Методика обучения прыжкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Содержание работы

Введение
1. Значение прыжков в физическом воспитании детей
2. Техника прыжков
3. Последовательность обучения прыжкам
4. Особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего, стар-шего возраста. Методика обучения прыжкам
5. Игры с прыжками
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методика обучения прыжкам.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

Введение

  1. Значение прыжков в физическом воспитании детей
  2. Техника прыжков
  3. Последовательность обучения прыжкам
  4. Особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего, старшего возраста. Методика обучения прыжкам
  5. Игры с прыжками

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прыжок — один из видов  основных движений — относится к  ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в  жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка. В детском саду используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания (подскоки), прыжки в глубину (спрыгивания), прыжки в высоту и длину с места и с разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки. Прыжки через скакалку хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняются только прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в, то, же время он должен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться к нему, а это вызывает известные трудности. Выполнение прыжков детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим и психологическим развитием младших и старших дошкольников. Методика обучения разнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учете индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 

  1. Значение прыжков в физическом воспитании детей

Прыжки оказывают положительное  воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости.  Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику,  занятия, усиливают их физиологическое воздействие.1

Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки. Прыжки со скакалкой эмоциональны и разнообразны, их следует широко использовать в гимнастических выступлениях детей на различных праздниках.

 

 

  1. Техника прыжков

Вид прыжка

Фазы прыжка

В какой группе начинается обучение

Подпрыгивание

Основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

2 младшая группа

Прыжок в длину с места.

Исходное положение перед прыжком  — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и'устойчивое приземление 

Средняя группа

Прыжок в глубину (с невысоких  предметов)

Прыжок в глубину имеет общую  структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении 

2 младшая группа

Прыжок в длину с разбега

В длину с разбега прыгают  таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны 

Старшая группа

Прыжок в высоту с разбега.

В дошкольном возрасте, примерно с 5 лет, можно учиться прыгать в высоту. Прыгают в высоту - с прямого  разбега способом согнув ноги. То есть точно таким же способом, как и в длину с разбега. Обычно рекомендуют прыгать через натянутую веревочку. При разучивании прыжков в высоту чаще всего применяется поточный способ организации детей.  При выполнениях прыжков в высоту обязательна страховка воспитателем. Во время выполнения детьми прыжков в высоту с разбега воспитатель должен стоять с той стороны, где дети приземляются, чтобы в случае необходимости оказать помощь.

Старшая группа

Прыжки с длинной скакалкой.

Сначала надо научить детей преодолевать неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3―5 см от земли: перешагивать через нее с места и с разбега, прыгать с одной ноги на другую.

Затем учат пробегать через вращающуюся  скакалку: когда она проходит над  головой ребенка, нужно пробежать  вслед за ней, как бы догоняя ее; когда же она поднимается вверх, успеть выбежать из-под нее. Рекомендуется  давать сигнал к вбеганию. 

Старшая группа

Прыжки с короткой скакалкой

Подбирают ее соответственно росту ребенка. Исходное положение для упражнений со скакалкой: руки немного подняты вперед-в стороны, кисти пальцами кверху, скакалка спереди или сзади.

Первые упражнения заключаются  в том, что дети только перекладывают  веревку, не перешагивая через нее, затем перешагивают, а потом и  перепрыгивают, стараясь не сужать расстояние между руками. Сначала скакалку вращают медленно всей рукой от плеча, а после 2―3 вращений приводят в движение только круговым вращением кистей рук, нисколько их не напрягая. Во время прыжков скакалка должна быть натянутой и проходить над самым полом, не касаясь его. Ноги при этом слегка согнуты в коленях, носки оттянуты, туловище не отклоняется от вертикали. Каждый прыжок заканчивается легким полуприседанием. По мере усвоения движения темп вращения скакалки увеличивается.

Средняя группа


  1. Последовательность обучения прыжкам.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжка, затем переходят к более сложным.

    • Подпрыгивание;
    • Спрыгивание с высоты;
    • Прыжки в длину и высоту с места;
    • Прыжки в длину и высоту с разбега;

 

  1. Особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего, старшего возраста. Методика обучения прыжкам

Во  второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.2

Начинать обучение детей  прыжкам следует с подпрыгивания на двух ногах на месте. При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились. Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.

Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх.  Организуя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должен дотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен несколько впереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх, резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести к падению.

Вводится прыжок вверх с места через невысокое препятствие, что требует уже более энергичного толчка вверх. Осваивают дети прямой галоп.

Упражнения в спрыгивании (прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должна быть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10—12 см. Спрыгивание не должно занимать много места в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки, и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

Прыжки с места  в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т.е., используют зрительные ориентиры. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину.  

 В программе средней группы по-прежнему сохраняются только простые прыжки: подскоки, спрыгивания и прыжки в длину с места.3

Подскоки на двух ногах на месте становятся более ритмичными, лёгкими.  В дополнение к заданиям, стимулирующим подскок повыше («Поймай комара», «Ударь в бубен» и др.), вводятся подскоки с поворотами направо, налево и вокруг себя, подскоки с изменением положения ног (ноги вместе — ноги врозь, одна нога вперёд - другая назад). Дети могут выполнить прыжок вверх после нескольких шагов, чаще применяют прыжки на одной ноге.

На 5-м году дети уже ловко подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед, пытаясь помогать взмахами рук.  Расстояние для этого упражнения не должно превышать  2—3 м. Дети продвигаются частыми легкими подскоками.

Спрыгивают дети с высоты не более 20 см. Дети уже должны уметь спрыгивать мягко на носочки, переходя затем на всю ступню. При этом они произвольно сгибают ноги и сохраняют устойчивое равновесие, могут принять необходимое положение рук. Спрыгивать надо вниз и только чуть-чуть вперед. Перед спрыгиванием слегка сгибают ноги.

Дети данного возраста могут выполнить подряд 4-6 прыжков в длину с места, требующих хорошей координации и мышечных усилий. Становится выраженным исходное положение. При показе и объяснении движений воспитатель обращает внимание детей на некоторые элементы прыжков, например, правильное исходное положение в прыжках в длину и глубину.  Наиболее частыми недочетами исходной позы являются плотная постановка стоп или непараллельное их расположение, разведенные наружу носки, а также слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад - вверх. На 5-м году почти все дети отталкиваются одновременно двумя ногами. Появляется и взмах руками. Однако полной согласованности в замахе, выносе рук вперед и отталкивании еще нет. Ее и не следует добиваться. Детей обучают в этом возрасте только взмаху рук вперед-вверх во время отталкивания.

В старшей группе к освоенным  ранее видам прыжков – вверх, в глубину, в длину  с места – предъявляются большие требования, педагог добивается хорошей техники при отталкивании, в полёте и приземлении.  А также добавляются  новые виды прыжков: прыжки в высоту и в длину с разбега.4

Подскоки выполняются сериями по 30-40 прыжков 2-3 раза. Они выполняются детьми легко, ритмично, и поэтому педагог вводит усложнения: при подпрыгивании на месте дети совершают дополнительные движения ногами (ноги скрестно; одна нога вперед, другая назад; с ноги на ногу); прыгают на одной ноге: на месте и, продвигаясь вперед; через линию, веревку боком, с поворотом на прыжке; с разнообразными движениями рук (поднимают вперед, в стороны; делают хлопки перед собой, над головой, сзади себя); перепрыгивают пластмассовые кегли и т. п. В прыжках на двух и одной ноге дети продвигаются вперёд на 2-3 м.  Педагог учит детей не только мягко приземляться, но и сильнее отталкиваться от земли, пола, чтобы подпрыгнуть выше, задает единый для всех ритм подпрыгиваний с помощью бубна. Упражнения выполняются группами детей или индивидуально.

Упражнения в  спрыгивании в старшей группе проводятся чаще всего в сочетании с другими видами движений, например спрыгивание с гимнастической скамейки (бревна, доски) после упражнений в равновесии. Как и прежде, главным остается мягкое и устойчивое приземление. Высота предметов для спрыгивания  достигает 30 см.

Продолжается работа над  совершенствованием прыжка в длину с места. В этом виде прыжка у детей имеются определенные навыки. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение, взмахивают руками вперед-вверх во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете и устойчиво приземляются. Но все же, несмотря на неплохую согласованность движений рук с отталкиванием, движения эти недостаточно энергичны и активны. На это и нужно, прежде всего, обратить внимание в старшей группе. Кроме того, дети плохо выносят в полете ноги вперед, в результате чего у многих еще получается приземление на прямые ноги. Некоторые дети во время прыжка сильно наклоняют голову. Воспитатель неоднократно показывает и объясняет правильную технику движения, стараясь, чтобы каждый понял свою ошибку.

Для отработки  некоторых элементов прыжка в длину с места применяются простейшие подводящие упражнения:

- Овладению, например, активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения, стоя на месте без прыжка.

- Вынесение ног вперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях. 

 В старшей группе  начинается обучение прыжкам с разбега в высоту и с разбега в длину.  В отношении координации движений эти прыжки сложнее прыжков с места. Основное требование – уметь сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки.

Разбег для прыжка в длину колеблется у старших дошкольников в пределах 6—12 м. Обучение прыжкам в длину с разбега  проходит на спортивной площадке ДОУ, оборудованной прыжковой ямой.   (Параметры прыжковой ямы, требования к её оформлению вы найдёте в раздаточном материале).

К концу года дети должны совершать прыжок на расстояние не менее 100 см.

Упражнение в прыжках  в длину с разбега  выполняется поточным способом. На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения педагога. 

В высоту детей учат прыгать, согнув ноги, с прямого разбега. Приземление в данном виде прыжка в зависимости от интенсивности (высоты) прыжка может произойти либо перекатом с пятки на всю ступню (если прыжок далеко-высокий), либо на носки с последующим опусканием на стопу (если прыжок высокий). При приземлении не следует стремиться присесть очень глубоко, в этом случае труднее удержать равновесие. Руки при опускании на землю остаются впереди.

Информация о работе Методика обучения прыжкам