Лекции по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
...
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Файлы: 1 файл

Полятинская С.Д. 3.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

1) рациональное питание;

2) обоснованный  режим;

3) адаптирующие медикаментозные средства;

4) физическая  тренировка;

5) закаливание.

Из многообразия факторов развития адаптации особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной системе, обусловливает повышение обучаемости, тренируемости нервной системы и организма в целом.

 

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго  и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое  самим  человеком,  обеспечивает  ему  долгую  и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о  то,  что  у  большинства  людей  при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность  жить  до  100  лет  и более.  К сожалению, многие люди не соблюдают самых  простейших,  обоснованных наукой   норм   здорового   образа   жизни.   Одни   становятся    жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение.  Другие излишествуют  в  еде,  вызывая,  тем  самым,  развитие  ожирения,  склероза сосудов, а у некоторых –  сахарного  диабета.  Третьи  не  умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных  и  бытовых  забот,  всегда  беспокойны,  нервны, страдают бессонницей,  что,  в  конечном  итоге,  приводит  к  заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к  курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.  Здоровье - это первая и важнейшая  потребность  человека,  определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является  важнейшей   предпосылкой   к   познанию   окружающего   мира,   к самоутверждению и счастью человека. Активная  долгая  жизнь  -  это  важное слагаемое человеческого фактора.  Здоровый образ  жизни  -  это  образ  жизни,  основанный  на  принципах нравственности.  Он  должен  быть  рационально  организованным,   активным, трудовым, закаливающим.  Должен  защищать  от  неблагоприятных  воздействий окружающей среды, позволять до глубокой  старости  сохранять  нравственное, психическое и физическое здоровье. Охрана  собственного  здоровья  -  это   непосредственная   обязанность каждого, человек  не вправе перекладывать ее на  окружающих.  Ведь  нередко бывает и так, что человек неправильным образом  жизни  уже  к  20-30  годам доводит себя до катастрофического  состояния  и  лишь  тогда  вспоминает  о медицине.    Какой бы совершенной ни была медицина, она не  может  избавить  нас  от всех болезней. Человек - сам творец своего  здоровья,  он  должен  за  него бороться.  С  раннего  возраста  необходимо  вести  активный  образ  жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать  правила  личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

    Существует  много определений этого понятия,  смысл которых определяется профессиональной  точкой  зрения  авторов.     По   определению   Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не  только  отсутствие болезней и физических дефектов». С  физиологической  точки  зрения  определяющими  являются   следующие формулировки:

- индивидуальное  здоровье человека - естественное  состояние  организма на фоне отсутствия патологических сдвигов,  оптимальной  связи  со  средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

    - здоровье представляет  собой   гармоничную  совокупность  структурно-функциональных   данных   организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

    -  индивидуальное  здоровье  человека  -  это   гармоническое  единство всевозможных обменных  процессов  в  организме,  что  создает  условия  для оптимальной жизнедеятельности всех систем  и  подсистем  организма  (А.  Д. Адо);

    -  здоровье  -  это  процесс  сохранения  и  развития   биологических, физиологических, психологических  функций,  трудоспособности  и  социальной активности человека при максимальной продолжительности его  активной  жизни (В. П. Казначеев).

    Вообще, можно говорить о трех видах  здоровья: о  здоровье  физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье - это естественное состояние  организма,  обусловленное нормальным  функционированием  всех  его  органов  и  систем.  Если  хорошо работают все органы  и  системы,  то  и  весь  организм  человека  (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое  здоровье   зависит   от   состояния   головного   мозга,   оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и  памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье  определяется  теми  моральными  принципами,  которые являются основой социальной  жизни  человека,  т.е.  жизни  в  определенном человеческом обществе.  Отличительными  признаками  нравственного  здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,  овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,  противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически   здоровый  человек  может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает  нормами  морали.  Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и  духовно  развитый  человек  счастлив  -  он  отлично  себя чувствует,  получает   удовлетворение   от   своей   работы,   стремится   к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей  молодости  духа  и внутренней красоты.

 

2. Функциональные резервы организма.

 

    Целостность   человеческой  личности  проявляется,  прежде   всего,   во взаимосвязи  и  взаимодействии  психических  и  физических  сил   организма. Гармония психофизических сил организма повышает  резервы  здоровья,  создает условия для творческого самовыражения  в  различных  областях  нашей жизни. Активный  и  здоровый  человек  надолго  сохраняет   молодость,   продолжает созидательную деятельность, не позволяет «душе  лениться».  Академик  Н. М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество  здоровья»  для обозначения меры резервов организма.    Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие  проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые  высоко  тренированные  спортсмены  могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать  через  свои  легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз.  Это и есть  резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность.  Есть  минутные  объемы сердца:  количество  крови  в   литрах,   выбрасываемое   в   одну   минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при  самой  энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4).  Точно  также есть скрытые резервы почек,  печени.  Выявляются  они  с  помощью  различных нагрузочных проб. Тогда с этой точки зрения,  здоровье  -  это количество  резервов  в организме,  это  максимальная  производительность  органов  при   сохранении качественных пределов их функции.     Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

    1. Биохимические  резервы (реакции обмена).

    2. Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов).

    3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы  на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100  м  -  10  секунд.  Его  могут показать лишь единицы. А  можно  ли  этот  результат  существенно  улучшить? Расчеты показывают,  что можно,  но  не  более чем на  несколько десятых секунды.  Предел  возможностей  здесь  упирается  в  определенную   скорость распространения возбуждения по нервам и  в  минимальное  время,  необходимое для сокращения и расслабления мышц.

 

3. От чего зависит здоровье?

 

    Здоровье  человека  -  результат  сложного  взаимодействия  социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний  в состояние здоровья следующий:

    . наследственность - 20%;

    . окружающая среда - 20%;

    . уровень  медицинской помощи - 10%;

    . образ  жизни - 50%.

    В развернутом  варианте эти цифры, по мнению  российских ученых, выглядят так:

    . человеческий фактор - 25%  (физическое  здоровье  -  10%,  психическое   здоровье - 15%);

    . экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    . социально-педагогический  фактор  -  40%  (образ  жизни:  материальные условия труда и  быта - 15%, поведение, режим жизни,  привычки - 25%);

    . медицинский фактор - 10%.

 

4. Составляющие здорового образа жизни студента.

 

     Здоровый образ жизни включает  в  себя  следующие  основные  элементы: рациональный  режим  труда   и   отдыха,   искоренение   вредных   привычек, оптимальный двигательный режим, личную  гигиену,  закаливание,  рациональное питание и т.п.

 

4. 1. Режим труда и отдыха.

 

    Рациональный режим труда   и  отдыха  -  необходимый   элемент  здорового образа жизни любого человека. При правильном  и  строго  соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм  функционирования  организма,  что создает оптимальные условия для работы и отдыха  и  тем  самым  способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е.  если  начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и  все  последующие операции протекают непрерывно, без срывов и  без  необходимости  «включения» дополнительных импульсов.    Залог  успеха  –  в  планировании  своего  времени.  Студент,   который регулярно в течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет  ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами.  Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени.  В  течение  этого часа никто и ничто не  может  помешать.  Таким  образом,   студент  получает время – возможно, самое важное  для  человека  –  личное  время.  Его  можно потратить по  своему  усмотрению  по-разному:  дополнительно  на  отдых,  на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел. Построение  аудиторной   работы   значительно   облегчено,   т.к.   оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо  взять  за правило приходить в аудиторию  заблаговременно,  т.к.  студент,  входящий  в аудиторию    после    звонка,    производит    впечатление     несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было  громких разговоров и других  отвлекающих  факторов.  Организуй  такие  условия  и  в комнате  общежития.  В  период  занятий  не  рекомендуется  включать  радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше  начинать  с  самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с  сегодня  на  завтра  и  вообще  в долгий ящик.  Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен  падать  сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от  головы.  Правильное освещение  рабочего  места  уменьшает   утомление   зрительных   центров   и способствует  концентрации  внимания  на  работе.  Надо  книгу  или  тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему,  сердце  и  сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.  Постоянная  тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто  много  и  хорошо работает в  течение  всей  жизни.  Напротив,  безделье  приводит  к  вялости мускулатуры,   нарушению  обмена  веществ,   ожирению   и   преждевременному одряхлению. Студент должен правильно чередовать труд  и  отдых.  После  занятий  в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых  после работы вовсе не означает состояния полного покоя.  Лишь  при  очень  большом утомлении может идти речь о пассивном  отдыхе.  Желательно,  чтобы  характер отдыха был противоположен характеру работы человека  («контрастный»  принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов.  Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10  минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату,  пройтись  по  коридору,  не мешая работать другим). Необходимо избегать  переутомления  и  однообразного  труда.  Например, нецелесообразно 4 часа подряд  читать  книги.  Лучше  всего  заниматься  2-3 видами   труда:   чтением,    расчетными    или    графическими    работами, конспектированием.  Такое  чередование  физических  и  умственных   нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении,  должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским  жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за  городом,  в парках, на стадионах, в турпоходах на  экскурсиях,  за  работой  на  садовых участках и т. п.

 

4. 2. Профилактика вредных привычек.

 

     Следующим звеном здорового образа  жизни является  искоренение  вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики.  Эти  нарушители  здоровья  являются причиной  многих  заболеваний,  резко  сокращают  продолжительность   жизни, снижают работоспособность,  пагубно  отражаются  на  здоровье  подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.   Очень многие люди начинают свое  оздоровление  с  отказа  от  курения, которое считается одной из самых  опасных  привычек  современного  человека. Недаром  медики  считают,  что  с  курением  непосредственно  связаны  самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких.  Курение  не  только  подтачивает здоровье,  но  и  забирает  силы  в  самом  прямом  смысле.  Как  установили специалисты,  через  5-9  минут  после  выкуривания  одной  только  сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по  опыту  и  потому, как  правило,  не  курят.  Отнюдь  не  стимулирует  курение   и   умственную деятельность.  Наоборот,  эксперимент  показал,  что  только  из-за  курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не  все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается  тем,  кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях  курильщиков  дети  болеют респираторными заболеваниями гораздо  чаще,  чем  в  семьях,  где  никто  не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости  рта, гортани, бронхов и  легких.  Постоянное  и  длительное  курение  приводит  к преждевременному  старению.  Нарушение  питания  тканей  кислородом,   спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика  (желтоватый  оттенок белков  глаз,  кожи,  преждевременное  увядание),  а   изменение   слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости,  сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно  опасно  в определенные  периоды жизни - юность,  старческий  возраст,  когда  даже  слабое   возбуждающее   действие нарушает нервную регуляцию. Особенно  вреден  никотин  беременным,  так  как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим  женщинам,  так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая  задача  -  преодоление  пьянства  и  алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на  все  системы  и  органы человека. В результате  систематического  потребления  алкоголя  развивается пристрастие к нему:

-  потеря  чувства  меры  и   контроля  над  количеством   потребляемого алкоголя;

     - нарушение деятельности центральной  и периферической  нервной   системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Информация о работе Лекции по "Физической культуре"