Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Содержание работы

Введение
1. Теория возникновения физической культуры
2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытно-общинного строя
3. Средства физической культуры
4. Возникновение и развитие учебного предмета физическая культура для учреждений общего образования РФ
5. Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

реферат физ.кул-ра.docx

— 72.33 Кб (Скачать файл)

 Также известны индейские  пляски, носившие многофункциональный  характер. В африканских племенах  проходило метание в цель, фехтование  палками, бег, прыжки, метание  копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли  с мячом.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали  в беге на более короткие, чем  у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного  воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного  периода является также появление  мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов  школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом  обществе физическое воспитание имело  важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).  
Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

 

3. Средства  физической культуры.

Для достижения цели физического воспитания применяются  следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям [5].

Различные физические упражнения широко применяются в воспитания детей и юношества. Это требует строгого учета влияния физических упражнений на организм, научного подхода к их подбору и применению, а также лучших условий для выполнения физических упражнений, так как только в таких условиях их эффективность будет наибольшей и она будет способствовать решению основных задач, стоящих перед физической культурой в нашей стране [6].

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают [5].

Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания и представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устранения физических недостатков.

Являясь средством  общего физического развития, гимнастика способствует также повышению уровня спортивных достижений в любом виде спорта. Каждый спортсмен, стремящийся к повышению своих спортивных результатов, должен заниматься гимнастикой [6].

Спорт является таким средством физического  воспитания, в котором задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных способностей тесно сочетаются с задачами достижения высоких результатов в отдельных видах физических упражнений  (в отдельных видах спорта).

Достижение высоких  результатов в спорте возможно лишь при полном проявлении всех физических, моральных и волевых качеств спортсменов в результате систематических занятий и тренировок в течение длительного периода времени. При этом процесс тренировки спортсменов отличается строгой направленностью, а достижение спортивных целей пронизывает всю физическую и специальную подготовку, которая по избранному виду спорта возможна лишь на  базе хорошей общей физической  подготовки.

Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.

Принято различать игры подвижные и спортивные [6].

С помощью физических упражнений можно целенаправленно  воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте.

В процессе занятий  физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные [5].

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими  упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх [5].

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Среди их средств выделяют — солнечные лучи, воздух и вода, которые при правильном использовании укрепляют здоровье и закаляют организм. Они используются в физическом воспитании как сопутствующие при занятиях физическими упражнениями, но они могут применяться и самостоятельно.

Солнечные лучи, вода и воздух оказывают очень сильное воздействие на организм человека, и поэтому использование их проводится по строго определенным правилам, разработанным в соответствии с научными данными [6].

В процессе физического  воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие  факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма (солнечные,  воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном  воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных  требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями [5].

Соблюдение необходимых  гигиенических условий играет важную роль в физическом воспитании. Сюда относится твердый режим дня, под которым понимается строго установленный распорядок повседневной жизни, рациональное распределение времени труда и отдыха, сна и питания. Соблюдаемый в течение длительного времени режим дня способствует укреплению здоровья человека, создает бодрое, жизнерадостное настроение, повышает работоспособность.

Точное соблюдение режима дня воспитывает у человека такие  ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность и организованность.

В режим дня  школьника должны входить: утренняя гимнастика с последующей водной процедурой; рациональное чередование времени для учебы в школе с домашними работами, занятиями спортом, прогулками и играми на свежем воздухе; чтение книг, занятия любимым делом и умеренное посещение зрелищных мероприятий. В режиме дня предусматривается также строгий порядок и время для приема пищи, отдыха и подготовки ко сну [6].

Для занятий физическими  упражнениями необходимо обеспечить и ряд других гигиенических условий. Помещения, в которых проводятся уроки или секционные занятия, физкультурные выступления и спортивные соревнования, должны содержаться з чистоте. В них следует поддерживать соответствующую температуру и беспрерывное поступление свежего воздуха.

К гигиеническим  условиям относится и личная гигиена  физкультурника. Личная гигиена — это комплекс всех мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья  человека.

Основными требованиями личной гигиены являются чистота  тела и уход за ним; чистота белья, одежды, обуви, жилища и рабочего места; аккуратное содержание предметов обстановки и личного обихода.

Несоблюдение гигиенических  требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Возникновение  и развитие учебного предмета  физическая культура для учреждений  общего образования РФ

Физическая культура — инвариантная составляющая содержания образования глобального характера, независимого от политической ориентации и характера производственных отношений в государствах, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности граждан.

По сравнению с учебными дисциплинами, представляющими такие  области общего образования, как  математика, естествознание, гуманитарные дисциплины, искусство, технология, физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.

Для восстановления физической культуры в структуре содержания образования потребовались усилия мыслителей-гуманистов, педагогов и энтузиастов: Т.Кампанеллы, Ф.Рабле, М.Монтеня, Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэна; русских социал-демократов Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, выдающихся педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Лесгафта и др. [4].

Позитивную роль в проникновении  физической культуры в учебные планы  учреждений общего образования сыграло  зарождение капиталистической общественной системы, наиболее заинтересованной в физическом развитии человека. Другими важными факторами стали, во-первых, развитие педагогической мысли (физическое воспитание считалось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков); во-вторых, формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; в-третьих, возникновение сопутствующих педагогических реформаторских тенденций, или движений, — филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер, сделали их реальными.

Сторонники обоих направлений  выступали за обновление содержания образования, усиление внимания к физическому воспитанию, укрепление связи с природой и окружающей общественной жизнью.

Потребовался значительный период истории человечества для  зарождения, становления и развития национальных систем физического воспитания. В них в качестве основной формы  организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации (физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, спорт, рекреация, гимнастика и т.д.).

В России была создана  и внедрена научно обоснованная система физического образования П.Ф.Лесгафта. В образовательное пространство России проникли и «прижились» немецкая, шведская и Сокольская гимнастические системы, подвижные игры, по Фребе-лю. На окраинах России, в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке, физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры [4].

Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, в России происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания.

Информация о работе Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования