Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать основные причины нарушения осанки детей младших классов и выявить пути их решения.
Задачи:
Определить понятие « осанка», ее основные виды и задачи, причины нарушения
Определить основные физиологические особенности детей младшего возраста
Охарактеризовать основные задачи по воспитанию осанки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы методики формирования осанки
Определение «осанка» и основные виды
Значение осанки
Процесс формирования осанки
Виды и причины нарушения осанки
Глава 2. Особенности методики формирования осанки средствами физической культуры
2.1 Возрастные физиологические особенности детей младшего школьного возраста
2.2 Основные пути профилактики нарушения осанки
2.2.1 Задачи по формированию осанки средствами физической культуры
2.2.2 Средства формирования правильной осанки
2.3 Способы и критерии оценки осанки
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Formirovanie_pravilnoy_osanki_na_urokakh_fk_mla.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. (А.И. Казьмин,1981)

Как известно, дефектами осанки часто являются (приложение, рис.2):

  1. «Сутуловатость»- увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза
  2. «Круглая спина»- увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника
  3. «Вогнутая спина»- усиление лордоза  в поясничной области
  4. «Кругло-вогнутая спина»- увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза
  5. «Плоская спина»- сглаживание всех физиологических изгибов
  6. «Плоско-вогнутая спина»- уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.
  7. Сколиоз - искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (Т.С. Зацепин, 1956)

Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением. Вместе с тем боковое искривление позвоночника – деформация его во фронтальной плоскости - отмечается только на ранних стадиях заболевания. По мере его прогрессирования и увеличения степени деформации позвоночника во фронтальной плоскости, происходит искривление его в сагиттальной плоскости (кифосколиоз, лордосколиоз), а также скручивание (торсия) вокруг вертикальной оси. Такая сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом (реберный горб) и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки, а также к весьма тяжким функциональным нарушениям со стороны внутренних органов и систем организма. В первую очередь, страдает функция дыхательной системы, а затем и сердечно-сосудистой, что приводит к хронической гипоксии.

Длительная кислородная недостаточность неизбежно сказывается на развитии всего организма. Не менее серьезные анатомо-функциональные нарушения и в органах пищеварительной и мочевыделительной систем. Не столь уж редко тяжелые формы кифосколиотической болезни сопровождаются спинальными нарушениями вследствие вовлечения в патологический процесс спинного мозга (от легких корешковых проявлений до крайне грозных, порой довольно быстро развивающихся параличей).

Классификация сколиозов:

  1. По патогенетическому признаку:

а) дискогенный сколиоз развивается на форме диспластического синдрома (около 90%). Нарушения обмена в соединительной ткани при этом приводят к изменению структуры позвонков, вследствие чего ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков.

В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска. Одновременно смещается студенистое ядро: оно располагается не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это, в свою очередь, вызывает первичный наклон позвонков, что обусловливает напряжение мышц туловища и связок, которое ведет к развитию вторичных искривлений и формированию сколиоза.

б) гравитационный сколиоз связан с контрактурой мышц, обширными и грубыми рубцами на туловище, перекосом таза и др. Непосредственной причиной, ведущей к деформации, являются смещения общего центра тяжести и действие веса тела в стороне от вертикальной оси позвоночника.

в) миотический сколиоз возникает на почве полиомиелита, миопатии и других болезней, приводящих к функциональной несостоятельности мышц туловища.

  1. По морфологическому признаку:

а) структурный сколиоз – сколиоз, при котором имеются изменения структуры позвонков, входящих в дугу искривления , в том числе клиновидная форма тел позвонков, их торсия.

б) неструктурный сколиоз – сколиоз, к которому относят различные функциональные состояния (сколиотическая осанка, релекторно-болевой сколиоз и др.).

  1. По локализации вершины искривления:

а) верхнегрудной;

б) грудной;

в) грудопоясничный;

г) поясничный;

д) комбинированный – с двумя первичными искривлениями: грудным (вершина искривления на уровне D 8-9) и поясничным (вершина искривления на уровне L 2).Это довольно распространенный тип сколиозов.

  1. По форме искривления:

а) C-образный;

б) S-образный (С.Н. Попов, 1988).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности методики формирования осанки средствами физической культуры

2.1 Возрастные физиологические  особенности детей младшего школьного  возраста

 

Младший школьный возраст характеризуется несовершенством деятельности всех систем организма.

Нервная система: свойства нервных процессов несовершенны: невелика их сила. Неуравновешенность (склонность к возбуждению, слабость торможения, т.е. процесс возбуждения, преобладает над процессом торможения), большая подвижность нервных процессов, хорошо сформированы нервные связи (условные рефлексы) и динамические стереотипы. Большое значение приобретает деятельность второй сигнальной системы, т.е. значимость слова, однако ведущую роль имеет деятельность первой сигнальной системы (образы предмета).

Опорно-двигательный аппарат: рост костей в длину и ширину, замена хрящевой ткани на костную ткань, формируются изгибы позвоночника. Скелет гибкий и эластичный, легко деформируется и подвергается искривлению при длительных статических положениях и больших нагрузках. Увеличивается мышечная масса, но мышцы слабые.

Сердечно-сосудистая система: сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо,головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8- 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления взрослости.

Дыхательная система: увеличиваются размеры грудной клетки, легких, сила дыхательных мышц. Показатели частоты дыхательных движений выше, чем у взрослых; дыхательный объем, жизненная емкость легких, потребление кислорода не велико. Высокая чувствительность к недостатку кислорода.

Мышечно-двигательные ощущения: дети испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять.

Восприятие: дети очень восприимчивы, большое значение играет подражание, т. к. преобладает первая сигнальная система. Плохо различают детали, воспринимают упражнения целиком  в общих чертах, проявляется в желании выполнить упражнение как можно быстрее. Тенденция к угадыванию. Плохо ориентируется в пространственных характеристиках (направление, амплитуда и т. д.).

Внимание: преобладает непроизвольное внимание, их привлекает яркое, необычное и интересное. Характеризуется быстрой отвлекаемостью на другие раздражители. Внимание неустойчивое, не могут длительно выполнять напряженную работу. Либо прекращают ее, либо выполняют некачественно. Долго не могут сосредоточить внимание. Плохо развито распределение и переключение внимания, что затрудняют усвоение учебного материала. К третьему классу формируется произвольное внимание. Способность дольше сохранять устойчивость.

Мышление: преобладает образное мышление. В процессе обучения формируется логическое мышление (способны анализировать, сравнивать, выделять главное и т. д.).

Воображение: дети стремятся постоянно играть, не любят фантазировать, поэтому необходимо развивать творческие способности.

Чувства: дети эмоционально импульсивны (что хотят, то и делают), не умеют управлять своими действиями

Волевые и умственные качества: у детей практически не развиты, к третьему классу наблюдается способность управлять и контролировать свои действия, осознавать цели и задачи обучения, планировать и продумывать свои действия. Развиваются произвольные психологические процессы.

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные системати ческие учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения. (В.А. Крутецкий,1986)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные пути профилактики нарушения осанки

2.2.1 Задачи по формированию осанки средствами физической культуры

 

Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей. Она особенно важна в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе, формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки. От того, насколько качественно  в это время вырабатывается рациональный навык фиксации основной позы прямостояния в единстве с гармоничным развитием мышц и укреплением костно-связочного аппарата, во многом зависит статус осанки в последующие годы. В процессе дальнейшего воспитания осанки решаются задачи по оптимизации ее состояния, меняющегося в той или иной мере под влиянием доминирующего режима жизни, возрастных и других факторов (Л.П. Матвеев,1991).

На первом этапе необходимо создать у детей представление о правильной осанке, показать правильное положение тела и объяснить значение. Следует учитывать, что зрительное восприятие действует на детей гораздо сильнее объяснений. Важно правильно выбрать место для показа, чтобы создать правильное представление о положении различных частей тела.

Для детей характерна большая неточность выполняемых движений, поэтому в процессе занятий необходимо создавать условия для осязательных ощущений сопровождающих мышечную работу во время выполнения упражнений. Для выработки правильной осанки используют зеркало (дети контролируют положение тела и его частей, стоя лицом и боком к зеркалу).

Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки.

Правила подготовки мест для занятий утренней гигиенической гимнастикой: комната должна быть достаточно просторной для выполнения основных движений руками, ногами, туловищем (махи, наклоны, повороты, сгибания, выпады и т.д.), поблизости от места занятий не должно быть предметов, о которые можно удариться. Комната для выполнения утренней гигиенической гимнастики должна быть тщательно подметена, пыль с окружающих предметов удалена, а все помещение хорошо проветрено. Если планируется выполнять упражнения лежа (наклоны вперед, поднимания ног, статические позы системы хатха-йога), необходимо приготовить коврик или сложенное одеяло. Следует попросить домашних, чтобы ребенку не мешали и не отвлекали его какими-либо поручениями.

Планирование занятий в помещении либо на открытом воздухе зависит от имеющихся условий и физического состояния школьника. Если есть возможность выбирать, то следует отдавать предпочтение занятиям на открытом воздухе: здесь и места побольше, и попутно можно проводить закаливающие воздушные ванны. Если во дворе воздух загазован, много автомашин, очень людно, занятия утренней гимнастикой нужно перенести в другое место или в помещение. При низких температурах воздуха (ниже -12-14о) и порывистом ветре, а также при плохом самочувствии школьника занятия также проводятся в помещении. На втором этапе разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, исправить имеющиеся ошибки и добиться точного выполнения двигательного действия в целом. У детей условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Для образования двигательных навыков эти упражнения следует чаще повторять. В этой связи следует ежедневно применять упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки и включать их в утреннюю зарядку, гимнастику после дневного сна и домашних заданий. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще выполнять упражнения с предметами – гимнастической палкой, мячом, обручем. Большое значение для закрепления правильной осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и в движении. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, воспитанию тонкого ощущения положения различных частей тела в пространстве.

Информация о работе Методика формирования правильной осанки на уроках физической культуры в школе