Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:03, реферат
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение общая педагогическая направленность процесса, что проявляется в использовании основных закономерностей дидактики (например, воспитывающий характер обучения и др.) и других дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).
Вместе с тем, реализуя спортивную направленность процесса, тренеры опираются на основные закономерности и принципы предмета "Теория и методика физического воспитания" в целом и его отдельных разделов, в частности спортивной подготовки как специализированной системы (например, цикличность и волнообразность тренировочного процесса и др.). Комплексная реализация всех этих закономерностей и принципов, а также других смежных дисциплин физиологии и психологии спортивной деятельности во многом способствует достижению главной цели занятий - наивысших результатов в лыжных гонках.
В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика основными являются следующие закономерности и принципы: всесторонность, систематичность и последовательность, постепенность, сознательность и активность, наглядность, повторность и непрерывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной подготовки, индивидуализация.
Введение 2
1. История лыжного спорта 2
2.Принципы подготовки в лыжном спорте 3
2.1.Принцип всесторонности 3
2.2.Принцип систематичности и последовательности 4
2.3.Принцип постепенности 4
2.4.Принцип сознательности и активности 5
2.5.Принцип наглядности 5
2.6.Принцип повторности и непрерывности 6
2.7.Принцип цикличности 7
2.8.Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок 8
2.9.Принцип специализации 9
2.10.Принцип единства общей и специальной подготовки 9
2.11.Принцип индивидуализации 9
3.Стили катания на лыжах 10
3.1.Классический стиль 11
3.2.Коньковый стиль 11
4.Лыжные гонки 11
4.1.Стили передвижения 11
4.2.Основные виды лыжных гонок 12
4.3.Длина дистанции 13
5.Выбор лыжного оборудования 14
6.Российские чемпионы 17
Министерство
образования Российской Федерации.
Уфимский
государственный
нефтяной технический
университет.
Кафедра
физического воспитания.
Лыжная
подготовка
Реферат
Проверил:
ст.преподаватель Вахитов Р.Г.
Оглавление
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение общая педагогическая направленность процесса, что проявляется в использовании основных закономерностей дидактики (например, воспитывающий характер обучения и др.) и других дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).
Вместе с тем, реализуя спортивную направленность процесса, тренеры опираются на основные закономерности и принципы предмета "Теория и методика физического воспитания" в целом и его отдельных разделов, в частности спортивной подготовки как специализированной системы (например, цикличность и волнообразность тренировочного процесса и др.). Комплексная реализация всех этих закономерностей и принципов, а также других смежных дисциплин физиологии и психологии спортивной деятельности во многом способствует достижению главной цели занятий - наивысших результатов в лыжных гонках.
В
системе многолетней подготовки
лыжника-гонщика основными
Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних – сделана около 4300 лет назад.
Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI–VII вв. н. э. Готский монах Жорданес в 552 г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770 г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VII в. историк Верефрид дал подробное описание лыж и рассказал об их использование народами Севера во время охоты за зверем.
Первое употребление слова «лыжи» на Руси относится к XII в. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово «лыжи».
Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл.
Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилась основой для их широкого развития.
Кроме бытовых нужд и охоты, лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле. В Никоновской летописи за 1444 г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды.
Лыжи использовались в армиях Петра I и Екатерины II. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований.
Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы.
В 1877 г. в Норвегии было организовано первое лыжное спортивное общество, а вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки по пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции – гонки по пересеченной местности. В Финляндии и России – гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.
В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием десяти стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Международную лыжную федерацию. Известные в настоящее время виды и дисциплины лыжного спорта подразделяют на олимпийские, неолимпийские и показательные. Олимпийские виды лыжного спорта включены в программу зимних Олимпийских игр, которые проводят с 1924 г. К ним относятся: лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горные лыжи, биатлон, фристайл, сноуборд. К неолимпийским видам отнесены те упражнения на лыжах, которые утверждены соответствующей Международной лыжной федерацией и имеют юридический статус вида лыжного спорта. Неолимпийские виды спорта: спортивное ориентирование на местности, виндсерфинг, командная гонка четырех биатлонистов, лыжный балет, или фигурное катание на лыжах, лыжное двоеборье-спринт, полеты на лыжах с трамплина, спуск на скорость (спидскинг), параллельный слалом. По этим видам спорта проводят официальные чемпионаты мира, Кубок мира, другие международные соревнования. В лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в олимпийскую программу. Сегодня они отнесены к показательным: буксировка лыжника, полеты на лыжах на дельтапланах, спуск с горных вершин, мини-лыжи; трюки на лыжах: прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета без парашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика.
Принцип всесторонности выражает основные требования, предъявляемые в процессе многолетней подготовки к формированию личности спортсмена. Единство методов и средств обучения, воспитания и тренировки обеспечивает разностороннее развитие спортсмена, вооружение его знаниями, умениями и навыками, необходимыми в спорте, в общественнополезной трудовой и общественной деятельности, службе в рядах Вооруженных Сил. Реализация принципа всесторонности предполагает воспитание высоких морально-волевых качеств, повышение культурного уровня, а также достижение физического совершенства путем развития основных физических качеств, совершенствования различных систем организма и повышения уровня общей работоспособности.
Обеспечить
всестороннее развитие личности, достигнуть
физического совершенства возможно
только при систематической и целенаправленной
подготовка в течение ряда лет, начиная
с детского возраста. Особое значение
приобретает этот принцип в работе с детьми,
подростками и юношами. Вся работа тренера
по воспитанию юных спортсменов должна
осуществляться в тесном контакте с родителями
и школой. Всестороннее физическое развитие
и высокий уровень здоровья обеспечиваются
широким кругом средств и методов, применяемых
в процессе учебной, внеклассной и спортивной
работы с юными лыжниками. Все это является
основой для дальнейшей спортивной подготовки
и достижения главной цели при занятиях
лыжным спортом - высоких результатов
в соответствии с возрастными особенностями
развивающегося организма юных лыжников.
На базе всестороннего физического развития
осуществляется специальная подготовка
по лыжным гонкам. В процессе многолетней
работы для достижения физического совершенства
и высокого уровня развития специальных
качеств, необходимых лыжнику-гонщику,
очень важно обеспечить правильный выбор
средств всесторонней физической и специальной
подготовки и их наиболее целесообразное
соотношение как на отдельных этапах (годичных
циклах), так и в течение всего времени
занятий лыжным спортом.
Вместе с тем всесторонняя физическая
подготовка должна быть тесно связана
с основным упражнением - передвижением
на лыжах. Это достигается рациональным
планированием средств (подводящих, общеразвивающих
и имитационных упражнений) и методов
подготовки в зимнее время. Бессистемное
применение широкого круга упражнений
в большом объеме (в том числе и в юношеском
возрасте), несомненно, даст хороший оздоровительный
эффект, но не обеспечит оптимальный ежегодный
прирост спортивных результатов и не позволит
достигнуть высоких (в соответствии со
спортивными способностями каждого лыжника)
результатов в возрастной период наивысших
достижений.
Принцип систематичности и последовательности в изучении новых способов передвижения на лыжах оказывает большое влияние на эффективность процесса обучения в целом. Реализация этого принципа позволяет создать систему подводящих и специально подготовительных упражнений при изучении отдельных способов передвижения на лыжах. Вместе с тем он определяет и последовательность изучения всех способов передвижения в лыжных гонках, а также использование методов обучения. Систематичность в обучении играет важную роль в учебной и тренировочной работе. При решении задач обучения с учетом принципа систематичности и последовательности большое значение имеет положительный перенос навыков с одного упражнения на другое. Юные лыжники должны овладевать умениями и навыками в строго определенном порядке с тем, чтобы ранее изученные упражнения и способы передвижения в целом способствовали овладению новыми движениями (ходами, поворотами и др.). Реализация этого принципа важна не только в процессе учебной работы, но и при выполнении домашних заданий и на самостоятельных занятиях, а также при изучении теоретического материала.
Принцип постепенности играет важную роль прежде всего при планировании тренировочных нагрузок в процессе всей многолетней подготовки в лыжных гонках, но особенно необходимо его соблюдать в работе с детьми-подростками и юношами. С первых шагов постепенность повышения тренировочных нагрузок в лыжных гонках должна обеспечить непрерывный рост достижений с тем, чтобы юные лыжники, приступившие к занятиям спортом с 11-12 лет, начали показывать свои высшие результаты, начиная с 23-летнего возраста.
Принцип
постепенности предусматривает
плавное повышение
С возрастом и ростом общей и специальной подготовленности увеличивается и потолок допустимых тренировочных нагрузок, но на любом этапе подготовки максимальные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям организма на данной ступени подготовленности с учетом возраста лыжника-гонщика. При планировании нагрузок у высококвалифицированных лыжников допустимо ступенчатое и скачкообразное повышение объема и особенно интенсивности. Основой этого является предварительная и постепенная подготовка к большим тренировочным воздействиям в предыдущие годы.
Принцип сознательности и активности имеет самое широкое применение при занятиях лыжным спортом и лыжной подготовкой. Это значительно повышает активность учащихся и способствует повышению эффективности учебно-тренировочного процесса. Проявляя активность на занятиях, юные лыжники добиваются не только лучшего освоения техники, но и в значительной степени повышают физическую подготовленность, что способствует достижению высоких спортивных результатов. В свою очередь, активность на уроках и тренировках приводит к желанию продолжить занятия и самостоятельно (или по заданию преподавателя). Привитие навыков самостоятельной работы имеет большое значение для достижения высоких результатов в лыжных гонках и в то же время будет способствовать укреплению здоровья у учащихся, еще не проявивших интерес к занятиям спортом и к участию в соревнованиях. Реализация данного принципа играет важную роль и в выполнении домашних заданий как в зимнее время (по лыжной подготовке), так и в летний период - для учащихся, занимающихся в секции лыжного спорта.
Принцип наглядности в практике работы по лыжному спорту и лыжной подготовке чаще всего используется при организации обучения передвижению на лыжах. Непосредственно во время работы на учебном кругу использовать другие средства наглядного обучения, кроме показа, затруднено из-за специфики занятий на лыжах. Поэтому показ элементов движений или хода в целом является, по существу, единственным способом создания зрительного представления об изучаемом способе передвижения непосредственно в момент обучения. Несомненно, для изучения основ техники и получения знаний по этому разделу большое значение имеет показ фотографий отдельных фаз кинограммы хода в целом или кинокольцовок. Однако показ упражнения (хода) непосредственно в момент освоения движений дает больший эффект. Реализация принципа наглядности очень важна на всех этапах обучения, но особенно это необходимо в младшем возрасте в силу особенностей детского организма. Кроме обучения принцип наглядности играет важную роль в воспитании морально-волевых качеств. Личный пример учителя или тренера - лучший способ наглядного воздействия на учащихся. Не меньшее значение это имеет и при развитии физических качеств и выполнении больших тренировочных нагрузок. Результаты сильнейших спортсменов в этом направлении могут служить примером для подражания и для менее квалифицированных лыжников (при безусловном соблюдении принципа постепенности в увеличении тренировочных нагрузок). Поэтому недопустимо слепое подражание, точное копирование тренировочных планов и особенно объемов нагрузок сильнейших лыжников-гонщиков без учета возраста, уровня подготовленности и индивидуальных особенностей спортсменов. Это необходимо учитывать в первую очередь при работе с юными лыжниками, так как перегрузки могут привести не только к замедлению роста результатов или их снижению, но и к отклонениям в состоянии здоровья.