Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:13, реферат

Описание работы

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Содержание работы

Введение
1. Теория возникновения физической культуры
2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытно-общинного строя
3. Средства физической культуры
4. Возникновение и развитие учебного предмета физическая культура для учреждений общего образования РФ
5. Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования
Вывод
Литература

Файлы: 1 файл

реферат физ.кул-ра.docx

— 72.33 Кб (Скачать файл)

Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К. Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.

Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И. Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство[4].

В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс  физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура».

Позитивный вклад в  создание основных положений, которые  впоследствии составили методику преподавания школьной физической культуры, внесли А.А. Зикмунд, В.В. Белинович, В.В. Гориневский, Г.А. Дюперрон, Е.С. Пиотровский. Началась публикация материалов о педагогических подходах к созданию методических основ предмета «Физическая культура» в издательствах «Физкультура и туризм», «Время», «Молодая гвардия» и др. Были опубликованы научно-методические работы, отражающие теорию и практику французской, немецкой, шведской, сокольской и американской систем физического воспитания учащейся молодежи.

В июле 1925 г. было принято  специальное постановление ЦК РКП(б) по вопросам физической культуры.

В результате совместных усилий партийных организаций и государства, поисков специалистов к концу 1920-х гг. в стране зародилось школьное звено формировавшейся национальной (советской) системы физического воспитания. В трудах теоретиков физической культуры Г.А. Дюперрона, А.А. Зикмунда, В. В. Гориневского, И.П. Кульжинского обозначились тенденции к определению понятия «Физическая культура» и его конкретизации применительно к одноименному предмету обучения в общеобразовательных школах; появились формулировки задач физического воспитания в школах I и II ступеней. В последующие десятилетия эти задачи выполняли функции цели предмета «Физическая культура». Обозначился подход к пониманию содержания образования по физической культуре. Упрочил свою позицию урок физической культуры как основная форма занятий [7].

В 1950— 1960-х гг. была создана сеть учреждений профессионального физкультурного образования — институты и техникумы физической культуры, отделения и факультеты физического воспитания педагогических училищ.

Важным периодом формирования научно-методических основ предмета «Физическая культура» были 1970— 1980-е гг., когда активно велись научно-исследовательские работы, которые закрепили социально-биологические и психолого-педагогические положения предмета «Физическая культура».

В формировании теории и  методики обучения предмету «Физическая культура» с определенной условностью можно выделить четыре значимых этапа.

Первый этап наиболее продолжительный. Проникновение учебных дисциплин физкультурной ориентации в структуру содержания общего образования.

Второй этап (1920— 1940). Зарождение исходной учебно-методической базы обучению предмету «Физическая культура» (учебные программы, урок как основная форма организации учебного процесса, руководящая роль учителя и др.).

Третий этап (1950—1970). Формирование научно-методологических основ, на которых могли базироваться теория и методика обучения дисциплины, что обусловило упрочение теоретико-методических оснований ее преподавания.

Четвертый этап (1980 — 2000). Трансформация научно-методических основ в педагогическую систему учебного предмета и технологию ее практической реализации.

 Преобразование научно-методических  основ предмета «Физическая культура» в педагогическую систему и совершенствование технологии ее реализации призваны повысить результативность учебно-воспитательной работы в аспектах требований государственного образовательного стандарта по дисциплине [4].

5. Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования

Предмет «Физическая культура»  — элемент структуры содержания общего образования — подвержен  влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказывают разнозначное воздействие.

В ряду факторов, обусловливающих  потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической культуре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности [4].

Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на физическую культуру, выступает современный научно-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спортивной, рекреационной и бытовой деятельности людей. Вместе с тем научно-техническая революция вызвала и такие явления, как гипокинезия — недостаточная двигательная активность людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В числе первых отмечают нарушения координации хорошо автоматизированных естественных движений (ходьба), уменьшение биомассы антигравитационной мускулатуры, снижение плотности и механической прочности костной ткани и др. Говоря об отдаленных последствиях, отмечают сопутствующие отрицательные факторы: эмоциональный и нервно-психический стрессы, отклонения в состоянии здоровья в результате неправильного питания, хронической никотиновой интоксикации и др. [4].

По мнению ученых, гипокинезия  особенно вредна в детском возрасте, когда велика биологическая роль движений. Поэтому специалисты по медико-биологическим проблемам физической культуры отмечают важность рационализации физического воспитания с ориентацией на оптимизацию двигательной активности.

Для современного подростка, юноши, молодого человека физическая культура становится наиболее доступным и  действенным средством коррекции дефектов морфофункционального развития организма, закрепления общественного статуса и престижа личности, гармонизации психофизических способностей, обеспечения социальной защиты, формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности личности в физическом совершенствовании, реализуемые через учебный предмет «Физическая культура», — важный фактор, который обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины.

Действенность физического  воспитания зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, оптимального внедрения физических упражнений в повседневную жизнь [7].

Предмет «Физическая культура»  должен выполнять многоаспектные функции в составе содержания общего образования. Направленность, цель, задачи физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения.

Социальная и биологическая  значимость функций предмета «Физическая культура» состоит в том, что он нацеливает на вооружение учащихся знаниями, способствует формированию основных двигательных и инструктивных навыков, приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни; содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также оздоравливанию и нормальному росту организма [4].

 

 

Вывод

Таким образом, подводя итог всему  вышесказанному, необходимо сделать  ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных игр  и физических упражнений по данным археологической и этнографической  наук относится к раннему периоду  первобытного общества.

Если говорить более конкретно  о времени становления «человека  разумного» и его физического  типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40–30 тысячах  лет. К этому времени относится  выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Именно в процессе и в результате труда и, в первую очередь, охоты  человек приобретал необходимые  навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра есть дитя труда», а не наоборот, как это  утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного, сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

С возникновением религиозных верований  элементы физических упражнений связывались  с религиозными обрядами. Так появились  культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных от труда, относится  к дорелигиозному периоду человеческой истории.

 

 

 

Литература

  1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.
  2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.
  3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.
  4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  5. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006. с.
  6. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. Изд. 4-е, испр. н доп. М., «Просвещение», 1972.
  7. Пельменьев В.К., Конева Е.В., История физической культуры: Учебное пособие/В.К. Пельменев, Е.В, Конева. – Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

 


Информация о работе Место и значение предмета физическая культура в структуре учреждения общего образования