Личная и социальная необходимость специальной психофизической подготовки студента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных этапах развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузов и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.
Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

Содержание работы

Введение…...............................................................................................................3
Личная и социальная необходимость специальной психофизической подготовки студента в современных условиях....................................................5
1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи...............................................8
2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.......................13
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП...............................14
4. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП...................17
5. Методика подбора средств ППФП студентов................................................18
6. Организация и формы ППФП в вузе...............................................................21
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы……........................................................................................24

Файлы: 1 файл

ППФП.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из различных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответсвия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологичесмких систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При выборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям «на выносливость».

Уровень квалификации спортсменов накладывает отпечаток на состояние их физического развития и функциональную подготовленность. Например, мастера спорта по гимнастике значительно точнее воспринимают характеристики движений, чем гимнасты III разряда. Мастера даже в нетренированном состоянии точнее оценивают длительность и амплитуду движений, чем спортсмены III разряда, находящиеся в спортивной форме. Футболисты-разрядники имеют более развитое периферическое зрение, чем представители других видов спорта.

Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет тянуть вес «вверх» путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъем веса всегда начинается с активного разгибания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально- прикладными.

Элементы состязательности, совмещенные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности инеполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Следует различать тренажеры, применяемые на учебных занятиях по предмету «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.

 

 

6. Организация и формы ППФП  в вузе

 

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специальную физическую подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной программе «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших усчебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты. Занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия по ППФП в период практик со сдачей текущих зачетов по отдельным разделам ППФП. Наибольшее внимание здесь уделяется разделам ППФП, посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий – дать будущим студентам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности. Целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам. Имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

    • секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
    • самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.д.);
    • самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП – массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка является тем средством, которое помогает студенту адаптироваться к тем обстоятельствам, которые его ждут в профессиональной деятельности. Все комплексы упражнений, которые помогают будущему специалисту, должны преподаваться в вузе плюс должна быть дополнительная самостоятельная физическая подготовка. Это будет несомненным преимуществом, ведь можно быстрее и легче адаптироваться к условиям низких или высоких температур, к повышенным физическим перегрузкам, улучшить работу вестибулярного аппарата, например, – благо все это тренируется. Эти тренировки и называются ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка).

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это путь к самодостаточной, эффективной, уверенной и здоровой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – 448 с.;
  2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в ВУЗе. — М., 1983.
  3. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.
  4. Материалы интеренет-портала www.ru.wikipedia.org

 

24



 


Информация о работе Личная и социальная необходимость специальной психофизической подготовки студента в современных условиях