Методические принципы физического воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности. Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач.

Содержание работы

Введение
1. Основы физического воспитания
1.1. Методические принципы физического воспитания
1.2.Средства физического воспитания
1.3. Методы физического воспитания
2. Реализация принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно- воспитательных задач.

Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность – один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий.

В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно, поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека.

Внедрение неурочных занятий физическими упражнениями в быт должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно привести неурочные занятия в научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта и отдыха. В связи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий, уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них.

Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также освоения определенных действий.

Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.

В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания видно невооруженным глазом, т. к. оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия, а на самом деле на практике, т. е. в самой общеобразовательной школе, мы наблюдаем совершенно другую картину. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике. Лабораторией физического воспитания института возрастной физиологии РАО проведено выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического воспитания 1-4 классов общеобразовательной школы. Выявлены чрезвычайно тревожные тенденции.

Так, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее – около 57% и низкое – около 34%. Распределение по группам здоровья: около 21% отнесены к 1 группе, 57% – ко 2 группе и около 23% – к 3 группе. Минимальным уровнем знании, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь только 11% младших школьников. Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младших школьников. На первом месте находится мотив доминирования, а за ним следуют мотивы соперничества и двигательной активности. Мотивы общения и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на несовершенство физического воспитания в общеобразовательной школе.

Также, анализируя состояние физического воспитания в школе в настоящее время, можно сделать вывод о том, что в современной общеобразовательной школе практически не организованы взаимосвязи между различными формами работы по физической культуре. Это, прежде всего, негативно сказывается на уроке физической культуры, который как бы растворяется среди других мероприятий, а то и прямо подменяется ими. При этом он смотрится чем-то совсем незначительным, второстепенным в ряду всех других форм физического воспитания, что и приводит к сомнениям по поводу того, является ли он основной, ничем не заменимой формой физического воспитания школьников, и нужен ли вообще урок физической культуры в школе.

В тоже время, на фоне недооценки урока очень ярко просматривается и другая крайность – явная переоценка возможности урока по другим направлениям. Это, прежде всего, погоня за высокой моторной плотностью, тренирующим эффектом (который, даже если бы и был достижим, то как дым растаял бы до следующего занятия из-за больших промежутков между ними) дает практически нулевой результат. Но помимо этого «эффекта» такой подход еще и не позволяет системно решать образовательные задачи физического воспитания.

Изложенные выше суждения о нынешнем состоянии физического воспитания школьников, выдвигают на первый план вопрос о перспективах его совершенствования. Итак, об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления. Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д. Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Список использованной литературы

 

1. Бажуков, С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Белорусова, В.В. Физическое образование. – М.: Логос, 2003.

3. Богданов, Г.П. Физическое воспитание школьников. – М.: Дело, 2004.

4. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.

5. Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным. – М.: Аст, Аквариум, 2004.

6. Евсеев, С.П., Шапкова, Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000.

7. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания. – М.: Сфера, 2002.

8. Лайзапе, С. Я. Физическое воспитание. – М.: Просвещение, 2004.

9. Лихачев, Б.Г. Педагогика. – М.: Педагогика, 2003.

10. Морфофункциопальное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М.: Педагогика, 2003.

11. Пензулаева, JI.И. Физическое воспитание. – М.: Просвещение, 2003.

12. Ращупкии, Г.В. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004.

13. Рубапович, В.Б. Валеологичсские принципы организации физической культуры. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, валеологов, преподавателей физвоспитания, учителей, медицинских работников. – Новосибирск: ПИПКиПРО, 1997.

14. Савин, П.B. Педагогика. – М.: Аст, 2003.

15. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник, 2 тома / под ред. Евсеева С.Л. – М., 2008.

16. Теровапосян, А.Л. Основы физического воспитания. – М.: БЕК, 2004.

17. Физическое воспитание. / Под ред. Ю.Ф. Луури. – М.: Просвещение, 2003.


Информация о работе Методические принципы физического воспитания школьников