Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:51, методичка
В результате изучения дисциплины студенты должны:
усвоить знания о:
• легкой атлетике как виде спорта и средстве физического воспитания;
• технике видов легкой атлетики;
• правилах соревнований по различным видам легкой атлетики;
• средствах и методах обучения технике видов легкой атлетики и их совершенствования.
I. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ 3
II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 5
2.2. Тематический план 5
2.3. Содержание различных видов аудиторных занятий по дисциплине 7
2.4. Самостоятельная работа 11
III. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРОЙ 12
IV. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ 13
VI. ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 14
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 15
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 18
IX. ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 19
X. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. И.Я. ЯКОВЛЕВА
Кафедра спортивных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Разработан в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности:
050720 Физическая культура
Квалификация педагог по физической культуре
(Номер государственной регистрации № 711 пед/сп., 31.01. 2005 г.)
Утвержден на заседании кафедры
спортивных дисциплин, протокол № 4 от 01 декабря 2006 г.
Чебоксары 2006
СОДЕРЖАНИЕ
В результате изучения дисциплины студенты должны:
усвоить знания о:
уметь:
1) выполнять на уровне
двигательного умения
2) обучать специальным беговым и прыжковым упражнениям, упражнениям для метателей: осуществлять показ и объяснение упражнений; определять и исправлять ошибки, контролировать и оценивать качество их усвоения;
2) проводить подготовительную и основную части учебного занятия;
3) осуществлять качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ различных видов легкой атлетики;
4) планировать содержание и процесс обучения видов легкой атлетики;
5) создавать с помощью слова и показа у учащихся знания и представления о технике выполнения тех или иных легкоатлетических упражнений;
6) обнаруживать и исправлять двигательные ошибки при выполнении видов легкой атлетики;
7) контролировать и оценивать качество усвоения двигательных действий видов легкой атлетики;
8) критически анализировать и корректировать свою деятельность по обучению видам легкой атлетики;
9) проводить урок физической культуры по легкой атлетике;
10) выполнять обязанностей судьи при обслуживании соревнований по легкой атлетике;
11) составлять документацию для проведения соревнований по легкой атлетике;
12) владеть методами исследования соревновательной деятельности в легкой атлетике.
выполнять следующие контрольные нормативы по технике видов легкой атлетики:
Виды упражнений |
Женщины |
Мужчины | ||||
«3» |
«4» |
«5» |
«3» |
«4» |
«5» | |
Бег 100м, с |
15.4 |
15.1 |
14.8 |
13.4 |
13.1 |
12.9 |
Прыжок в длину с разбега, см |
3.50 |
3.80 |
4.20 |
4.60 |
4.90 |
5.20 |
Прыжок в высоту с разбега, см |
105 |
110 |
115 |
130 |
135 |
140 |
Бег 800 м / 1500 м, м |
3.20 |
3.10 |
3.00 |
5.10 |
4.55 |
4.45 |
Бег 300 м, с |
55,0 |
53,0 |
50,0 |
45,0 |
43,0 |
41,5 |
Тройной прыжок, м |
8 |
9 |
10 |
10 |
11 |
12 |
Метание копья, м |
21 |
23 |
25 |
33 |
36 |
39 |
Метание диска, м |
20 |
22 |
25 |
25 |
27 |
30 |
Толкание ядра, м |
7.10 |
7.50 |
8.00 |
7.70 |
8.20 |
9.20 |
Выполнение норматива по программе 8-борья (очки) |
1400 |
1650 |
1900 |
1500 |
1750 |
2000 |
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
Общая трудоемкость |
390 |
VIII (летний лагерный сбор) |
Аудиторные занятия |
200 | |
Лекции |
26 | |
Семинарские занятия |
16 | |
Практические занятия |
110 | |
Лабораторные занятия |
- | |
Методические занятия |
8 | |
Учебная практика |
40 | |
Самостоятельная работа |
190 | |
Вид итогового контроля |
экзамен |
Наименование тем |
Всего часов |
Количество часов по видам аудиторных занятий |
Самостоятельная работа (в часах) | |||||
Лекции |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Практические занятия |
Методические занятия |
Учебная практика | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
4 |
2 |
2 | |||||
|
4 |
2 |
2 | |||||
|
6 |
2 |
2 |
2 | ||||
|
8 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||
|
10 |
2 |
2 |
4 |
2 | |||
|
8 |
2 |
4 |
2 | ||||
7. Основы методики
обучения технике |
6 |
2 |
2 |
2 | ||||
8. Урок легкой атлетики в школе |
4 |
2 |
2 | |||||
9. Позный методы
обучения технике |
4 |
2 |
2 | |||||
10. История развития легкой атлетики в России (СССР) |
4 |
2 |
2 | |||||
11. История развития легкой атлетики в Чувашии |
4 |
2 |
2 | |||||
12. Спортивная тренировка в легкой атлетике |
6 |
2 |
2 |
2 | ||||
13. Спортивный
отбор и прогнозирование |
6 |
2 |
2 |
2 | ||||
14. ОРУ, СБУ
для бегунов. Варианты разминок |
76 |
40 |
36 | |||||
15. ОРУ, СБУ,
ОФП, СФП для прыгунов в |
34 |
18 |
16 | |||||
16. ОРУ, СБУ, ОФП, СФП для прыгунов в длину. Варианты разминок. Эстафетный бег. Прыжки в длину «ножницы», «тройной». Барьерный бег. Толкание ядра. Метание диска, копья. |
98 |
52 |
46 | |||||
17. Проведение урока легкой атлетики. Тестирование уровня подготовленности легкоатлетов различной специализации. Методика проведения урока легкой атлетики |
72 |
2 |
40 |
30 | ||||
18. Предупреждение
травматизма на занятиях |
6 |
6 | ||||||
19. Участие в судействе соревнований по легкой атлетике и выполнение категории судьи по спорту. |
16 |
16 | ||||||
20. Подготовка документации планирования и контроля учебных и секционных занятий по легкой атлетике |
4 |
4 | ||||||
Всего часов |
390 |
26 |
16 |
110 |
8 |
40 |
190 |
№ № |
Наименование и содержание занятий |
1 |
2 |
Лекция 1 Введение в предмет «Легкая атлетика». Основные понятия. Классификация видов л/а, происхождение и развитие видов. Виды л/а в ЕВСК. Содержание и задачи курса л/а и основные требования, предъявляемые к студентам. | |
Лекция 2 Основные тенденции развития современной легкой атлетики. Легкая атлетика в Чувашии. | |
Лекция 3 Основы
техники легкоатлетических Основные понятия (спортивная техника, фазы, моменты, основное звено). Качественные и количественные показатели техники: эффективность, экономичность, стабильность, вариативность, спортивный результат, пространственные, временные, пространственно-временные, ритмические, динамические характеристики. Взаимосвязь техники, спортивного результата и уровня физических качеств. Анализ и определение ошибок в технике. Педагогический и биомеханический контроль за техникой движений. Правила подбора средств для исправления ошибок в технике. | |
Лекция 4 Основы техники бега, спортивной ходьбы. Основы техники ходьбы и бега: структура движений (цикличность, периоды, фазы, моменты). Механизм отталкивания. Скорость передвижения, взаимосвязь длины и частоты шагов. Особенности техники бега на разных дистанциях. | |
Семинар 1 Основы
техники легкоатлетических Основные понятия (спортивная техника, фазы, моменты, основное звено). Качественные и количественные показатели техники: эффективность, экономичность, стабильность, вариативность, спортивный результат, пространственные, временные, пространственно-временные, ритмические, динамические характеристики. Взаимосвязь техники, спортивного результата и уровня физических качеств. Анализ и определение ошибок в технике. Педагогический и биомеханический контроль за техникой движений. Правила подбора средств для исправления ошибок в технике. | |
Семинар 2 Основы техники бега, спортивной ходьбы. Основы техники ходьбы и бега: структура движений (цикличность, периоды, фазы, моменты). Механизм отталкивания. Скорость передвижения, взаимосвязь длины и частоты шагов. Особенности техники бега на разных дистанциях. | |
Практическое занятие 1 Школа легкой атлетики. Упражнения для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). | |
Практическое занятие 2 Обучение технике бега на короткие дистанции. Специальные беговые упражнения. | |
Практическое занятие 3 Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Зачет на технику | |
Практическое занятие 4 Обучение технике низкого старта. | |
Практическое занятие 5 Совершенствование техники низкого старта. Зачет на технику | |
Практическое занятие 6 Обучение технике спортивной ходьбы. | |
Практическое занятие 7 Совершенствование техники спортивной ходьбы. Зачет на технику | |
Методическое занятие 1 Методика обучения технике бега на короткие дистанции и спортивной ходьбы. | |
Практическое занятие 8 Обучение технике отталкивания в прыжках в высоту с разбега. | |
Практическое занятие 9 Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «Перешагивание». | |
Практическое занятие 10 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Перешагивание». Зачет на технику | |
Практическое занятие 11 Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «Волна». | |
Практическое занятие 12 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Волна». Зачет на технику и результат | |
Практическое занятие 13 Обучение технике отталкивания в прыжках в длину с разбега. | |
Практическое занятие 14 Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «Согнув ноги». | |
Практическое занятие 15 Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «Согнув ноги». Зачет на технику | |
Практическое занятие 16 Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «Прогнувшись». | |
Практическое занятие 17 Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «Прогнувшись». Зачет на технику и результат | |
Практическое занятие 18 Разновидности разминок. Суставная разминка в парах. | |
Практическое занятие 19 Разновидности разминок. Короткая разминка по Б. Андерсону. | |
Практическое занятие 20 ОРУ и СБУ для бегунов и прыгунов. ОФП. | |
Лекция 5 Основы техники прыжков и метаний Виды прыжков и их эволюция. Фазы прыжков. Биомеханические характеристики техники прыжков (сложение скоростей, углы отталкивания и вылета, начальная траектория движений, ОЦТ). Детали техники движения в различных прыжках. Перемещение предметов в пространстве и эволюция техники метаний. Факторы, определяющие дальность полета снаряда (начальная скорость вылета, угол вылета, аэродинамические свойства, высота выпуска снаряда). Система «метатель-снаряд». Фазы метаний и их задачи. Сходства и различия в технике метаний.
| |
Лекция 6 Организация, проведение и правила соревнований Классификация соревнований.
Календарь и положение о | |
Практическое занятие 21 Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «Перекат». | |
Практическое занятие 22 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Перекат». Зачет на технику. | |
Практическое занятие 23 Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «Перекидной». | |
Практическое занятие 24 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Перекидной». Зачет на технику. | |
Практическое занятие 25 Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «Фосбери-флоп». | |
Практическое занятие 26 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Фосбери-флоп». | |
Практическое занятие 27 Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «Фосбери-флоп». Зачет на технику и на результат любым способом. | |
Методическое занятие 2 Методика обучения технике прыжков в высоту и в длину с разбега | |
Практическое занятие 28 ОРУ. Разновидности разминок (разминка в парах). | |
Практическое занятие 29 Разновидности разминок. Пассивные растяжки по Е.И. Зуеву. | |
Практическое занятие 30 Упражнения на гибкость из хатха-йоги. | |
Методическое занятие 3 Методика обучения технике метаний. | |
Лекция 7 Основы методики обучения технике легкоатлетических видов Методы обучения. Наглядные
пособия. Место и время показа
и объяснения в процессе обучения.
Особенности использования
| |
Лекция 8 Урок легкой атлетики в школе Формы организации занятий
л/а в школе. Типовая структура
и разновидности урока и | |
Лекция 9 Позный методы обучения технике легкоатлетических упражнений | |
Лекция 10 История развития легкой атлетики в России (СССР) | |
Семинар 3 Основы методики обучения технике легкоатлетических видов Методы обучения. Наглядные пособия. Место и время показа и объяснения в процессе обучения. Особенности использования показа и объяснения на занятиях с детьми разного возраста. Роль физической подготовленности в освоении техники л/а упражнений. Подводящие и подготовительные упражнения при обучении. Современные представления о создании двигательного навыка. Положительный и отрицательный перенос навыков в обучении. Определение ошибок и их устранение. Типовая схеме обучения технике л/а упражнений: этапы, задачи, средства и методы их решения. Последовательность концентрации внимания занимающихся на основные упражнения (и.п., позы, направление, амплитуда движений, быстрота, сила, согласованность и ритм движений). Последовательность изучения л/а видов. | |
Семинар 4 Урок легкой атлетики в школе Формы организации занятий л/а в школе. Типовая структура и разновидности урока и тренировочного занятий в зависимости от условий (места, климата, наличия инвентаря и оборудования). Особенности организации занятий л/а в условиях сельской школы. Дозировка упражнений при различной направленности урока. Разновидности учета и оценки уровня подготовленности учащихся. Меры предупреждения травматизма на уроках л/а. особенности занятий с детьми различного пола и возраста. | |
Семинар 5 Позный методы обучения технике легкоатлетических упражнений | |
Семинар 6 История развития легкой атлетики в России (СССР) | |
Практическое занятие 31 Силовые махи. Старты из разных исходных положений. | |
Практическое занятие 32 Обучение технике эстафетного бега. | |
Практическое занятие 33 Совершенствование техники эстафетного бега. Выполнение техники на зачет. | |
Практическое занятие 34 Обучение технике барьерного бега (преодоление барьера). | |
Практическое занятие 35 Обучение технике барьерного бега (бег между барьерами). | |
Практическое занятие 36 Обучение технике барьерного бега (старт и стартовый разгон). Совершенствование техники. Зачет на технику. | |
Практическое занятие 37 Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «Ножницы». | |
Практическое занятие 38 Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «Ножницы». Зачет на технику и результат любым способом | |
Практическое занятие 39 Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «Тройной». | |
Практическое занятие 40 Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом «Тройной». Зачет на технику и результат | |
Практическое занятие 41 Обучение технике метания копья (держание и выпуск снаряда). | |
Практическое занятие 42 Обучение технике метания копья (финальное усилие). | |
Практическое занятие 43 Обучение технике метания копья (финальное усилие) Совершенствование техники. Зачет на технику. | |
Практическое занятие 44 Обучение технике метания диска (держание и выпуск снаряда). | |
Практическое занятие 45 Обучение технике метания диска (финальное усилие). | |
Практическое занятие 46 Обучение технике метания диска (разгон снаряда – повороты). Совершенствование техники. Зачет на технику. | |
Практическое занятие 47 Зачет на результат метания диска и копья. Бег 100 и 300 м на результат. | |
Практическое занятие 48 Обучение технике толкания ядра (держание и выпуск снаряда). | |
Практическое занятие 49 Обучение технике толкания ядра (финальное усилие). | |
Практическое занятие 50 Обучение технике толкания ядра (разгон снаряда – скачок). Совершенствование техники. Зачет на технику. | |
Практическое занятие 51 Совершенствование техники толкания ядра. Зачет на результат. Бег 800/1500 м на результат. | |
Практическое занятие 52 Выполнение норматива по 8-борью. | |
Практическое занятие 53 Выполнение норматива по 8-борью. | |
Практическое занятие 54 СБУ и специальные прыжковые упражнения с барьерами для подготовки прыгунов и барьеристов. | |
Практическое занятие 55 Силовая разминка с грифом. | |
Практическое занятие 56 ОФП. Кросс 2000/3000 м на результат | |
Лекция 11 История развития легкой атлетики в Чувашии
| |
Лекция 12 Спортивная тренировка в легкой атлетике Тренировка как многосторонний
процесс подготовки л/атлетов. Цели
и задачи тренировки. Основные стороны
подготовки л/атлета. Дозирование нагрузки
(по объему, интенсивности, психической
напряженности и | |
Лекция 13 Спортивный
отбор и прогнозирование Виды отбора. Факторы, определяющие эффективность отбора. Прогноз спортивного результата как одна из основ планирования тренировочного процесса. Значение анализа достижений, планов тренировочных занятий и дневника спортсмена для оптимального прогноза спортивного результата. Тестирование как одно из средств управления тренировочноым процессом. Виды и разновидности тестирования. Применение методик тестирования для оценки уровня подготовленности л/атлетов различной специализации. | |
Семинар 7 Спортивная тренировка в легкой атлетике. Основы спортивной тренировки. Реализация основных принципов тренировки разных возрастных групп. Особенности применения разных видов подготовки в различных периодах тренировочного процесса. Уровень подготовленности и формирование готовности как основа достижения высших спортивных результатов. Место и роль врачебного и педагогического контроля в управлении тренировочным процессом и соревновательной деятельностью легкоатлета. | |
Семинар 8 Спортивный отбор и прогнозирование. Тесты в легкой атлетике. Виды отбора и их применение в зависимости от задач и контингента. Спортивный результат и особенности его прогнозирования. Общие и специальные тесты, возможности их применения и оценка эффективности. Связь и влияние тестов друг на друга, взаимозаменяемость тестов в зависимости от различных условий и задач. Оценка уровня подготовленности л/атлетов различной специализации и возраста. | |
Практическое занятие 57 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 58 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 59 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 60 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 61 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 62 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 63 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 64 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 65 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 66 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 67 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 68 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 69 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 70 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 71 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 72 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 73 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 74 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 75 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Практическое занятие 76 Учебная практика по проведению урока легкой атлетики | |
Методическое занятие 4 Методика проведения урока по легкой атлетике |
Основная литература |
Количество экземпляров |
|
25
|
|
50 |
|
25 |
|
25 |
|
50 |
|
50 |
|
25 |
|
35 |
|
25 |
Дополнительная литература |
Количество экземпляров |
Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. – М.: ФиС, 1976. |
|
Бойко А.Ф. Основы легкой атлетики. – М.: ФиС, 1976. |
|
Дуду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. – М.:ФиС, 1970. |
|
Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М.: ФиС, 1986. |
|
романов Н.С. Позный метод обучения технике бега (методическая разработка). – Чебоксары, 1988. |
|
Садетдинов Д.Ш. Контекстный подход к методике обучения технике легкоатлетических видов. – Набережные Челны, 1999. |