Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:43, реферат
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
Введение…………………………………………………………3
Причины возникновения сколиоза………………………….5
Медицинские методы лечения и профилактики сколиоза … 7
Лечебная физкультура…………………………………………11
Протрузия………………………………………………………13
Методы лечения протрузии…………………………………14
Заключение…………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………...17
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ЮЯИЖТ – филиал ДВГУПС в г. Нерюнгри
Кафедра «Экономика»
Реферат
На тему «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника( в том числе протрузия, грыжа межпозвоночного диска)
2012г.
Содержание
Введение.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности
сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования
человеческого организма и
здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю).
По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически
развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего
возраста.
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы
природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и
состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал
академик В. В. Парин (1969).
Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние
на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной
деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный
эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных
возможностей сердечно-
Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает
состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие
заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз.
В своем реферате мы хотели бы подробнее рассмотреть сколиоз, как наиболее
часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, и в следствие
чего сильно влияющее на состояние здоровья человека. Сколиоз встречается
гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского
ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников
старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название
сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и
соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно
встретить например правосторонний грудной сколиоз.
Причины возникновения сколиоза
Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во
фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается,
образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.
Этиологически различают сколиозы врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные
деформации позвонков:
· недоразвитие;
· клиновидная их форма;
· добавочные позвонки и.т.д.
К приобретенным сколиозам относятся:
1. ревматические, возникающие обычно внезапно и
обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии
явлений миозита или спондилоартрита;
2. рахитические, которые очень рано проявляются различными
деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц,
ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение,
особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию
сколиоза;
3. паралитические, чаще возникающие после детского
паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при
других нервных заболеваниях;
4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют "школьными", так как в этом возрасте они получают наибольшее
выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.
Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.
Осанка обусловлена
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу),
многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают
неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы , в
частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка
неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки
тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение
позвоночника или
ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания
внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность
рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными.
Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение
деформации, как правило , прекращается , за исключением паралитического
сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.
Среди приобретенных сколиозов выделяются:
· рахитический, вследствие перенесенного рахита;
· привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на
фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:
· статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии
таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей
(одна конечность короче другой);
· паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища;
это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.
Другие формы приобретенных сколиозов (рубцовый — после операции на грудной
клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический
— после различных травм; рефлекторно-болевой — чаще на почве поражения
нервных корешков) встречаются не так часто.
По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
· Первая степень сколиоза характеризуется
незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.
· Вторая степень характеризуется заметным
отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.
· Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и
более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого
реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.
Медицинские методы лечения и профилактики сколиоза
Проблема лечения сколиоза остается одной из наиболее трудных и актуальных
задач ортопедии.
Последние 2 года в хирургическом лечении сколиоза используется
модифицированная систему Cotrel - Dubousset. Всем больным
проводили курсы предоперационной лечебной гимнастики по специально
разработанной программе в течение 3 - 6 недель, направленную на растяжение и
мобилизацию позвоночника. Операцию по указанной методике проводятв положение
больного на боку, с подложением под выпуклую сторону деформации специальных
валиков, чем достигается
максимально возможная
ортопедическом столе. Металлические стержни моделируем интраоперационно
согласно физиологическим изгибам позвоночника и остаточной сколиотической
Информация о работе Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника