Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:42, реферат
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в России. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……………………...3
1. История развития лыжного спорта…………………………………………5
2. Методика подбора лыжного инвентаря……………………………………8
3. Классические ходы…………………………………………………………16
4. Коньковые ходы……………………………………………………………17
5. Техника спуска……………………………………………………………..18
6. Повороты……………………………………………………………………19
7. Торможение…………………………………………………………………20
8. Подъемы…………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...……
1. История развития лыжного спорта…………………………………………5
2. Методика подбора лыжного инвентаря……………………………………8
3. Классические ходы…………………………………
4. Коньковые ходы…………………………………………
5. Техника спуска…………………………………………
6. Повороты…………………………………………………………
7. Торможение……………………………………………………
8. Подъемы……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…25
ВВЕДЕНИЕ
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в России. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность. За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр. Лыжная подготовка является обязательным разделом государственного образовательного стандарта и является одним из звеньев физического воспитания в нашей стране (при наличии снежного покрова в зимнее время). Хорошо организованные регулярные занятия на лыжах способствуют развитию физических и духовных возможностей, а также укреплению здоровья человека. Все это требует определенного объема знаний и умений для организации и проведения занятий по лыжной подготовке. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровлению условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Формы физического воспитания студентов и влияния занятий лыжным спортом на выработку у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНОГО СПОРТА
Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой древности о чем свидетельствуют наскальные изображения, обнаруженные российскими археологами А.М. Линевским в 1926 году и В.И. Равдоникасом в 1936 году в местечке Бесовы Следки и Залавруг у Белого моря. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило толчком для использования других предметов (обломков коры, щепок, а позднее и дощечек) для увеличения площади опоры.
Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.
Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.
Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы.
В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.
Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.
Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г .), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г .), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г ).
В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.
В 1910 г . в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г . в Международную лыжную Федерацию.
Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г . в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 г . было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г . - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910 г . лыжные клубы г.Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 гг. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников.
В лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в Олимпийскую программу.
2. МЕТОДИКА ПОДБОРА ЛЫЖНОГО ИНВЕНТАРЯ
Качество учебной работы по лыжной подготовке и достижение высоких результатов в лыжных гонках во многом зависят от правильно выбранного инвентаря и умелого применения лыжных мазей. Для занятий необходим следующий спортивный инвентарь: лыжи, лыжные палки, крепления, специальная обувь (ботинки), одежда, комплект лыжных мазей.
Лыжи в зависимости от назначения (гоночные, туристские, охотничьи и др.) имеют характерную форму, размер, материал, из которого они изготовлены, и другие особенности.
Лыжи состоят из следующих основных частей:
носок - передняя заостренная и загнутая вверх часть лыжи;
грузовая площадка - утолщенная средняя часть лыжи, на которую ставится крепление;
пятка - задняя часть лыжи, слегка закругленная и изогнутая вверх;
скользящая поверхность с направляющим желобком, внутренним и наружным ребрами (кантами).
Расстояние по вертикали от горизонтальной плоскости до самой высокой точки скользящей поверхности называется весовым прогибом.
Изготавливают лыжи из деревянных и синтетических материалов.
При выборе лыж надо учитывать два основных фактора: длину и массу тела лыжника.
Масса тела, кг |
35- |
40- |
45- |
50- |
55- |
60- |
65- |
70- |
75- |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 | |
Длина тела, см |
140 |
145 |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
Длина лыж, см |
175 |
180 |
185 |
190 |
195 |
200 |
205 |
210 |
215 |
Если лыжи коротки, то на них труднее скользить, если длинны - сложнее выполнять повороты, преодолевать подъемы и спуски.
ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ
Современные лыжные палки изготавливаются из композиционного материала на основе угле волокна или сплавов легких металлов. Лыжная палка состоит из: стержня, темляка (петля для руки), рукоятки, опорного элемента (кольцо или «лапка») и наконечника. Стержень состоит из тонкостенной конической трубки. На верхнем, чуть расширенном, конце находится рукоятка с темляком, который изготавливается из синтетической тесьмы с приспособлением для его подгонки по руке лыжника.
Рукоятка чаще всего бывает пластмассовой. Темляк подгоняется таким образом, чтобы кисть лыжника, опираясь на петлю палки, не сжимала жестко рукоятку. На нижнем, слегка зауженном, конце находится опорный элемент, состоящий из «лапки» (кольца), не позволяющей палке проваливаться в снег, и наконечника, изготавливаемого из твердого сплава металлов типа «победит».
Лыжные палки
должны соответствовать длине
тела лыжника. Для передвижения
классическими ходами
1) если лыжник стоит на полу, то палки должны доходить до верхней части его плеча, что примерно на 30 см меньше длины тела лыжника.
2) если лыжник стоит на снегу, то палки должны доходить ему до подмышечной впадины, так как они на длину наконечника провалились в снег.
Более точно необходимую длину палок можно определить по таблице 2.
Зависимость длины лыжных палок от длины тела лыжника
Длина тела лыжника, см |
150- |
155- |
160- |
165- |
170- |
175- |
180- |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
185 | |
Длина палок, см |
120 |
120- |
125- |
130- |
135- |
140- |
145- |
125 |
130 |
135 |
140 |
145 |
150 |
При передвижении коньковыми ходами используются палки на 10-20 см длиннее, однако по правилам соревнований длина палок не должна превышать длину тела лыжника. Лыжные палки должны быть легкими, упругими и достаточно прочными.
ЛЫЖНЫЕ БОТИНКИ
Самые хорошие лыжи потеряют свои качества, если их надеть на плохо подобранную обувь. Лыжные ботинки должны быть легкими, удобными, с мягким верхом и прочной эластичной подошвой. При выборе лыжных ботинок нужно учитывать, что они изготавливаются более свободными, чем обычные, с небольшим запасом по длине. Поэтому нужно брать тот размер лыжных ботинок, который соответствует номеру обычной обуви или на 0,5-1,0 размера больше. Для жестких рантовых креплений нужны специальные рантовые ботинки на размер больше обычной обуви, для того чтобы надеть их на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Размер ботинок должен быть таким, чтобы в них можно было положить еще и суконную стельку. В тесной обуви можно натереть и намять ноги и, кроме того, они будут мерзнуть. В слишком свободной обуви трудно управлять лыжами.
В зависимости от стиля бега - конькового или классического - к гоночным ботинкам предъявляются различные требования. В первую очередь они должны защищать суставы и связки от всевозможных травм и обеспечивать оптимальную силу отталкивания.
Для пластиковых лыж (в спортивных целях) выпускаются следующие разновидности лыжных ботинок (рис. 1): а - высокие (коньковые), б - средние (универсальные), в - низкие (классические).
а