Лекции по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
...
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Файлы: 1 файл

Полятинская С.Д. 3.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

 

      3. Исследование и оценка функционального состояния.

 

Уровень функционального состояния организма  можно определить с помощью функциональных проб и тестов. Функциональная проба - способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса.

 

 Исследование сердечнососудистой системы и оценка физической                              работоспособности.

 

Кровообращение - один из важнейших физиологических  процессов, поддерживающих гомеостаз, обеспечивающих непрерывную доставку всем органам и клеткам организма необходимых для жизни питательных веществ и кислорода, удаление углекислого газа и других продуктов обмена, процессы иммунологической защиты и гуморальной (жидкостной) регуляции физиологических функций. Оценить уровень функционального состояния сердечнососудистой системы можно с помощью различных функциональных проб. Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят вперед, а при выпрямлении возвращают в исходное положение. После выполнения приседаний посчитывают ЧСС в течение одной минуты. При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую; от 41 до 65% -удовлетворительную; от 66 до 75% - плохую; от 76 и более - очень плохую. Индекс Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (РЗ) после нагрузки. Тест не рекомендуется выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

 

 Исследование и оценка функционального состояния нервной системы.

 

Центральная нервная система (ЦНС) - самая сложная  из всех функциональных систем человека.      В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции. Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. О психическом состоянии человека можно судить по результатам исследования ЦНС и анализаторов. Проверить состояние ЦНС можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24 уд/ мин. Представление о функции нервной вегетативной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом (неотточенный конец карандаша) с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов высокая. Белый или красный демограф может наблюдаться при отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении). Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе спортсмен сохраняет равновесие в течение 15 с и при этом не наблюдаются пошатывания тела, дрожание рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно». Этот тест имеет практическое значение в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, фигурном катании и других видах спорта, где координация имеет важное значение. Регулярные тренировки способствуют совершенствованию координации движений. В ряде видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и др.) данный метод является информативным показателем в оценке функционального состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются. Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери обследуемым равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов - 90 с и более. Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить. Палъцевоносовая проба. Обследуемому предлагается дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем - с закрытыми глазами. В норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа. При травмах головного мозга, неврозах (переутомлении, перетренированности) и других функциональных состояниях отмечается промахивание (непопадание), дрожание (тремор) указательного пальца или кисти.

 

Исследование  и оценка функционального состояния  дыхательной системы.

 

Дыханием  называется процесс, обеспечивающий потребление  кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. Этот процесс осуществляется путем сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови. Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела. Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.     Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с., для тренированных на 40-60 с и более.     Проба Серкина. После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с. и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).

 

4. Контроль  за физической подготовленностью.

 

Контроль  за мышечной силой осуществляется с  помощью ручного и станового динамометра. У средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой руки - от 30 до 45 кг. У женщин соответственно - от 25 до 35 кг и от 20 до 30 кг. У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин - 75 кг и более. Становую силу рекомендуется измерять только у мужчин. Средними показателями являются 140-160 кг, при систематической тренировке она может достигать 175 кг и более. Также для оценки можно использовать силовые индексы, которые получаются делением показателей силы на вес и выражаются в процентах показатель силы. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин - 50-60%; для становой силы у мужчин - 200-220%, у женщин -135-150%. У физически тренированных мужчин соответственно - 75-81% и 260-300%, а у женщин - 60-70% и 150-200%.      Для оценки силы отдельных мышечных групп можно использовать контрольные упражнения и нормативы учебной программы, в частности, подтягивание в висе лежа, сгибаниё и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, подъем туловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены), приседания на одной ноге. Оценку выполнения данных упражнений можно найти в таблице 7. Тест с монетой. Одна рука находится на расстоянии 40 см от другой по вертикали. Упражнение выполняется 10 раз, если монета поймана, то быстрота развита хорошо. Контроль за быстротой движений. Для проверки достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки). Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейка находится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание» помощник в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучший результат 13 см для мужчин и 15 см для женщин считаются хорошим показателем. Теппинг-тест. Для выполнения этого теста берется лист бумаг, на котором вычерчиваются четыре смежных квадрата 10x10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 20 с с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. По команде сначала ставятся точки в один квадрат, далее через каждые 5 с. по сигналу без паузы точки ставятся в следующие квадраты. Оценивается количество точек, поставленных в каждом квадрате. Для точного подсчета точек следует вести линию карандашом от одной точки к другой. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 30...35 точек в каждый квадрат за 5 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата. Травма - это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. При занятиях физической культурой чаще всего имеют место физические травмы, преобладают закрытые повреждения (ушибы, растяжения, надрывы, разрывы и т.п.). К причинам спортивного травматизма можно отнести следующие:

-недочеты  и ошибки в методике проведения  занятий (форсированная тренировка, плохая разминка без учета возраста, пола, физической подготовленности и тому подобное.);

-недостатки  в организации проведения занятий  (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытия и т.п.);

1. неудобная  спортивная одежда, обувь;

-неблагоприятные  климатические, гигиенические условия  (влажность, температура воздуха,  воды в бассейне и т.п.);

-неправильное  поведение занимающегося (поспешность,  невнимательность.);

-врожденные  особенности опорно-двигательного  аппарата;

2. переутомление, приводящее к нарушению координации движений;

3. несоблюдение  сроков возобновления занятий  после перенесенных травм или заболеваний;

- нарушение   врачебных   требований   к   организации   процесса тренировки (допуск к занятиям без врачебного осмотра).

Профилактика  травматизма при занятиях физическими  упражнениями и спортом должна включать: -  полноценную разминку;

1.соблюдение санитарно-гигиенических требований (температура помещения, влажность, освещенность, удобная спортивная форма и т.п.);

2.соблюдение методических принципов физического воспитания (не форсировать нагрузки, учитывать подготовленность, возраст, пол, систематичность занятий, состояние здоровья и т.п.);

3. страховку  и другие методические приемы, характерные для того или иного вида занятий;

К отрицательным  реакциям организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, которые могут привести к травмам и заболеваниям можно отнести следующие: утомление, переутомление, обморочные состояния, острое физическое перенапряжение, гравитационный шок, ортостатический коллапс, гипогликемический шок, солнечный и тепловой удары. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающем его от перенапряжения. Частая повторная физическая работа при отсутствии отдыха, на фоне недостаточного сна, нерегулярного питания, а также при отклонении в состоянии здоровья может привести к состоянию переутомления. Явления переутомления могут нарастать постепенно, незаметно, нарушается сон, ухудшается аппетит, затем появляется ощущение, усталости, нежелание заниматься, усиливается потоотделение, снижается вес, появляются другие нарушения. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Обморочные состояния могут являться следствием грубых нарушений методических и санитарно-гигиенических требований при проведении занятий. Например, чрезмерная физическая нагрузка на занятиях может вызвать снижение венозного тонуса или спазм сосудов, что приводит к резкому снижению доступа крови в головной мозг и потере сознания. Обморок может быть и при гипервентиляции легких от интенсивного и длительного применения дыхательных упражнений, когда в крови резко понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра. В результате этого снижается частота дыхания, перестает действовать «дыхательный насос», сосуды на периферии переполняются кровью, уменьшается венозный приток крови к сердцу, возникает анемия мозга. Кратковременная потеря сознания может возникать при занятиях с тяжестями, когда силовые упражнения выполняются с чрезмерной натугой. При этом резко повышается внутригрудное и внутрибрюшное давление, прекращается присасывающее действие грудной клетки, снижается артериальное давление. Указанные явления усугубляются сильным напряжением мышц, пережимающих кровеносные сосуды. Все это, в конечном итоге, может обескровить головной мозг и вызвать обморок. Для оказания первой помощи пострадавшего следует уложить на спину, чтобы ноги и нижняя часть туловища располагались чуть выше головы, открыть доступ свежему воздуху. Острое физическое перенапряжение появляется, когда занимающийся переоценивает свои физические возможности и пытается выполнить непосильные по длительности и интенсивности физические упражнения. Причиной острого физического перенапряжения могут быть занятия физическими упражнениями в болезненном состоянии или занятия сразу после перенесенных острых инфекционных заболеваний (грипп, ангина и т.п.). Все случаи острого физического перенапряжения требуют специального лечения. Гравитационный шок возникает при внезапной остановке после интенсивного бега (чаще всего на финише); в связи с прекращением действием «мышечного насоса» большая масса крови застаивается в раскрытых капиллярах и венах мышц нижних конечностей на периферии, и мозг недостаточно снабжается кислородом. В результате возникает относительная анемия (обескровливание) мозга, на что указывают резкое обеление лица, слабость, головокружение, тошнота, потеря сознания и исчезновение пульса. Для профилактики гравитационного шока не следует допускать внезапной остановки после интенсивной физической работы. Ортостатический коллапс - разновидность гравитационного шока. Это явление развивается при длительном нахождении человека в напряженном состоянии при ограничении двигательной активности. Гипогликемический шок - следствие недостатка в организме сахара, острого нарушения углеводного обмена в результате продолжительной напряженной физической работы (бега на длинные дистанции, лыжного марафона, туристического похода, преодоление сверхдлинной дистанции в плавании, велоспорте и т.д.). Основные симптомы гипогликемического шока - слабость, бледность кожных покровов, недомогание, обильное выделение пота, головокружение, учащенный пульс слабого наполнения, расширенные зрачки, ощущение острого голода, иногда спутанность сознания, в тяжелых случаях - холодный пот, отсутствие зрачкового, сухожильных и брюшного рефлексов, резкое падение кровяного давления, судороги. Характерные признаки гипогликемического шока могут проявиться и при остром физическом перенапряжении, когда человек переоценивает свои физические возможности и пытается выполнить непосильные по длительности и интенсивности физические упражнения. Для профилактики гипогликемического состояния полезно перед предстоящей длительной мышечной работой (за 10... 15 минут до старта и на дистанции) принимать сахар, специальные питательные смеси. В случае появления перечисленных выше признаков следует немедленно выпить крепкий чай с 6-8 кусочками сахара, если нет возможности приготовить чай, можно дать воду с сахаром или один сахар.     Солнечный и тепловой удары. Солнечный удар возникает при длительном действии солнечных лучей на обнаженную голову или тело. Тепловой удар - остро развивающееся болезненное состояние, обусловленное перегревом организма в результате воздействия высокой температуры окружающей среды. Признаки: усталость, головная боль, слабость, боли в ногах, спине, тошнота; позднее - повышение температуры, шум в ушах, потемнение в глазах, упадок сердечной деятельности и дыхания, потеря сознания. Для профилактики при занятиях в жаркую солнечную погоду необходимо надевать на голову светлый головной убор, избегать длительных интенсивных нагрузок, периодически в тени выполнять упражнения на расслабление. При оказании первой помощи пострадавшего немедленно перенести в прохладное место, в тень, снять одежду и уложить, немного приподняв голову; обеспечить покой, охладить область сердца и голову, постепенно поливая холодной водой с руки или прикладывая холодный компресс; обильно напоить. Для возбуждения дыхательной деятельности дать понюхать нашатырный спирт, выпить капли Зеленина или другие сердечные средства. При нарушении дыхания сделать искусственное дыхание. Перенести пострадавшего в медицинский пункт. При остром миозите занимающихся беспокоят боли в мышцах, особенно в первые недели занятий или тренировок. Эти боли связаны с неподготовленностью мышц к интенсивным нагрузкам, накоплением продуктов незавершенного обмена веществ в мышцах, в результате этого возникает местная интоксикация. В целях предупреждения острого миозита необходимого строго выполнять методические принципы систематичности, постепенности, доступности, учета индивидуальных возможностей занимающихся. При появлении мышечных болей необходимо снизить интенсивность и объем физической нагрузки, но не прекращать учебные занятия или тренировки, применять душ, ванны, особенно полезен массаж.

 

 

Третий-четвертый  годы обучения.

 

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

 

1. Профессионально-прикладная  физическая подготовка.

 

Принцип органической связи физического  воспитания с  практикой  трудовой деятельности наиболее  конкретно  воплощается  в  профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему  физического   воспитания,   именно   в   профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое  выражение.  В  качестве своеобразной   разновидности   физического    воспитания    профессионально-прикладная   физическая   подготовка   представляет   собой    педагогически направленный    процесс    обеспечения     специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной  деятельности.  Иначе  говоря, это  в  своей  основе  процесс  обучения,  обогащающий  индивидуальный  фонд профессионально  полезных  двигательных   умений   и   навыков,   воспитания физических и непосредственно  связанных  с  ними  способностей,  от  которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

 

1.1.Необходимость   профессионально-прикладной  физической   подготовки; решаемые в ней задачи.

 

Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих  видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего,  от  специальной физической  подготовленности,    приобретаемой   предварительно   путем систематических   занятий   физическими    упражнениями,    адекватными    в определенном   отношении   требованиям,   предъявляемым   к   функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и  ее  условиями.  Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях  взаимодействия  различных  сторон  физического  и  общего развития   индивида   в   процессе   жизнедеятельности   (в   частности,   о закономерностях взаимовлияния  адаптационных  эффектов  в  ходе  хронической адаптации к тем  или  иным  видам  деятельности,  переноса  тренированности, взаимодействия   двигательных   умений   и    навыков,    приобретаемых   и совершенствуемых  в  процессе  тренировки  и   освоения   профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел  в  свое  время  к становлению особой разновидности физического воспитания  —  профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно— ППФП).   Начало ее формирования в качестве  профилированного  направления  и  вида физического   воспитания   применительно    к    нуждам    социалистического производства у нас в стране относится к  30-м  годам.  Значительную  роль  в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от  1  апреля  1930  г.,  где предусматривались серьезные государственные и социальные меры  по  внедрению физической  культуры   в   систему   рационализации   труда   и   подготовки профессиональных кадров  не  только  в  утилитарных  целях,  но  и  в  целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.  С   накоплением   положительного   практического    опыта    и    научно-исследовательских  данных   в   соответствующих   сферах   сложилась   целая профилированная отрасль  физической  культуры  —  профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс  использования  ее факторов  занял  важное  место  в   общей   системе   образования-воспитания подрастающего  поколения  и  профессиональных  кадров  (в  виде   ППФП).   В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего  в  качестве одного  из   разделов   обязательного   курса   физического   воспитания   в профессионально-технических училищах, средних специальных и  высших  учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в  период  основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по  характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения  ППФП  в  систему образования и сферу профессионального  труда  определяется  главным  образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических  профессий, и достижение профессионального  мастерства  в  них  продолжают  зависеть  от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную  основу,  от степени  развития   физических   способностей   индивида,   разнообразия   и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков. Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный  разряд  по специальности,  чем  учащиеся,  не  прошедшие  по  разным   причинам   такой подготовки; последние, как правило,  и  медленнее  адаптируются  к  условиям профессиональной  деятельности  на  производстве  (Т.  Ф.  Витенас,  В.   В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из  факторов  сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность  достаточно многих  видов  профессионального   труда, несмотря  на  прогрессирующее  убывание  доли  грубых  мышечных   усилий   в современном материальном производстве, прямо или  косвенно  продолжает  быть обусловленной физической  дееспособностью  исполнителей  трудовых  операций, причем не только в сфере преимущественно физического  труда,  но  и  в  ряде видов  трудовой  деятельности   смешанного   (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств,  монтажников,  строителей  и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого  не  мыслится здоровье и эффективное  функционирование,  остается  важнейшей  предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3)  сохраняется  проблема  предупреждения  вероятных  негативных  влияний определенных видов профессионального  труда  и  его  условий  на  физическое состояние  трудящихся;  хотя  эта  проблема  решается   многими   средствами оптимизации содержания и условий труда, в  том  числе  социальными,  научно-техническими  и  гигиеническими,  важную  роль  среди  них  призваны  играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4)  перспективные   тенденции   общесоциального   и   научно-технического прогресса   не   освобождают    человека    от    необходимости    постоянно совершенствовать свои деятельностные  способности,  а  их  развитие  в  силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

 

1.2. Требования  к  физической  подготовленности  трудящихся  в  различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.

Информация о работе Лекции по "Физической культуре"