Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат
Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
Введение
Теория физического воспитания,
как и всякая обобщающая физическая
дисциплина, требует при знакомстве
с ее содержанием четкого
Понятие «физическое воспитание»,
о чем говорит уже сам термин,
входит в общее понятие «воспитание»
в широком смысле. Это означает,
что так же, как и воспитание
в целом, физическое воспитание представляет
собой процесс решения
В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).
Физическое воспитание есть
вид воспитания, специфика которого
заключается в обучении движениям
и воспитании физических качеств
человека. В прикладном отношении
физическое воспитание представляет собой
процесс физической подготовки человека
к социально обусловленной
Физическое воспитание - общественно
явление. Оно возникает вместе с
обществом и развивается по законам
общественного развития идеи, направляющие
социальную практику физического воспитания,
и формы ее организации всегда
обусловлены конкретными
Понятие «система физического
воспитания» отражает в целом
исторически определенный тип социальной
практики физического воспитания, т.е.
целесообразно упорядоченную
В данном реферате освещаются вопросы общей спортивной и физической подготовки в системе физического воспитания.
1. Методические принципы физического воспитания
Известно, что «принципами» в науке о воспитании называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и служат в силу этого главными ориентирами на пути к цели. Принципы имеют в качестве своей основы объективные, не зависящие от желания человека закономерности.
Закономерности физического
воспитания получили свое отражение
в ряде принципов, имеющих более
или менее широкую сферу
1.1. Принцип сознательности и активности
Не требует доказательств,
что результативность педагогического
процесса зависит от того, насколько
сознательно и активно
Выдающуюся роль в научной разработке данного принципа сыграл П.Ф. Лесгафт. Показав всю несостоятельность упрощенных воззрений на физические упражнения лишь как на игру «физических сил», он создал целостное учение о физическом образовании.
Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
Формировать осмысленное
отношение и устойчивый интерес
к общей цели и конкретным задачам
занятий. Необходимой предпосылкой
сознательного отношения к
Вместе с осмыслением
сущности физкультурной деятельности
развивается и устойчивый интерес
к ней. Ни развлекательный характер
занятий, ни другие факторы, вытекающие
из сущности физического воспитания,
не могут служить полноценным
стимулом, мобилизующим на систематические
занятия физическими
Стимулировать сознательный
анализ, самоконтроль и рациональное
использование сил при
В процессе формирования двигательных
навыков происходит автоматизация
движений, что в принципе не умаляет
роли сознания, а, наоборот, составляет
одно из условий повышения качества
сознательного управления двигательной
деятельностью. Но это справедливо,
если автоматизация достигается
не механическим повторением, а рационально
организованным упражнением, в ходе
которого специально ставятся и решаются
задачи по анализу, оценке и детальному
контролированию выполняемых
Большое значение имеют также
идеомоторные методы, включающие мысленное
воспроизведение движений с установкой
исправить или
Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Активность обусловлена
заинтересованностью. Проблема пробуждения
и развития интереса решается в определенной
мере путем подбора увлекательного
материала для занятий и
1.2. Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания
предполагает как широкое использование
зрительных ощущений, восприятий, образов,
так и постоянную опору на свидетельства
всех других органов чувств, благодаря
которым достигается
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Наглядность - необходимая
предпосылка освоения движений. Создавая
чувственные предпосылки
Наглядность - неотъемлемое
условие совершенствования
По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя, по выражению А.Н. Крестовникова, единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.
В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств.
Взаимосвязь непосредственной
и опосредованной наглядности. Первостепенную
роль в осуществлении принципа наглядности
играют непосредственные контакты с
действительностью. Вместе с тем
нельзя недооценивать и опосредованную
наглядность. Иногда она оказывается
не менее, а даже более доходчивой,
чем прямое восприятие. Речь идет, в
частности, о пояснении деталей
и механизмов движений, с трудом
поддающихся непосредственному
наблюдению или вообще скрытых от
него. Не случайно в современную
практику физического воспитания все
шире внедряются кино, видеомагнитофоны
и другие технические средства, с
помощью которых создается
Различные формы наглядности
не только взаимосвязаны, но и по своему
действию переходят одна в другую.
Это объясняется единством
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
1.3. Принцип доступности и индивидуализации
принцип доступности и
индивидуализации называют также принципом
учета особенностей воспитуемых
и посильности предлагаемых им заданий.
Обе эти формулировки выражают, по
существу, одно и то же - необходимость
строить обучение и воспитание в
соответствии с возможностями воспитуемых,
учитывая особенности возраста, пола,
уровень предварительной
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Стоит превысить посильную меру физических нагрузок, как возникает угроза для здоровья занимающихся и физические упражнения вместо оздоровительного могут дать противоположны эффект. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является поэтому залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Доступность физических упражнений
непосредственно зависит, с одной
стороны, от возможностей занимающихся,
а с другой - от объективных трудностей,
возникающих при выполнении того
или иного упражнения в силу характерных
для него особенностей (координационной
сложности, интенсивности и длительности
усилий, и т.д.). полное соответствие
между возможностями и
Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Вместе с тем не всякую преодолеваемую трудность можно считать с педагогической точки зрения доступной. Если, скажем, начинающий спортсмен способен какое-то время выполнять тренировочную работу в том же объеме, что и квалифицированные спортсмены, то это еще не значит, что данная нагрузка ему доступна. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.
Индивидуальный подход в
процессе обучения и воспитания необходим
при решении любой частной
задачи - будь то формирование знаний,
умений и навыков или воспитание
физических и духовных качеств. Он выражается
в дифференциации учебных заданий
и путей их выполнения, норм нагрузки
и способов ее регулирования, форм занятий
и приемов воздействия в
Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидам. Поэтому индивидуальный подход неверно было бы рассматривать как нечто несовместимое с общими путями воспитательного процесса. Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания, причем большей частью ее вполне можно обеспечить в групповых занятиях.
Информация о работе Методические принципы физического воспитания