В Риме не уделялось большого
внимания философии, среди знати был популярен
стоицизм, представителями которого были
Сенека и Марк Аврелий. Низшие слои населения
почитали бродячих философов-киников.
Относительно быта:
Несмотря на то, что между разными
греческими городами – государствами
существовало немало различий, были явления,
общие для всей Эллады. Практически повсюду
утвердился патриархат.
Уже в древнейшие времена семья
была в Риме прочной и сплочённой ячейкой
общества, в которой нераздельно властвовал
отец семейства. Понятие семьи было иным,
она включала в себя не отца, мать, незамужних
дочерей, но и замужних, не переданных
формально под власть мужа, наконец, сыновья,
их жёны и дети. Фамилия включала в себя
и рабов и домашнее имущество. В ранние
времен отец обладал в отношении своих
детей «правом жизни и смерти».
Намного больше значения, чем
греки, римляне придавали фамилии – родовым
символам, переходящим из поколения в
поколение. Первоначально они обходились
двумя именами – личным и родовым. В эпоху
республики добавились «семейное» имя.
Греки при рождении получали только одно
имя, фамилией в современном смысле этого
слова, объединяющей весь род и переходящей
по наследству от отца к сыну в Греции
не было. Детям давали имена произвольно,
часто придумывая новое, связанное с каким-либо
обстоятельством или характерной чертой.
В дальнейшей, подрастая, почти каждый
грек получал ещё и прозвище благодаря
каким-либо особенностям своего характера
или внешности.
Заключение
Конечно, греческая и римская
культуры очень похожи. Но в тоже время
между этими двумя цивилизациями было
очень много существенных различий.
Культура Древней Греции считается
колыбелью европейской культуры Труды
греческих философов и ученых являлись
основой многих достижений современной
науки. Значительная часть научной терминологии,
названия многих наук, например «история»,
большинство женских и мужских имен, были
рождены именно в Греции. Можно сказать,
что исходным пунктом европейской культуры
является именно Древняя Греция.
Таким образом, можно сделать
вывод, что древнеримская и древнегреческая
цивилизации очень сходны друг с другом.
В некоторых случаях их культуры даже
можно рассматривать как одну общую греко-римскую
культуру. Античная культура построена
на вере в силу освобожденного человеческого
духа, в знание и правду жизни. Развиваясь
под влиянием ранней цивилизации, культура
античности внесла огромный вклад в развитие
мировой культуры. Дошедшие до нас памятники
искусства являются свидетельством высокого
уровня развития культуры. Они имеют также
и социально-нравственное значение. В
целом для античной культуры характерен
рациональный подход к пониманию мира
и в то же время эмоционально-эстетическое
его восприятие, стройная логика и индивидуальное
своеобразие в решении социально-практических
и теоретических проблем.
Греческая культура оказала
большее влияние на развитие римской за
счет того, что она развивалась в более
ранний период времени, а римская культура
как бы наследовала её черты, она являлась
их логическим развитием и конечно добавляла
к ней множество новых признаков и особенностей.
Поэтому, рассматривая римскую культуру
можно часто говорить, что описанные её
особенности присущи и греческой культуре.
Но и Древний Рим оставил человечеству
громадное наследие, значимость которого
трудно переоценить. Великий организатор
и создатель современных норм цивилизованной
жизни, Древний Рим преобразил культурный
облик огромной части мира. Ему единственному
выпала миссия прощания с тысячелетним
миром язычества и сотворения тех принципов,
которые легли в основу христианского
искусства Нового времени
На почве античной культуры
впервые появились и стали развиваться
категории научного мышления, велик вклад
античности в развитие астрономии, математики.
Именно поэтому античная философия и наука
сыграли столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура античности явилась
основой для развития мировой культуры.
Библиографический список
- Барулин, B.C. Социально-философская
антропология В.С. Барулин- М.:Высшая школа,
1994 -408 с.
- Бартошек, М.Н. Римское
право: Понятия, термины, определения/М.Н.
Бартошек М.: Инфра, 1989 – 230 с.
- Бокщанина, А.Г. История древнего
Рима/Бокщанина А.Г. - М.: Высшая школа, 1971.-256 с.
- Бонгард-Левина, Г.М. Древние
цивилизации/Бонгард-Левина Г.М.- М.,
Мысль, 1989.-340 с.
- Герин, Л.Е История с древнейших времен /Л.Е. Герин – Волгоград: Учитель, 1996 - 321 с.
- Грожан, Д.В. История мировой
культуры для студентов ВУЗов/ Д.В. Грожан,
Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 345 с.
- Гвоздева И.А. Технические
аспекты землеустройства в Древнем Риме
по трактатам землемеров // Вестник Моск.
ун-та. Сер. 8, История. 1979. № 4. С. 74—88.
- Гиро, П.С.
Частная и общественная жизнь греков./
П.С. Гиро, СПб.: Трель, 1995-209 с.
Гуревич, П.С. Культурология/П.С. Гуревич – М.:Высшая школа, 2009 -156 с.
Гуревич, А.Я. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства/ А.Я. Гуревич М.: Знак, 1990 -311 с.
Дормидонтов Г.Ф. Система
римского права: Семейное право/Г.Ф. Домидонтов,
Казань: Пресс, 1990.-296 с.
Драч, Г.В., Учебный курс по культурологии/ Драча Г.В. – Ростов-на-Дону: Знак, 2006-240 с.
- Дмитриева, Н.А Краткая история
искусств/ Н.А. Дмитриева - М.: Искусство,
1985 – 321 с.
- Дождев ,Д.В. Римское
частное право/ Д.В. Дождев, М.: Инфра,
1996-306 с.
- Ерасов, Б.С. Социальная
культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М.:Знак , 1994 -302 с.
Каган, М.С. Культурология/ Кагана М.С., М.: Искусство, 2008 -341 с.
Конджаспирова, Г.М. История
образования и педагогической : Таблицы,
схемы, опорные конспекты: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав –М.: Владос –пресс, 2003 – 224 с.
Кармин, А.С. Культурология/ А.С. Кармин – СПб:Феникс, 2007 -564 с.
Карпова С.П., История
средних веков/ С.П. Карпова. М.: Инфра, 1997-213
с.
- Куманецкий, К.М.История культуры
древней Греции и Рима / К.М. Куманецкий,
К.М -М., Высшая школа , 1990.-254 с.
Косминский Е.А. Историография
средних веков. V в. - середина XIX в.: Лекции.
М.: Знак, 1964.-423 с.
- Лурье, С.А История Греции/
С.А. Лурье- С.-Пб: Издательство Санкт-Петербургского
университета, 1993.-234 с.
- Любимов, Л.М. Искусство древнего
мира/ Л.М. Любимов, М.: Просвещение, 1980- 245 с.
- Малюга, Ю.Я. Культурология/
Ю.Я Малюга - М.: ИНФРА-М, 2004 г.-230 с.
Немировский А.И., Ильинская
Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира.
Греция и Рим. Т.1-2. М., 1996.-406 с.
Почепко, Г.П.,. История зарубежных стран: Библиография зарубежных
библиографий/Г.П. Попечко, М.: Знак, 1967 -340 с.
Рыжов, К.М Все монархии мира. Западная Европа/К.М. Рыжов. М., 1999 -351 с.
- Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/
А.Я. Флиер – М., 2007 -300 с.
Хвостова, К.В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории/ К.В. Хвосткова, М.: Инфра, 1980 -300с.
Ярхо, В.Н., Античная
культура /В.Н.Ярхо. М.: Гоззнак, 1995-245 с.
1 Бонгард-Левина, Г.М. Древние
цивилизации/Бонгард-Левина Г.М.- М.,
Мысль, 1989.-340 с.
2 Ярхо, В.Н., Античная культура
/В.Н.Ярхо. М.: Гоззнак, 1995-245 с.
3 Малюга, Ю.Я. Культурология/
Ю.Я Малюга - М.: ИНФРА-М, 2004 г.-230 с.
4 Каган, М.С. Культурология/ Кагана
М.С., М.: Искусство, 2008 -341 с.
5 Грожан, Д.В. История мировой
культуры для студентов ВУЗов/ Д.В. Грожан,
Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 345 с.
6
Бартошек, М.Н. Римское право:
Понятия, термины, определения/М.Н. Бартошек
М.: Инфра, 1989 – 230 с.