Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать основные причины нарушения осанки детей младших классов и выявить пути их решения.
Задачи:
Определить понятие « осанка», ее основные виды и задачи, причины нарушения
Определить основные физиологические особенности детей младшего возраста
Охарактеризовать основные задачи по воспитанию осанки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы методики формирования осанки
Определение «осанка» и основные виды
Значение осанки
Процесс формирования осанки
Виды и причины нарушения осанки
Глава 2. Особенности методики формирования осанки средствами физической культуры
2.1 Возрастные физиологические особенности детей младшего школьного возраста
2.2 Основные пути профилактики нарушения осанки
2.2.1 Задачи по формированию осанки средствами физической культуры
2.2.2 Средства формирования правильной осанки
2.3 Способы и критерии оценки осанки
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Formirovanie_pravilnoy_osanki_na_urokakh_fk_mla.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Средства формирования правильной осанки

 

Упражнения для формирования правильной осанки младшего школьника включают: фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад (приложение, рис. 2 – 3).

Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия.

Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота. На этот раздел мы советуем обратить особое внимание.

Для детей младшего школьного возраста полезны занятия разными видами физических упражнений на открытом воздухе. Летом это могут быть катание на велосипеде, купание в открытых водоемах, пешие прогулки по лесу или парку, игры в футбол, волейбол, бадминтон со сверстниками. Зимой, несомненно, прогулки на лыжах, катание на коньках. В ненастную погоду можно энергично выполнять общеразвивающие упражнения.

Раннее   выявление  и  коррекция  нарушений осанки приносит  более  заметные  успехи,  чем  запоздалое  лечение в более позднем возрасте. Различные  варианты нарушений  осанки, установленные у воспитанников  детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо  выяснить причины, повлекшие  за собой нарушение осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее  развитие нарушений.

Для профилактики нарушения осанки можно  рекомендовать:

  1. По возможности обеспечить ребенка удобной мебелью, предотвращающей искривление позвоночника
  2. На физкультминутках, уроках физической культуры применять систему упражнений для профилактики и коррекции  нарушения осанки, включать необходимые упражнения в утреннюю  гимнастику, подвижные игры.
  3. На школьных родительских  лекториях  вести активную просветительную работу по профилактике нарушения осанки у школьников.

 

 

2.3 Способы и критерии оценки осанки

 

Существует несколько различных способов оценки осанки.

  1. Визуальная диагностика

Может быть совершена человеком самостоятельно в несколько этапов. Для начала нужно найти срединную точку между мастоидальными отростками и провести от нее две линии: перпендикуляр к полу и линию к середине стоп человека. В норме полученные линии должны совпадать между собой. Если же они не совпадают между собой, это свидетельствует о нарушениях осанки и в дальнейшем следует произвести уже более глубокое исследование.

Далее может быть заполнена таблица для более подробного диагноза:

Вид осмотра

Состояние отдельных частей тела

Признаки осанки

Результаты исследования

Спереди

Положение головы

Строго вертикально

Слегка опущена

Слегка приподнята

 
 

Расположение ключиц

На одном уровне

Асимметричное

 
 

Состояние грудной клетки

Симметрична относительно средней линии

Асимметрична

 
 

Состояние живота

Симметрично относительно средней линии

Асимметрично

 

Сзади

Состояние линии надплечий

На одном уровне

Ниже (выше) правое надплечье

Ниже (выше) левое надплечье

 
 

Расположение лопаток

Углы лопаток на одном уровне

Правый (левый) угол опущен

Правый (левый) угол приподнят

 
 

Состояние треугольников талии

Равномерное

Правый выраженнее

Левый выраженнее

 
 

Расположение ягодичных складок

На одном уровне

Правая выше (ниже)

Левая выше (ниже)

 

Сбоку

Состояние живота

Втянут (норма)

Выпячен

Западает

 
 

Выраженность физиологических изгибов: поясничного; шейного

Умеренно выражен (до 5°)

Увеличен

Уменьшен

Умеренно выражен (до 2°)

Увеличен

Уменьшен

 

Табл. 1 Оценка осанки при визуальной диагностике

  1. Курвиметрическая диагностика

Для оценки выраженности изгибов позвоночника разработан специальный раздвижной курвиметр, в основе которого лежит оценка степени выраженности изгибов позвоночного столба в сагиттальной области по отношению высоты дуги каждого изгиба к длине хорды.

Позже были разработаны более усовершенствованные курвиметры, а так же получены среднестатистические нормальные показатели для шейного — 11.5+0.3, грудного 9.9+0.54, и поясничного – 8.4+0.6 отделов позвоночника. Изменение данных цифр так же свидетельствует о соответствующих нарушениях осанки.

  1. Компьютерная оптическая топография

При обследовании пациента с помощью компьютерной оптической топографии он становится спиной к специальному прибору, что направляет на его спину отражающиеся световые лучи, в результате оптические оси проектора и камеры. В результате получают следующие данные:

  1. муаровая картина вида пациента сзади, сбоку, сверху
  2. коэффициент FSD – величина смещения туловища во фронтальной плоскости вправо(+) или влево(-), норма 0+2,0;
  3. SSD – величина смещения туловища в сагиттальной плоскости назад(+) и вперед(-), норма 0+4.0;
  4. G. Hand – ротация плечевого пояса и G. Psis – ротация тазового пояса (ротация влево(+), ротация вправо(-) для оценки смещения в горизонтальной плоскости норма G. Hand = 0+2,0, норма G. Psis = 0+2,0.

Отклонение выше приведенных коэффициентов от нормы может говорить тех или иных нарушениях осанки.

  1. Кинезиографическая диагностика

В ее основе лежит графическое изображение одного остистого отростка относительно другого в медиальном положении шейного отдела позвоночника, а так же изменения их взаимного расположения при движениях и траектории и объема движений каждого позвонка.

Данный метод позволяет аргументировать применение мануального воздействия и подтвердить ее эффективность. Но ввиду того, что кинезиографические критерии разработаны только для оценки латерофлексии шейного отдела позвоночника, данный метод еще не приобрел глубокого практического значения и требует дальнейшей доработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

  1. Все авторы в основном определяют осанку, как понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека.
  2. Нарушения осанки могут быть в сагиттальной плоскости: сутуловатость, круглая спина, вогнутая спина, кругло-вогнутая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина, и  во фронтальной плоскости: сколиоз.
  3. Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
  4. Основными причинами нарушения осанки являются: неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, гиподинамия, недостаточная чувствительность рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленность мышц, удерживающих это положение; нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель.
  5. Основные задачи по воспитанию осанки заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своевременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов в реализации этих задач – профилактический.
  6. Для того чтобы избежать формирования неправильной осанки у детей младшего школьного возраста необходимо: создать общее представление о правильной осанке и способах ее контроля, правильно организовать рабочее место ребенка, обучить специальным профилактическим  упражнениям. Раннее выявление  и  коррекция  нарушений осанки приносит  более  заметные  успехи,  чем  запоздалое  лечение в более позднем возрасте.

 

Список литературы.

 

  1. Вавилов,  Ю. Н. Фамин,  Н. А. Физические основы    двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991. -204с.
  2. Виды осанки // Медицинская энциклопедия: URL: http:// http://www.medical-enc.ru/14/vidy-osanki.shtml
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль, 1863
  4. Зацепин, Т. С. Ортопедия детского и подросткового возраста/ Т. С. Зацепин. -  М.:Медгиз,1956.
  5. Исаев, Д.Н. Психогигиена детей / Д.Н.Исаев, БЕ.Коган. – Л., 1990. – 191 с.
  6. Казьмин,А. И.  Сколиоз/ В.Е. Беленький, А.И. Казьмин, И. И. Кон.— М.: Медицина, 1981
  7. Клайк, В. Как подготовить ребенка к жизни / В.Клайк. – М., 1991. – 68 с.
  8. Крутецкий, В.А. Психология: учебник  для учащихся  пед. уч-щ / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1986
  9. Куценко,  Г. Н. Кононов, Н. Ф. Режим дня школьника.- М. Медина, 1987
  10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П. Матвеев. – М.: физкультура и спорт, 1991
  11. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д.Маханева. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000. – 108 с.
  12. Мерсак, Г. Осанка детей /Г. Мерсак. – Горький, 1968
  13. Методы оценки осанки // Блог доктора Турчака: URL: http:// http://pozvonok.net/?p=41
  14. Мих, А. А. Общая гигиена. – М.,- 1984
  15. Муллер, А. Б. Физическая культура: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 424 с.
  16. Никитин, Г.П. Первые уроки естественного воспитания или детство без болезней / Г.П.Никитин. – Л., 1990. – 191 с.
  17. Никифорова, Е.К. Сколиоз: научный обзор / А.И. Казнин, Е.К. Никифорова. – М.,2003
  18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов,Л.И. Скворцова. – М.:Мир и образование,2005
  19. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Кн. для учителя / Л.И.Пензулаева. – М., 1990. – 144 с.
  20. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В.попов. – СПб., 1997. – 256 с.
  21. Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) / С.В.попов. – СПб., 1997. – 256 с.
  22. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / С.Н. Попов. - М.: физкультура и спорт, 1988
  23. Ротенберг, Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Р.Ротенберг: Пер. с англ. – М., 376 с.
  24. Хамзин,  Х. Воспитание осанки у детей / Х.Хамзин. - М.: физкультура и спорт, 1969
  25. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М., 1988. – 110 с.
  26. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения / С.Б.Шарманова. – Челябинск, 2002. – 60 с.
  27. Шарманова, С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб.пособие / С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, Г.К.Калугина. – Челябинск, 1999. – 112 с. Игровые занятия в группах здоровья / Сост. Э.К.Ахмеров. – М., 1991. – 152 с.
  28. Шияна, В. М.  Теория и методика физической культуры/В.М. Шиян.-М.: Просвещение, 1988

 

 

Приложение

Рис. 1. Виды осанки

 Рис. 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника

 Рис. 3. Комплекс общеразвивающих упражнение для младшего школьника. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с.

 

 


 



Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе