ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(к
экзамену)
- Сдать экзамен по теории и методике избранного вида спорта в объёме всей программы.
- Вопросы для подготовки к теоретическому экзамену
ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНИКИ
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
- Содержание и задачи курса "Лёгкая атлетика с методикой преподавания" на факультетах физической культуры.
- Определение понятия "Лёгкая атлетика". Классификация легкоатлетических упражнений.
- Лёгкая атлетика в XIX веке.
- Лёгкая атлетика в древнем мире.
- Лёгкая атлетика на первых Олимпийских играх современности.
- Лёгкая атлетика в мире до 1 мировой войны.
- Мировая лёгкая атлетика в 1920-40 гг.
- Мировая лёгкая атлетика в 1945-80 гг.
- Мировая лёгкая атлетика с 1980 г. по настоящее время.
- Возникновение и развитие лёгкой атлетики в России до 1917 года.
- Лёгкая атлетика в России (СССР) в 1917-1941 гг.
- Лёгкая атлетика в СССР в 1945-1956 гг.
- Лёгкая атлетика в СССР в 1960-1980 гг.
- Лёгкая атлетика в СССР в 1981-1990 гг.
- Лёгкая атлетика в России с 1991 г. по настоящее время.
- Основные этапы развития лёгкой атлетики в Чувашии.
- Выступления чувашских легкоатлетов на мировой арене.
- Лёгкая атлетика на современных Олимпийских Играх.
- Выдающиеся легкоатлеты современности и достижения в мировой лёгкой атлетике.
- Основные тенденции развития современной лёгкой атлетики.
- Лёгкая атлетика в Единой Спортивной Классификации.
- История развития и эволюция техники барьерного бега.
- История развития и эволюция техники в беге на короткие дистанции и эстафетном беге.
- История развития и эволюция техники прыжков в высоту с разбега и с шестом.
- История развития и эволюция техники прыжков в длину с разбега и тройного прыжка.
- История развития и эволюция техники метания копья.
- История развития и эволюция техники спортивной ходьбы.
- История развития и эволюция техники толкания ядра и метания диска.
- История развития легкоатлетических многоборий.
- История развития методики тренировки в беге на выносливость.
ТЕХНИКА, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
- Основы техники бега и ходьбы.
- Основы техники прыжков.
- Основы техники метаний.
- Техника и методика обучения в беге на короткие дистанции.
- Техника и методика обучения низкому старту.
- Особенности техники бега на средние и длинные дистанции.
- Техника и методика обучения в барьерном беге.
- Техника и методика обучения в прыжках в длину способом "Согнув ноги".
- Техника и методика обучения в прыжках в длину способом "Прогнувшись".
- Техника и методика обучения в прыжках в длину способом "Ножницы".
- Техника и методика обучения в тройном прыжке.
- Техника и методика обучения в прыжках в высоту способом "Перешагивание".
- Техника и методика обучения в прыжках в высоту способом "Волна".
- Техника и методика обучения в прыжках в высоту способом "Перекат".
- Техника и методика обучения в прыжках в высоту способом "Перекидной".
- Техника и методика обучения в прыжках в высоту способом "Фосбери-флоп".
- Техника и методика обучения в метания копья (гранаты, малого мяча).
- Техника и методика обучения в метании диска.
- Техника и методика обучения в толкании ядра.
- Техника и методика обучения в эстафетном беге.
- Техника и методика обучения в спортивной ходьбе.
- Обучение и тренировка как части единого педагогического процесса. Принципы обучения, методы обучения.
- Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений.
- Подготовительные и подводящие упражнения при обучении видам лёгкой атлетики.
- Урок лёгкой атлетики: Типовая структура, разновидности.
- Особенности проведения занятий по лёгкой атлетике с детьми различных школьных возрастов.
- Планирование учебной работы по лёгкой атлетике в ООШ. Документы планирования и учёта.
- Педагогический, медицинский контроль и самоконтроль при занятиях лёгкой атлетикой. Предупреждение травм.
- Сочетание видов лёгкой атлетики на уроке и тренировочном занятии.
- Обучение технике отталкивания в прыжках в длину и в высоту.
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
- Тренировка как педагогический процесс. Цели, задачи и принципы тренировки.
- Основные стороны подготовки легкоатлета.
- Интегральная подготовка легкоатлета.
- Параметры тренировочной нагрузки. Планирование, контроль.
- Планирование тренировочного процесса. Тренировочные циклы, блоки подготовки.
- Средства и методы развития силовых способностей.
- Средства и методы развития быстроты.
- Средства и методы развития выносливости.
- Средства и методы развития гибкости и ловкости.
- Характер и календарь соревнований по лёгкой атлетике. Положение о соревнованиях по лёгкой атлетике.
- Состав судейской коллегии.
- Состав судейской бригады по бегу и их обязанности.
- Состав судейской бригады по прыжкам и их обязанности.
- Состав судейской бригады по метаниям и их обязанности.
- Состав судейской бригады по спортивной ходьбе и их обязанности.
- Обязанности главного судьи соревнований.
- Обязанности главного секретаря соревнований.
- Правила соревнований в беге на короткие дистанции.
- Правила соревнований в беге на средние и длинные дистанции.
- Правила соревнований в спортивной ходьбе.
- Правила соревнований в барьерном беге.
- Правила соревнований в эстафетном беге.
- Правила соревнований в прыжках в длину и тройным.
- Правила соревнований в прыжках в высоту и с шестом.
- Правила соревнований в метании копья (гранаты, малого мяча).
- Правила соревнований в метании диска.
- Правила соревнований в толкании ядра.
- Правила соревнований в многоборьях.
- Правила соревнований в кроссе.
- Распределение видов по дням и последовательность их проведения в соревнованиях по лёгкой атлетике.
IX. ИНФОРМАЦИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для эффективного проведения занятий по
легкой атлетике на факультете имеется
следующий инвентарь:
1. Прыжковый сектор
для прыжков в высоту.
2. Мужские ядра –
5 шт., женские ядра – 3 шт. (стандартные),
юниорские – 2 шт.
3. Копья мужские –
11 шт., копья женские – 4 шт.
4. Прыжковый сектор
для прыжков в длину.
5. Беговые дорожки
(асфальтированные).
6. Эстафетные палочки
– 5 шт.
7. Барьеры – 10 шт.
8. Диски – 6 мужских,
4 женских (стандартные).
9. Гимнастические скамейки
и шведская стенка.
10. Эспандеры – 3 шт.
X. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольная
работа представляет реферативной обзор современной
учебной и учебно-методической литературы
по выбранной теме. В работе должен быть
осуществлен сравнительный теоретический
анализ знаний по рассматриваемой теме,
имеющийся в учебниках, учебных и учебно-методических
пособиях с последующим обобщающим заключением
по каждому разделу работы. Объем работы
– не менее 15 страниц.
Выбор темы осуществляется
студентом самостоятельно. Студенту
разрешается контрольную работу
по дисциплине связать с курсовой работой.
Структура контрольной
работы:
- план
- теоретический обзор учебно-методической литературы;
- заключение;
- список литературы.
План отражает основные структурные элементы
(разделы работы), которые в своей совокупности
раскрывают содержание темы контрольной
работы.
В теоретическом обзоре подробно раскрываются основные положения
по каждому разделу работы, представленные
в анализируемых литературных источниках,
выделяются общие моменты, имеющиеся противоречия
и то особенное, что имеется в том или ином
литературном источнике. В работе должен
быть осуществлен реферативный обзор
не менее 10 литературных источников, при
этом в тексте должны обязательно содержаться
ссылки на эти источники. Текст, заимствованный
из литературных источников, должен быть
представлен в форме цитирования, заключен
в кавычки с указанием номера (ов) страниц,
на которых он содержится в соответствующем
литературном источнике.
В заключении отражаются основные результаты теоретического
анализа последовательно по каждому разделу.
Список литературы составляется в соответствии с требованиями
ГОСТа.
Требования к оформлению: Работа должна быть набрана в текстовом
редакторе Microcoft Word, шрифт 14, поля сверху
и снизу – 2,5 см, справа – 1,5 см, слева –
3 см, интервал – полуторный.
Самостоятельная
работа проводится в соответствии с тематическим
планом. Студенты получают задание самостоятельно
изучить соответствующие темы учебной
дисциплины и представить реферативный
обзор литературы. Остальные студенты
усваивают содержание данной темы без
написания реферата. На аудиторных занятиях
каждый из студентов выступает с кратким
сообщением по заданной теме. Остальные
студенты принимают активное участие
в обсуждении темы. Контроль качества
усвоения учебного материала по теме проводится
в письменной форме с применением системы
тестовых заданий.