Лекции по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
...
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
...
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Файлы: 1 файл

Полятинская С.Д. 3.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

 

5.3 Учебные и  самостоятельные занятия по  физической  культуре  в режиме учебно-трудовой деятельности.

 

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания  условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления,   в   сочетании   с   активным    отдыхом    и    физическим совершенствованием. Этому требованию должно  отвечать  такое использование средств физической культуры  и спорта,  которое способствует  поддержанию достаточно   высокой   и   устойчивой  учебно-трудовой   активности  и работоспособности студентов.  Обеспечение   данной   функции   физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении. В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями  и  спортом  в такие  периоды  учебного труда студентов, когда наблюдается снижение  работоспособности,  ухудшение  самочувствия:  в  конце  учебного  дня   (на последней паре занятий), в конце недели (пятница,  суббота)  на  протяжении всего учебного года. Динамика работоспособности в  течение  рабочего  дня  характеризуется тремя периодами:  врабатывание,  стабилизация  и снижение  в   результате наступившего утомления. Полученные  материалы  свидетельствуют о том,   что   проведение   занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в  период  врабатывания  (в начале  учебного  дня)  обеспечивает  кратковременное  (на   1,5-2  часа) повышение работоспособности  и   поддерживает  ее  на  повышенном  уровне  в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки,  к  18-20 часам, уровень работоспособности постепенно  снижается  до  исходного.  В течение учебной недели положительный эффект от занятий с  такими  нагрузками в целом незначительный.  Занятия с нагрузками  средней  интенсивности  обеспечивают  наибольший подъем уровня работоспособности  до  конца  учебно-трудового  дня,  включая время самоподготовки. В течение учебной  недели  положительное  воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3  дней,  после  чего оно постепенно затухает. Использование   в   занятиях   нагрузок   большой   интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа)  незначительно  повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя  8-10  часов  ее  уровень  возвращается  к исходному. Негативное отдаленное последействие таких  нагрузок  сохраняется на протяжении  3-4  дней  учебной  недели.  Лишь  в  конце  ее наблюдается восстановление работоспособности. Проведенные   исследования   позволяют   рассмотреть   ряд   вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый  из  которых оказывает    положительное  воздействие  на   работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:     

- 1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность  -  90  мин.  Содержание  -  плавание,  спортивные  игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;    

- 2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие -  10  мин.,  подвижные  и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

- 3-й вариант - два занятия в неделю по 45  мин.  по  возможности  после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения,  разнообразные двусторонние  и  подвижные  игры,  которые  избираются  самими  студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60  мин.  учебного  труда  - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

- 4-й вариант -   ежедневные   занятия   по   60-70   мин.   Умеренной интенсивности,  в  содержание  которых  включаются  плавание,   минифутбол, спокойный  бег,  общеразвивающие   упражнения.   После   каждого   экзамена продолжительность занятий увеличивается  до  120  мин.  Кроме  того,  через каждые  два  часа  умственной  работы  выполняется   10-минутный   комплекс упражнений;

- 5-й вариант -  отличается  комплексной организацией  ЗОЖ  студентов  в экзаменационный период. Его содержание  охватывает  четкую  регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания  на  свежем  воздухе не  менее 2 часов  в  день.  Физическая  активность  определяется  выполнением  15-20- минутной  зарядки на  воздухе,  физкультурными  паузами  после  1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4  часов умственных занятий - во второй.

По  желанию студентов вторая прогулка может  заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры  не  должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При проведении исследований наблюдались  три  группы  студентов:  1-я группа  имела  произвольный  режим   организации   жизнедеятельности,   где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне,  питании,  самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение  сессии  сохраняла  комплексно упорядоченный образ жизни. Это свидетельствует о том, что только при комплексно  упорядоченном образе  жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально   организована,   но   не    связана    с    общей    структурой жизнедеятельности,  полноценное оздоровление  условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается. При проведении  учебно-тренировочных занятий в период   экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня. Нецелесообразно изучать   технику   новых   упражнений   и   пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно  характеризовать  как профилактическую, а для занимающихся спортом -  как  поддерживающую  уровень тренированности.

 

6. Заключение.

 

Динамика  учебного  процесса  с  его  неравномерностью   распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии  является  своего рода испытанием  организма  студентов.  Происходит снижение  функциональной устойчивости  к  физическим  и  психоэмоциональным   нагрузкам,   возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда  и  отдыха,  сна  и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во  многом  при  адекватном  для  каждого  индивида  использовании  средств физической   культуры,   методов   и   режимов   воздействия.   Обобщенными характеристиками  эффективного  внедрения  средств  физической  культуры  в учебный  процесс,  обеспечивающих   состояние   высокой   работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:  длительное  сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость;  способность к  ускоренному  восстановлению;  малая  вариабельность   функций,   несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к  сбивающим  факторам,  средняя  выраженность  эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

 

 

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

 

1. Методы  физического воспитания.

 

В    процессе    физического     воспитания     применяются     как общепедагогические методы, так  и  специфические,  основанные  на  активной двигательной деятельности:

-  метод регламентированного упражнения

 -  игровой метод

 -  соревновательный метод

 -  словесные и сенсорные методы

1. Метод  регламентированного упражнения  предусматривает:

      * твердо  предписанную  программу движений  (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

      * по  возможности  точное  дозирование  нагрузки  и  управление  ее  динамикой  по  ходу  упражнений,  четкое   нормирование   места   и  длительности интервалов отдыха;

      * создание или использование внешних условий,  которые облегчали бы  управление  действиями  занимающихся  (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Этот  метод  в  физкультурно-спортивной  практике  имеет  множество  1  вариантов  при   общем,   едином,   целевом   назначении:   обеспечить   оптимальные условия  для усвоения новых  двигательных  умений,  навыков   или  направленное  воздействие  на  развитие  определенных  физических  качеств, способностей.

2.  Игровой  метод  может   быть  применен  на  основе  любых физических упражнений и не обязательно связан  с какими-либо  играми  — футбол,  волейбол и т.д.  К  особенностям  игрового  метода  в  частности  относится  «сюжетная»  организация    игры:    деятельность    организуется    с    замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой  сюжет  обычно      заимствован из  реальной  жизни  (имитация  охоты,  трудовых,  бытовых  действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя  из потребностей физического воспитания или  конкретных  задач»  того  или   другого  занятия,  или  как  условная  схема  взаимодействия играющих      (современные спортивные игры). Игровой метод  используется,   чтобы   комплексно   совершенствовать  двигательную деятельность  в  усложненных  или  облегченных  условиях,  развивать  такие  качества  и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность,  инициативность.  При  умелом  руководстве  этот  метод  можно   применять   для   воспитания      коллективизма,   сознательной   дисциплины   и   других   нравственных  психических качеств.

3. Соревновательный метод используется как  в  относительно  элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде  в  качестве  контрольно-зачетных  или   официальных   спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство  или высокое достижение.      Соревновательный   метод   применяется   при   решении   разнообразных  педагогических  задач.  Это  прежде  всего  совершенствование  умений, навыков в усложненных условиях для воспитания  физических,  морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе  состязаний  создает      особый  эмоциональный и физиологический  фон,  который   значительно   усиливает   воздействие   физических   упражнений и способствует максимальному  проявлению   функциональных   возможностей   организма. Применять этот  метод  необходимо  после  специальной  предварительной подготовки.

4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые  знания,  активизировать  и  углубить восприятие, поставить задание и  сформулировать  отношение  к   нему  учащихся,  можно руководить   процессом   выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение      занимающихся. В учебно-тренировочных  занятиях  и  соревнованиях  слово  может  быть      использовано и выражено в форме:

* дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

* инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

* сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

* указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

* оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

* словесного отчета и взаиморазъяснения;

* самопроговаривания,  самоприказа,  основанных  на  внутренней  речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).

Посредством сенсорных методов обеспечивается  наглядность,  которая  в  физическом  воспитании  понимается  весьма  широко.  Это   не   только  визуальное восприятие, но и слуховые,  и  мышечные  (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

* показа самих упражнений;

* демонстрации наглядных пособий;

* предметно-модельной и макетной  демонстрации  (с  помощью  муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых  площадок  с  фигурками  игроков);

* кино- и видеомагнитофонных демонстраций  (просмотр кинокольцовок, специальных учебных    кинофильмов;  видеозаписей выполнения  упражнений);

* избирательно-сенсорной  демонстрации  для  воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

В общем  перечне сенсорных методов могут быть представлены:

* метод  направленного  «прочувствования»  движений,  при   котором обращается внимание на мышечные ощущения  при  различных  вариантах  выполнения двигательного задания;

* метод  ориентирования,  т.е.   введение   в   задания   предметных  ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

* методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется  специальная  электронная  аппаратура, нередко с обратной связью  (видео - и звуколидеры,  указывающие,        например,  расхождение между заданным   и   фактическим   темпами исполнения).

 

2.   Двигательные умения и навыки.

 

Обучая  в  процессе  физического  воспитания,  преследуются  образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до  определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и  связанные  с ними знания. При этом  основным  предметом  обучения  являются  рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности   двигательных   действий    и    закономерности    формирования двигательных  умений  и  навыков  во  многом  предопределяют   дидактические особенности физического воспитания. Двигательное умение — это такая  степень  владения  техникой действия,  при которой  повышена  концентрация  внимания  на  составные  операции  (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи. В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно-1 го  действия отдельные его  операции  становятся  все  более  привычными,  осваиваются  и постепенно автоматизируются его координационные  механизмы,  и  двигательные умения переходят в навык. Двигательный навык — такая степень владения техникой действия,  при  которой управление  движением  (движениями)  происходит  автоматически  и   действия отличаются надежностью. Как двигательные  умения,  так  и  двигательные  навыки  представляют  собой определенные функциональные образования, которые возникают в  процессе  и  в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное  умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего  из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием. Умение  выполнять  новое  двигательное  действие возникает  на  основе  необходимого   минимума   знаний   о   его   технике, предварительного двигательного опыта  и  общей  физической  подготовленности благодаря попыткам  сознательно  построить  некоторую  систему  движений.  В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа  выполнения  действия при  ведущей  роли  сознания  в  управлении  движениями.  Это  и  определяет сущность  двигательного  умения.   В   процессе   многократного   повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся  все более привычными, координационные механизмы действия  постепенно  автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его  главной  отличительной  чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем  для  навыка характерна слитность движений  и  надежность  действия.  Двигательный  навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой   действия,   при   которой   управление   движениями    происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью. Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами: Автоматизированное   управление   движениями   —   определяющая   и   ценная особенность  двигательного  навыка.   Автоматизация   движений   существенно помогает  выполнению  двигательного  действия.  Сознание  освобождается   от необходимости постоянного контроля за деталями движений,  что,  во-  первых, облегчает функционирование высших механизмов управления  движениями  и,  во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление  на  результат  и  условия действия.  Слитность   движений   при   навыке   проявляется   в   легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия. Надежность двигательного  действия  при  навыке  характеризуется  повышенной способностью  сохранять  его  эффективность  при  различных  неблагоприятных факторах:  необычном   психологическом   состоянии,   сниженных   физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах.  Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно прекратившие  спортивную  деятельность,   способны   воспроизвести   технику спортивного действия. Устойчивость двигательного навыка  —  ценная  черта  в  тех  случаях,  когда техника  действия  не  подлежит  в   дальнейшем   существенным   изменениям. «Переделка» техники действий, связанных с  прочными  навыками,  представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует  подчеркнуть  опасность превращения в навык нерациональных  и тем более явно  ошибочных способов выполнения двигательных действий.

Информация о работе Лекции по "Физической культуре"