Лыжный спорт и методика преподавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается: 1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед. 2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку. 3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед. 4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.

Содержание работы

1. Разработать поурочный план-график распределения учебных задач по лыжной подготовке для учащихся 4-го класса на третью четверть.
2. На основе разработанного плана-графика составить план-конспект одного урока и во время зимней экзаменационной сессии на учебных занятиях провести урок школьного типа на положительную оценку.
3. Анализ техники и методика обучения переходам.

Файлы: 1 файл

Pri_peredvizhenii_na_lyzhakh_po_peresechennoy_mestn.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования: «Гомельский государственный

университет имени Франциска  Скорины»

 

 

Кафедра лёгкой атлетики и  лыжного спорта

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «ЛЫЖНЫЙ СПОРТ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ »

Студентки заочного факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Халимончикова  И. А,

ФК-31

 

2014 год

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 26

1.  Разработать поурочный  план-график распределения учебных  задач по лыжной подготовке для учащихся 4-го класса на третью четверть.

2.  На основе разработанного  плана-графика составить план-конспект  одного урока и во время  зимней экзаменационной сессии  на учебных занятиях провести  урок школьного типа на положительную  оценку.

3. Анализ техники и  методика обучения переходам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочный план-график распределения учебных задач для учащихся 4 класса на 3 четверть.

Учебные задачи

Уроки четверти

Номера уроков:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.Научить знаниям:

- Правила безопасности на уроках лыжной подготовки;

о

                               

 

 

- Подготовка лыжного инвентаря к занятиям;

о

                                 

- Правила перехода к месту занятий и обратно;

о

                                 

- Правила предупреждения обморожений и травм при передвижении на лыжах;

о

                                 

2.Научить двигательным  умениям и навыкам:

Лыжная подготовка:

                                   

- Попеременный двухшажный

ход;

 

у

п

ус

Ус

 

ус

ус

   

ус

ус

ус

к

       

- Одновременный двухшажный  ход;

 

у

п

ус

   

ус

ус

ус

 

ус

ус

ус

к

       

- Одновременный бесшажный

ход;

 

у

п

ус

ус

   

ус

ус

ус

   

ус

к

       

- Подъём в гору «ёлочкой»;

           

у

ус

к

к

               

- Торможение «плугом»;

 

           

у

п

ус

к

               

- Повороты упором двумя  лыжами;

             

у

п

ус

ус

к

           

Прохождение дистанции до 3км.

         

К

               

к

     

Баскетбол:

                                   

1. Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек:

                             

у

п

ус

– бег с изменением направления;

                             

у

п

ус

– остановка двумя ногами;

                             

у

п

ус

– бег с изменением направления и остановкой по зрительным сигналам;

                               

у

п

– передвижения в защитной стойке в различных направлениях – вперед, назад, влево, вправо;

                               

у

п

остановка «двумя шагами»  после ведения мяча;

                               

у

п

– остановка «двумя шагами» после ловли мяча в движении

                               

у

п

3.Развивать физические  качества:

- координационные способности:

 

р

к

р

р

р

к

к

р

к

р

р

к

р

р

     

- аэробная выносливость:

 

р

р

к

р

к

р

р

к

р

к

р

р

к

к

     

Контроль за ОФП:

                                   

-контрольные тесты.

         

К

               

к

     

Контроль за текущей  ФП:

                                   

-теоретические знания;

 

к

               

к

             

-техника бега на лыжах попеременным двухшажным ходом;

     

к

       

к

     

к

         

-техника бега на лыжах одновременным двухшажным ходом;

   

к

     

к

       

к

           

 Домашнее задание:

                                   

1. Прыжки со  скакалкой за 15с.

                             

К

   

2. Подтягивание из виса (мальчики).

                               

К

 

3. Сгибание и  разгибание рук в упоре лёжа, руки на повышенной опоре (девочки)

                                 

к

4. Прыжки в  длину с места.

                               

К

 

 

Условные обозначения: Знания: О – ознакомить; З – закрепить; К – контролировать. Умения и навыки: У – учить; П – продолжать учить; Ус – усовершенствовать;  К – контролировать. Физические качества: Р – развивать; К – контролировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса

Место проведения: стадион;

Время проведения: 9:50

Инвентарь: лыжи.

Задачи:

1) Развитие координационных  способностей и аэробной выносливости;

2) Воспитание активности, дисциплинированности;

3) Обучение технике бега  на лыжах.

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная  часть урока 10 – 12 минут

1. Получение лыж, выход  на улицу.

1 мин.

Посмотреть на крепление, где обозначено левая, правая.

2. Построение, расчёт, сообщение  задач урока, строевые команды.

1 – 2 мин

Обратить внимание на форму.

3. Ходьба на лыжах

200 м

Средний темп.

4. Бег на лыжах

200 м

Следить за техникой выполнения.

5. ОРУ на лыжах:

   

а) И.п. – стойка, руки на пояс

1 – 4 круговые движения  головой влево;

5 – 8 тоже вправо.

8 – 10 раз

Внимательно слушать счёт.

Б) И.п. – стоя на лыжах

1 – стойка на носках, руки вверх;

2 – И.п.

3 – 4 тоже.

6 – 8 раз

Тянуться вверх.

В) И.п. – стойка, руки согнуты  в локтях перед грудью, ладонями вниз

1 – 2 разведение согнутых  рук назад;

3 – 4 разведение прямых  рук назад.

10 – 12 раз

Не опускать руки.

г) И.п. – стойка, руки к  плечам

1 – 4 круговые движения  рук вперёд;

5 – 8 круговые движения  рук назад.

6 – 8 раз 

Максимальная амплитуда  движений.

д) И.п. – о.с.

1 – руки вперёд;

2 – руки вверх;

3 – руки в стороны;

4 – И.п.

10 – 12 раз

Не сгибать руки в локтях.

е) И.п. – стойка ноги врозь  на лыжах, руки на пояс

1 – 4 круговые движения  туловищем вправо;

10 – 12 раз

Держать осанку.

5 – 8 круговые движения  туловищем влево;

ж) И.п. –  стойка ноги врозь  на лыжах, руки на пояс

1 – наклон влево, правая  рука вверх;

2 – И.п.

3 – наклон вправо, левая  рука вверх;

4 – И.п.

12 – 15 раз

Максимальная амплитуда  движений.

з) И.п. – стойка на лыжах

1 – наклон вперёд;

2 – И.п.

3 – руки вверх;

4 – И.п.

10 – 12 раз

Глубже наклоны.

и) И.п. – широкая стойка на лыжах, руки на пояс

1 – наклон к левой  ноге;

2 – пружинящий наклон  вперёд;

3 – наклон к правой  ноге;

4 – И.п.

12 – 15 раз

Держать осанку.

к) И.п. – стойка на лыжах

1 – полу присед, руки  за голову;

2  2 – И.п.

3 – 4 тоже.

10 – 12 раз

Держать осанку.

л) И.п. – широкая стойка на лыжах, руки на пояс.

1 – присед на левой;

2 – перекатом в присед  на правой;

3 – 4 тоже.

10 – 12 раз

Максимальная амплитуда  движений.

м) И.п. – стойка на лыжах

1 – присед, руки вперёд;

2 – И.п.

3 – присед, руки вверх;

4 – И.п.

12 – 15 раз

Не отрывая пяток от пола.

н) И.п. – стойка на лыжах

1 – присед, руки вперёд;

2 – И.п.

3 – встать на носки,  руки вверх;

4 – И.п.

10 – 12 раз

Следить за осанкой;

о) И.п. – упор присев.

1 – прыжок вверх, руки  верх;

2 – И.п.

3 – 4 тоже.

 

10 – 12 раз

Максимальная амплитуда  движений.

 

 

Основная часть 23 минуты

 

 

 

 

 

 

 

1.Разучивание техники  одновременного бесшажного хода.

а) Показ.

б) Объяснение.

Этот ход состоит из одновременного толчка руками двумя  лыжными палками.  Два цикла  скольжения с отталкиванием и  без отталкивания палками. Палки  ставятся под острым углом на снег, отталкивание происходит при активном сгибании туловища. В конце отталкивания ноги создают жесткую систему  для передачи от толчка до лыжи.

Толчки производятся одновременно обеими руками сильно назад до отказа, кисти рук проходят ниже колен. Во время толчка туловище наклоняется  вперед, ноги сгибаются в коленях. После отталкивания ребенок скользит на обеих лыжах, отводя руки назад  и вверх, а затем выпрямляясь  выносит их вперед и опускает на снег под острым углом у грузовых площадок лыж для очередного толчка.

2 мин

 

Разучивая этот ход, надо следить, чтобы дети не только отталкивались, но и энергично наклонялись вперед туловищем. Обратить внимание на ошибки:

Приседание при отталкивании, нет сгибания туловища.

в) Имитация движения рук  на месте.

2 мин

Обратить внимание на жесткое  движение при отталкивании.

г) Ходьба полным шагом в  движении по группам.

5 мин

Направление лыжных палок  к пятке.

2. Повторить технику попеременного  двухшажного хода.

а) Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, два периода –  отталкивание и скольжение. Скольжение одновременно с отталкиванием лыжной палкой, противоположной той ноге, на которой стоит лыжник.

2 мин

Лыжные палки выносятся  вперед и ставятся на снег.  Ходьба поточно.

б) Самостоятельное прохождение.

5 мин

Следить за выполнением

3. Повторить технику одновременного  двухшажного хода.

а) Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного отталкивания руками и свободным  скольжением на двух лыжах. Отталкивание ногой происходит одновременно с  выносом рук вперед, палки выносятся  кольцами вперед. Во время подготовки ко второму толчку, кольца палок  оказываются впереди и палки  опускаются на снег. Толчок руками происходит после второго толчка ногой.

2 мин.

Указать какие могут быть допущены ошибки:

-короткие «добегающие»  шаги;

-незаконченный толчок  руками (до бедра);

- широкая постановка палок  на снег;

-через мерный наклон  туловища;

-приседание при отталкивание.

б) Самостоятельное прохождение.

5 мин

Следить за выполнением

Заключительная  часть 10 минут

Переход в школу, сдача  инвентаря.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, руки на повышенной опоре (девочки);

- Прыжки в длину с места.

10 мин

Соблюдать правила переноса лыж


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      АНАЛИЗ  ТЕХНИКИ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ПЕРЕХОДАМ.

 

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие  группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с  хода на ход, стойки спусков, способы  подъемов, повороты на месте и в  движении, способы торможений, прыжки на лыжах с трамплина, прикладные упражнения на лыжах, преодоление неровностей  при спуске.

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и  по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле  хода. По первому признаку ходы разделяются  на попеременные и одновременные. В  попеременных ходах отталкиваниеруками выполняется поочередно, в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время. По второму признаку ходы разделяются на бесшажные - передвижение происходит только за счет отталкивания палками, без движения ног; одношажные - в цикле хода только один скользящий шаг и толчок палками; двухшажные - в цикле хода два скользящих шага; трехшажные - в цикле хода три скользящих шага; четырехшажные - в цикле хода четыре скользящих шага.

Указанные два признака и  определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках: попеременный двухшажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный, одновременный трехшажный. Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносом палок.

За последние годы все  шире стал применяться сильнейшими  лыжниками коньковый ход, который при определенных условиях (хорошее скольжение и достаточно твердо укатанный снег) позволяет развить высокую скорость. Этот ход не является новинкой, но в прошлое время он использовался как прикладное или подводящее упражнение к повороту переступанием или иногда на очень пологих спусках с одновременными толчками палок. Появление пластиковых лыж, улучшение скольжения и более качественная подготовка лыжни расширили диапазон его применения. Отличное владение техникой этого хода позволяет сильнейшим лыжникам-гонщикам при определенных условиях развивать высокую скорость передвижения, выше, чем при применении «классических» лыжных ходов.

Различают следующие коньковые  лыжные ходы: без отталкивания руками (с махами рук и без махов  руками); с отталкиванием руками - попеременные и одновременные (полуконьковый, одношажный и двухшажный).

Лыжники должны в совершенстве владеть всем арсеналом лыжной техники, что обеспечит высокую скорость и безопасность передвижения на лыжах  в любых разнообразных условиях рельефа местности и скольжения. Лыжник выбирает тот или иной ход  и зависимости от условий скольжения и сцепления лыж со снегом, рельефа  местности, уровня физической  подготовленности,  состояния лыжни и опоры для  палок.

Спортсмены-новички  и недостаточно квалифицированные  лыжники обычно используют все способы передвижения на лыжах, что позволяет более экономно расходовать силы в зависимости от внешних условий и в то же время поддерживать необходимую скорость передвижения. У спортсменов высокой квалификации выбор способов передвижения определяется главной задачей соревнований - достижением максимальной скорости. В этом случае ими используют лыжные ходы, обеспечивающие в первую очередь высокую скорость передвижения по лыжне: попеременный двухшажный, одновременные бесшажный и одношажный.

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики  применяют едко, а одновременный  трехшажный практически не используют. Вместе с тем сужение круга  применяемых лыжных ходов у сильнейших спортсменов требует высокой  физической и функциональной подготовленности, что обеспечивается дальнейшим совершенствованием системы тренировки в лыжных гонках. В зависимости от рельефа трасс, условий скольжения и ряда других факторов лыжникам-гонщикам порой приходится часто переходить с хода на ход. Очень важно при этом не нарушить слитность и не снизить темп движений. Задержка движений и потеря хотя бы 0,1с при каждой смене ходов в итоге гонки оборачиваются проигрышем от нескольких секунд до минуты, а порой и более, в зависимости от длины дистанции.

Вот почему всем лыжникам независимо от квалификации необходимо в совершенстве овладеть наиболее рациональными способами  переходов с хода на ход.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного  на одновременные - переход без шага, через один шаг; с одновременных  на попеременные - прямой переход, переход  с прокатом. В лыжных гонках могут  встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные - через два шага), но перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены.

При использовании коньковых  ходов также применяются различные  варианты переходов с хода на ход.

Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее  при передвижении на лыжах утомление  из-за однообразной работы требуют  от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позволяет более  равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих  в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода.

Целесообразность их применения зависит в основном от конкретных условий участка трассы и от технической  подготовленности лыжника. В практике лыжных гонок и туризма в настоящее  время используются несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременые: переход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попеременного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один и два шага.

Главное требование - перейти  на другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более  без остановок в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы 0,1 с при каждом переходе (а сколько раз лыжнику  приходится менять ход в гонке  на 15 км!), может обернуться проигрышем до нескольких десятков секунд.

При переходе с попеременного  двухшажного хода на одновременный  наиболее целесообразно применять  переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Переход с попеременного  на одновременный ход (прямой)

Переход без шага выполняется  следующим образом:

1. Одноопорное скольжение  на правой лыже, но левая палка  в отличие от попеременного  двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем  положении и левая нога.

2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением  выносит вперед правую руку  с палкой.

3. Начинается маховый  вынос левой ноги вперед и  заканчивается вынос правой руки.

4. Палки одновременно  ставят на снег и начинают  отталкивание с "навалом"  туловища.

5. Продолжается толчок  палками, маховая нога приближается  к опорной. 

6. Одновременно заканчивается  толчок руками и происходит  приставление ноги. Лыжник таким  образом перешел на одновременный  ход. Чаще всего такой переход  выполняется при хорошем скольжении.

 Переход с попеременного  на одновременный ход

Переход от попеременного  двухшажного хода к одновременному через один шаг выполняется следующим  образом:

1. Одноопорное скольжение  на левой лыже в попеременном  ходе.

2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку  кольцом вперед. Вынос левой палки  кольцом назад. 

3-5. Толчок левой ногой,  левая палка догоняет и присоединяется  к правой перед постановкой  их на снег.

6. После окончания толчка  левой ногой палки одновременно  ставят на снег и начинается  отталкивание двумя палками. 

7. Продолжается одновременный  толчок двумя палками. 

8. С окончанием толчка  палками маховая (левая) нога  приставляется к опорной, и  лыжник может продолжать движение  любым одновременным ходом. 

Перечисленные способы позволяют  без задержки сменить лыжные ходы. Лыжники, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение позволяют  ученикам после нескольких попыток  освоить схему движений.

Информация о работе Лыжный спорт и методика преподавания