вычислены и воспроизведены. Отсюда - формулирование
канона -совокупности правил, определяющих
гармонию, математические расчеты канона,
базированных на наблюдениях над реальным
человеческим телом. Тело - прообраз мира.
Космологизм (представления о мироздании)
античной культуры носил антропоцентрический
характер, т. е. человек рассматривался
как центр Вселенной и конечная цель всего
мироздания. Космос постоянно соотносился
с человеком, природные объекты с человеческими.
Такой подход определял отношение людей
к их земной жизни. Стремление к земным
радостям, активная позиция по отношению
к этому миру -характерные ценности античной
цивилизации.
Цивилизации Востока выросли
на поливном земледелии. Античное общество
имело иную сельскохозяйственную основу.
Это так называемая средиземноморская
триада - выращивание без искусственного
орошения зерновых, винограда и маслин.
В отличие от восточных обществ
античное развивалось весьма динамично,
так как с самого начала в нем разгорается
борьба между закабаляемым в долевое рабство
крестьянством и аристократией. У других
народов она заканчивалась победой знати,
а у древних греков демос (народ) не только
отстоял свободу, но и добился политического
равенства. Причины этого кроются в бурном
развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная
верхушка демоса быстро богатела и в экономическом
отношении стала сильнее землевладельческой
знати. Противоречия между могуществом
торгово-ремесленной части демоса и уходящей
в прошлое силой землевладельческой знати
составило движущую пружину развития
греческого общества, которое к концу
VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на первый
план вышли частнособственнические отношения,
проявилось господство частного товарного
производства, ориентированного преимущественно
на рынок.
Появился первый в истории образец
народовластия - демократия как олицетворение
свободы. Демократия в греко-латинском
мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось
равенство всех граждан как принцип равных
возможностей. Существовали свобода слова,
выборность органов власти.
В античном мире были заложены
основы гражданского общества, предусматривающего
право каждого гражданина участвовать
в управлении, признание его личного достоинства,
прав и свобод. Государство не вмешивалось
в частную жизнь граждан или это вмешательство
было незначительным. Торговля, ремесла,
сельское хозяйство, семья функционировали
независимо от власти, но в рамках закона.
Римское право содержало систему норм,
регулирующих частнособственнические
отношения. Граждане были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии
личности и общества решался в пользу
первой. Личность и ее права были признаны
первичными, а коллектив, общество - вторичными.
Однако демократия в античном
мире носила ограниченный характер: обязательное
наличие привилегированного слоя, исключение
из ее действия женщин, свободных иноземцев,
рабов.
В греко-латинской цивилизации
также существовало рабство. Оценивая
его роль в античности, думается, ближе
к истине позиция тех исследователей,
которые секрет уникальных достижений
античности видят не в рабстве (труд рабов
неэффективен), а в свободе. Вытеснение
свободного труда рабским в период Римской
империи явилось одной из причин упадка
этой цивилизации .3
2.2 Цивилизация Древней Греции
Своеобразие греческой цивилизации
заключается в появлении такой политической
структуры, как «полис» - «город-государство»,
охватывающий сам город и прилегающую
к нему территорию. Полисы были первыми
республиками в истории всего человечества.
Многочисленные греческие города
были основаны и по берегам Средиземного
и Черного морей, а также на островах -
Кипре и Сицилии. В VIII-VII вв. до н. э. большой
поток греческих переселенцев устремился
на побережье южной части Италии, формирование
на этой территории больших полисов было
столь значительным, что получило название
«Великой Греции».
Граждане полисов имели право
владеть землей, обязаны в той или иной
форме принимать участие в государственных
делах, а в случае войны из них составлялось
гражданское ополчение. В эллинских полисах,
помимо граждан города, обычно проживало
лично свободное население, но лишенное
гражданских прав; нередко это были переселенцы
из других греческих городов. На нижней
ступени социальной лестницы античного
мира находились совершенно бесправные
рабы.
В полисной общине господствовала
античная форма собственности на землю,
ею пользовались те, кто был членом гражданской
общины. При полисной системе осуждалось
накопительство. В большинстве полисов
верховным органом власти было народное
собрание. Ему принадлежало право окончательного
решения важнейших полисных вопросов.
Громоздкий бюрократический аппарат,
свойственный восточным и всем тоталитарным
обществам, в полисе отсутствовал. Полис
представлял собой практически полное
совпадение политической структуры, военной
организации и гражданского общества.
Греческий мир никогда не был
единым политическим целым. Он состоял
из нескольких совершенно самостоятельных
государств, которые могли вступать в
союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению,
вести между собой войны или заключать
мир. Размеры большей части полисов были
невелики: обычно в них был только один
город, где проживало несколько сот граждан.
Каждый такой городок был административным,
хозяйственным и культурным центром маленького
государства, а население его занималось
не только ремеслом, но и земледелием.
В VI-V вв. до н. э. полис развился
в особую форму рабовладельческого государства,
более прогрессивную, чем восточные деспотии.
Граждане классического полиса равны
в своих политических и юридических правах.
Выше гражданина в полисе никто не стоял,
кроме полисного коллектива (идея суверенитета
народа). Каждый гражданин имел право публично
высказать свое мнение по любому вопросу.
Для греков стало правилом принимать любые
политические решения открыто, сообща,
после всестороннего публичного обсуждения.
В полисе налицо разделение высшей законодательной
власти (народное собрание) и исполнительной
(выборные срочные магистратуры). Так,
в Греции утверждается строй, известный
нам как античная демократия.
Древнегреческая цивилизация
характеризуется тем, что она наиболее
рельефно выражает идею суверенитета
народа и демократическую форму правления.
Греция архаического периода имела определенную
специфику цивилизации по сравнению с
другими античными странами: классическое
рабство, полисную систему управления,
развитой рынок с денежной формой обращения.
Хотя Греция того времени не представляла
собой единого государства, однако постоянная
торговля между отдельными полисами, экономические
и родственные связи между соседними городами
приводили греков к самосознанию - быть
им в едином государстве.
Расцвет древнегреческой цивилизации
был достигнут в период классической Греции
(VI в.-338 г. до н. э.). Полисная организация
общества эффективно осуществляла экономические,
военные и политические функции, стала
уникальным явлением, неизвестным в мире
древней цивилизации.
Одной из особенностей цивилизации
классической Греции явился стремительный
подъем материальной и духовной культуры.
В области развития материальной культуры
отмечалось появление новой техники и
материальных ценностей, развивалось
ремесло, сооружались морские гавани и
возникали новые города, шло строительство
морского транспорта и всевозможных памятников
культуры и т. п.
Порождением высочайшей культуры
древности является цивилизация эллинизма,
начало которой положило завоевание Александром
Македонским в 334-328 гг. до н. э. Персидской
державы, охватывавшей Египет и значительную
часть Ближнего Востока до Инда и Средней
Азии. Период эллинизма длился три столетия.
На этом широком пространстве сложились
новые формы политической организации
и социальных отношений народов и их культуры
- цивилизация эллинизма.
Особенности эллинистической
цивилизации
К характерным особенностям
цивилизации эллинизма можно отнести:
специфическую форму социально-политической
организации - эллинистическая монархия
с элементами восточной деспотии и полисного
устройства; рост производства продуктов
и торговля ими, развитие торговых путей,
расширение денежного обращения, в том
числе появление золотых монет; устойчивое
сочетание местных традиций с культурой,
принесенной завоевателями и переселенцами
греками и другими народами.
Эллинизм обогатил историю
человечества и мировую цивилизацию в
целом новыми научными открытиями. Величайший
вклад в развитие математики и механики
внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287-312
гг.). Разносторонний ученый, механик и
военный инженер Архимед из Сиракуз заложил
основы тригонометрии; им были открыты
принципы анализа бесконечно малых величин,
а также основные законы гидростатики
и механики, широко применявшиеся для
практических целей. Для оросительной
системы в Египте применялся «архимедов
винт» - прибор для откачки воды. Это была
наклонно расположенная полая труба, внутри
которой находился плотно прилегающий
к ней винт. Вращавшийся с помощью людей
винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх.
Путешествия по суше вызывали
потребность точно измерять длину пройденного
пути. Эта задача была разрешена в I в. до
н. э. александрийским механиком Героном.
Он изобрел прибор, названный им годометром
(измерителем пути). В наше время такие
приборы именуются таксометрами.
Мировое искусство обогатилось
такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме,
статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской,
скульптурная группа Лаокоон. Вошли в
золотой фонд эллинистической цивилизации
достижения древнегреческой, средиземноморской,
причерноморской, византийской и других
культур.4
2.3 Цивилизация Древнего
Рима
Цивилизация Древнего Рима
по сравнению с Грецией была более сложным
явлением. Согласно античной легенде,
город Рим был основан в 753 г. до н. э. на
левом берегу Тибра, справедливость которой
подтвердили археологические раскопки
нынешнего столетия. Первоначально население
Рима состояло из трехсот родов, старейшины
которых составляли сенат; во главе общины
стоял царь.
Царь являлся верховным
военачальником и жрецом. Позднее
присоединенные к Риму жившие
в Лациуме общины латинов получили
наименование плебеев (плебс-народ),
а потомки старых римских родов,
составлявшие тогда аристократический
слой населения, получили название
патрициев.
В VI в. до н. э. Рим стал довольно
значительным городом и находился в зависимости
от этрусков, обитавших к северо-западу
от Рима.
В конце VI в. до н. э. с освобождением
от этрусков формируется римская республика,
просуществовавшая около пяти столетий.
Римская республика вначале была небольшим
по площади государством, менее 1000 кв.
км. Первые века республики - время упорной
борьбы плебеев за их уравнение в политических
правах с патрициями, за равные права на
общественную землю. В результате постепенно
территория римского государства расширяется.
В начале IV в. до н. э. она уже более чем
вдвое превысила первоначальные размеры
республики. В это время Рим был захвачен
галлами, которые несколько ранее обосновались
в долине реки По. Однако галльское вторжение
не сыграло значительной роли в дальнейшем
развитии римского государства. II и I вв.
до н. э. были временами больших завоеваний,
отдавших Риму все страны, прилегавшие
к Средиземному морю, Европу до Рейна и
Дуная, а также Британию, Малую Азию, Сирию
и почти все побережье Северной Африки.
Страны, завоеванные римлянами вне Италии,
получали наименование провинций.