Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Содержание работы

Введение
1. Теория возникновения физической культуры
2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытно-общинного строя
3. Средства физической культуры
4. Возникновение и развитие учебного предмета физическая культура для учреждений общего образования РФ
5. Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

реферат физ.кул-ра.docx

— 72.33 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение

1. Теория возникновения  физической культуры

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытно-общинного строя

3. Средства физической культуры

4.  Возникновение и развитие учебного предмета физическая культура для учреждений общего образования РФ

5. Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования

Вывод

Литература

3

5

 

8

11

 

16

 

20

22

23

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успешность разносторонней деятельности – физической, интеллектуальной, духовной, во многом зависит от состояния  здоровья человека и уровня его физической подготовленности. Не случайно с древних  времен известна истина: “В здоровом теле здоровый дух”. Этим объясняется исключительно  важная роль физического воспитания как неотъемлемой части комплексных  воспитательных воздействий, направленных на разностороннее  развитие человека.

Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.

Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и  необходимое условие общественного  прогресса. Решая специфические  задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить  о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой  неразрывной  взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического  и духовного  развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы –  тела человека.

Свой весомый вклад  физическое воспитание вносит в нравственное формирование личности, являющееся стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Важнейшая роль физического  воспитания проявляется и в решении  задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.

Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.

Систематические занятия  физическими упражнениями способствуют формированию многих санитарно–гигиенических навыков и привычек, лежащих в основе здорового образа жизни (ЗОЖ) и являющихся отличительной чертой современного, интеллигентного человека.

В той или иной мере занятия  физическими упражнениями связаны  со всеми другими сторонами воспитательного  воздействия на человека и тем  самым вносят свой  весьма существенный вклад  в формирование социально - активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой  личности.

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость  охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория возникновения физической культуры.

Вопрос о возникновении  и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры [7].

Не случайно к нему обращались многие ученые.  
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры» [7].

2. Теория магии впервые  изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение» [7].

3. Теория излишней биологической  энергии выдвинута ученым Спенсером  (США). Основное положение его  теории в том, что физическая  культура – это инстинкт, но, по  мнению других ученых, если это  инстинкт, то общество не несет  ответственности за те пороки, которые оно порождает. 

4. Материалистическая, марксистско-ленинская  теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в  основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный  и субъективный.

К объективному фактору относится  то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек  постоянно вынужден был развивать  свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал  свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору  относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для  подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной  подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась  в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью  людей [7].

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных  людей, также ошибались, так как  человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась  религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей  в подготовке к тому или иному  роду трудовой деятельности.  
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных [7].

Но эти действия еще  нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с  целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.  
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Например, перед охотой многократно  повторять наиболее важные охотничьи  действия, образно выражаясь «играть  в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило  эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его  трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих  выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять  функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания [2].

Так, дети австралийцев с  ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту  и рыбную ловлю [2].

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание  бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов  Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные  племена Африки широко применяли  в воспитании детей, подростков и  юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием  на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой  бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели  соревновательную направленность, а  пляски носили атлетический характер.

 

 

 

 

 

2. Развитие физической  культуры

на отдельных  этапах развития первобытно-общинного строя

Первобытнообщинный строй  является первой социально-экономической  формацией, начало которой – появление  человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя [2].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

  1. раннеродовой;
  2. развитый родовой;
  3. позднеродовой [7].

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое  столкновение между племенами, то есть появляется военная организация  родовой общины; возникают новые  виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к  начальному периоду развития первобытной  общины.

Самой ранней формой физического  воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли  трудовой процесс. Играя, первобытные  люди учились охотиться, подражая действиям  охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря  и живые цели [7].

Шаманизм и мистицизм  также возникли из игровых попыток  человека осознать и обозначить границы  мира, найти для всего окружающего  четкую роль, связать предметы и  явления в единую картину мира – и найти способы преодоления  враждебной среды [3].

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних  людей было очень серьезным, ответственным  действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам.  В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее [3].

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила  дальнейшая эволюция игр.  
Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали  трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,  
вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени  развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью  абстрагировались от труда. Игравшие стали  делиться на команды, появились специальные  площадки для игр, совершенствовался  игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились  спортивные судьи и зрители.  
Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные  приемы обучения физическим упражнениям  подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [7].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень  развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.  
У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом.  
Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек [7].

Информация о работе Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования