Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа
Цель работы: проанализировать основные причины нарушения осанки детей младших классов и выявить пути их решения.
Задачи:
Определить понятие « осанка», ее основные виды и задачи, причины нарушения
Определить основные физиологические особенности детей младшего возраста
Охарактеризовать основные задачи по воспитанию осанки.
Введение
Глава 1. Теоретические основы методики формирования осанки
Определение «осанка» и основные виды
Значение осанки
Процесс формирования осанки
Виды и причины нарушения осанки
Глава 2. Особенности методики формирования осанки средствами физической культуры
2.1 Возрастные физиологические особенности детей младшего школьного возраста
2.2 Основные пути профилактики нарушения осанки
2.2.1 Задачи по формированию осанки средствами физической культуры
2.2.2 Средства формирования правильной осанки
2.3 Способы и критерии оценки осанки
Выводы
Список литературы
Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта
Санкт-Петербург
Кафедра теории и методики физической культуры
Курсовая работа по теме:
Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе
Выполнил
студент 2 курса
факультет ЛОВС
205 группа
Акользин Евгений Юрьевич
Проверила
Кандидат педагогических наук, доцент
Титорова Ольга Никитична
2014 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы методики формирования осанки
Глава 2. Особенности методики формирования осанки средствами физической культуры
2.1 Возрастные физиологические особенности детей младшего школьного возраста
2.2 Основные пути профилактики нарушения осанки
2.2.1 Задачи по формированию осанки средствами
физической культуры
2.2.2 Средства формирования правильной осанки
2.3 Способы и критерии оценки осанки
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность. Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.
Цель работы: проанализировать основные причины нарушения осанки детей младших классов и выявить пути их решения.
Задачи:
Методы исследования:
Глава 1. Теоретические основы методики формирования осанки
Осанка (в наиболее общем смысле) - это привычная манера удерживать свое тело в вертикальном положении, соблюдаемом в повседневной жизни. При этом имеют в виду главным образом внешне выраженные признаки основной позы прямостояния (постановка головы, туловища, ног, видимую форму их расположений т.п.).
В более полном смысле, осанка – это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вертикальной позы, ряда производных от нее и частично видоизмененных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни.
Однако осанка – это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только одну, присущую ему привычную осанку (Л.П. Матвеев,1991).
Слово "осанка" происходит от слова «АСАНА», что в переводе с санскрита (одна из ветвей русского языка, имеющего общие корни с языком древних индоевропейских народов) обозначает определенную позу, положение тела (техника асан описана в специальной гимнастике – составной части древнего философского учения йоги – хатха-йоги). В основе хатха-йоги лежит система физических упражнений, состоящих из элементов - асан. Каждая асана есть особое гимнастическое упражнение, которое при правильном выполнении оказывает гармоничное тренирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы. Специалисты в области эстетики, физиологии, биомеханики, клинической медицины дают разные определения термину «осанка». (Махабхарата,1950-2005).
Так, по определению С.И.Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (преимущественно о стройности и представительности складе фигуры). (С. И. Ожегов, 2005)
В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”.(В.И. Даль,1863-66).
С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
Осанка определена конституцией человека, его генотипом, т.е. это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека.
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор профессиональной карьеры и личной жизни.
Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.
Существует несколько видов осанки (приложение, рис.1):
Главное значение осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его кинематическую схему, при сохранении устойчивости в целом.
Осанка выполняет также утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах - максимальна. Это и определяет максимальную эффективность движения тела. При хорошей осанке голова сохраняет положение неустойчивого равновесия. В этом положении возможен полный объем движений в суставах шеи. При сутулой осанке голова как бы выдвинута вперед и поворот головы резко ограничен. Попытка форсированного поворота связана с запрокидыванием ее и может привести к травме шеи.
Осанку нельзя считать только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие.
Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма после некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Все эти факторы могут быть как непосредственными причинами, так и предрасполагающими моментами развития тех или иных отношений в строении организма и характере двигательной деятельности. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функции всех органов и систем организма как единого целого (Г. Мерсак, 1968).
Наибольшую роль в формировании осанки играют позвоночник и таз. Кроме того, имеют значение рост, масса, отдельные размеры тела, степень развития мускулатуры, подкожного жирового слоя.
Нормально сформированный позвоночник имеет четыре физиологические кривизны в сагиттальной плоскости. Две из них обращены выпуклостью вперед-шейный и поясничный лордозы, две - выпуклостью назад-грудной и крестцово-копчиковый кифозы.
Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым. В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента.
Нормальная осанка ребенка характеризуется такими признаками:
В силу различных причин вероятны более или менее стойкие отклонения в осанке от нормы, которые принято называть нарушениями, или дефектами, осанки (Л.П.Матвеев,1991). Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно- рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений опорно-двигательного аппарата врожденного или приобретенного характера.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе