Методика обучения прыжкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Содержание работы

Введение
1. Значение прыжков в физическом воспитании детей
2. Техника прыжков
3. Последовательность обучения прыжкам
4. Особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего, стар-шего возраста. Методика обучения прыжкам
5. Игры с прыжками
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методика обучения прыжкам.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

Важно, чтобы вначале дети научились после небольшого разбега  преодолевать препятствие, не останавливаясь перед ним и не набегая на него, а также отталкиваться после разбега одной ногой — правой или левой, какой ребенку удобно. Разбег перед прыжком должен быть прямолинейным, смотреть при разбеге лучше на место отталкивания или в определенную точку веревки, планки. Разбег не должен быть большим, примерно 6—9 шагов. Во время разбега необходимо набрать и сохранить до момента отталкивания определенную скорость.

Для эффективного отталкивания особенно важна точность последних  шагов разбега. Если у ребенка  не получается сочетание разбега  с отталкиванием, он останавливается, отталкивается двумя ногами или натыкается на планку, рекомендуется дать прыжок с разбега из трех шагов. Планка в этом случае приподнята на небольшую высоту. Это упражнение помогает детям освоить слитное движение разбега и отталкивания.

Начиная с небольшой высоты, всего в 15—20 см, следует постепенно ее увеличивать до 40 см и более к подготовительной группе. Повышать высоту можно только тогда, когда большинство детей освоят правильный прыжок на заданной ранее высоте. Стремиться к большей высоте прыжка, допуская при этом искажение техники, нецелесообразно.

Для прыжков в высоту с  разбега используется веревка, к   концам которой  пришиваются мешочки с песком весом по 100 г. Её  удобно положить на стулья или колышки стоек, повернутые в направлении прыжка. Благодаря грузам на концах веревка не провисает, а если ребенок заденет ее, она легко падает. Недопустимо привязывать веревку с двух концов или крепко держать ее в руках. Задев за веревку, ребенок может упасть.

При разучивании прыжков  в высоту чаще всего применяется  поточный способ организации детей.  При выполнениях прыжков в высоту обязательна страховка воспитателем. Во время выполнения детьми прыжков в высоту с разбега воспитатель должен стоять с той стороны, где дети приземляются, чтобы в случае необходимости оказать помощь. Прыжки в высоту повторяются примерно 5—7 раз.

В подготовительной к школе группе продолжается работа над улучшением техники во всех видах прыжков.  Прыжки вверх у детей достаточно мощные, и поэтому усложняются задания – повернуться во время прыжка кругом, выполнить прыжок из глубокого приседа.  Чтобы прыжок был как можно выше, детям предлагают в высшей точке полёта максимально подтянуть к груди колени согнутых ног, затем быстро разогнуть ноги и мягко приземлиться.

Такие же требования ставятся  и  при прыжке в глубину: выполнить поворот на 1800; спрыгнуть спиной вперёд; спрыгивая с высоты, попадать в определенное место, например за линию, начерченную перед скамейкой или другим предметом, с которого дети спрыгивают, на расстоянии 15— 20 см, или в круги, выложенные из веревки. Такие задания требуют от детей умения соразмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитав точность приземления в определенное место. Высота предметов, с которых дети спрыгивают, не должна превышать 30—40 см.

Усложняются прыжки на двух ногах с продвижением вперёд: надо уметь прыгать по доске или скамейке; с зажатым между ног предметом; боком через линию, продвигаясь вперёд; змейкой; вверх и вниз по доске, положенной наклонно.

При прыжках в высоту и в длину с разбега, учитывая накопленный детьми опыт, повышаются требования к более точному попаданию ногой на место отталкивания и к слитности отталкивания с разбегом. В полете дети учатся принимать более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Приземление становится более устойчивым. Чтобы приучить детей отталкиваться сильнее и прыгать дальше, применяются разнообразные ориентиры — черта, флажок, до которых ребенок должен постараться допрыгнуть или перепрыгнуть через них. Помогает акцентировать внимание на достаточной высоте взлета преодоление в прыжке невысокого (10—15 см) препятствия, впрыгивания обеими ногами одновременно или одной на два положенных друг на друга мата или другое возвышение.

В качестве дополнительных упражнений целесообразны прыжки через  разложенные на полу,  примерно на расстоянии 60—80 см друг от друга (а при беге 100 см) малые набивные мячи или большие мешочки с песком. Дети прыгают через 4—5 мячей последовательно на двух ногах вместе либо шагами с ноги на ногу.

Прыжки с разбега,  как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями. Качества, необходимые для эффективных прыжков с разбега, недостаточно хорошо еще развиты у дошкольников. Они формируются только в школьные годы. Поэтому в детском саду не следует добиваться полной отработки техники этих движений. Не следует стремиться и к достижению максимальных результатов прыжков в повседневных занятиях. В детском саду важно лишь заложить правильные основы техники выполнения прыжков.

Начиная со средней группы, детей подводят к прыжкам через короткую скакалку.  Воспитатель помогает каждому подобрать скакалку по росту. Вначале, держа её впереди, дети перешагивают или перепрыгивают через неё, затем учатся держать её сзади, вращать её из-за головы вперёд одновременно двумя руками и перепрыгивать через скакалку, когда она коснётся пола. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания. В начале года на одном занятии  детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу по 20 прыжков два-три раза с перерывами для отдыха. Дышать во время прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.5

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой.  Детей  учат прыгать через скакалку разными способами: на двух ногах, с ноги на ногу, вперёд и назад, с междускоком. Продолжительность непрерывных прыжков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1-1,5 мин., в чередовании с отдыхом 2-3 раза. Прыжки через скакалку обязательны и для мальчиков. 

Программой ставится задача – учить детей старшей группы прыжкам через длинную скакалку. Начинать обучение следует с пробеганий.

Пробегания предшествуют в обучении перепрыгиваниям и  прыжкам. При пробеганиях скакалку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке  скакалка почти касается земли. Пробегают вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас же после того, как скакалка пройдет мимо лица пробегающего по направлению к земле. На первом этапе  скакалку обязательно вращает воспитатель с одним из детей. По мере появления умений согласовывать свои действия с вращением скакалки её вращают двое детей.

После пробеганий переходят  к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные упражнения для прыжка. Целесообразно использовать сначала перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте 3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упражнения можно проводить и через качающуюся скакалку. Затем только переходят к перепрыгиваниям через вращающуюся скакалку. При перепрыгиваниях скакалку вращают по отношению к занимающемуся вперед    (от лица к ногам). Вбегают для перепрыгивания сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Если во время прыжка через  длинную скакалку ребенок заденет  ее, то скакалку надо немедленно отпустить, иначе ребенок может упасть.

При систематической работе уже  в старшей группе дети хорошо владеют скакалкой.  Поэтому в программу подготовительной к школе группы  входит повторение всех видов прыжков, предложенных для старшей группы. В  целом содержание прыжков со скакалкой становится сложнее и многообразнее.  Можно вводить  упражнения, требующие высокой координации  движений, согласованности действий нескольких детей, ловкости, выносливости, развитого чувства ритма, например: бег со скакалкой,  разнообразные прыжки с ней: парами, стоя лицом друг к другу или друг за другом, прыжки через большой обруч (как через скакалку).

 

  1. Игры с прыжками

Различные  виды прыжков используются  в подвижных играх.  

- Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например,  «Мой весёлый, звонкий мяч».

- Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре «С кочки на кочку».           

- В средней группе в подвижной игре «Птички и кошка» используется спрыгивание.

- В старшей группе в подвижной игре «Не оставайся на полу» используется впрыгивание на предмет, а в подвижной игре «Классы» - прыжки на одной ноге с продвижением.

- В подготовительной к школе группе в подвижной игре «Волк во рву» используется прыжок в высоту с разбега.

 

Удочка.

Игра: Все играющие становятся в круг, а водящий — в середине круга с веревочкой в руках. Он вращает скакалку так, чтобы та скользила  по полу, делая круг за кругом под  ногами играющих. Они внимательно  следят за движением скакалки и подпрыгивают, чтобы она не задела кого-либо из них. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.

Пойманным игрок считается  в том случае, если веревочка его  коснулась но выше голеностопа. Не разрешается игрокам во время прыжков приближаться к водящему.

Может быть второй вариант  этой игры, когда задевший веревку  выбывает из игры. Выигрывают 2—3 последних игрока, которые не задели веревочки.

В командном варианте играющие, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий все время (как  и в предшествующем варианте) один и тот же. Игрок, которого скакалочка подсекла (поднимает руку вверх), приносит своей команде штрафное очко. Счет после каждой ошибки объявляется громко.

Победитель: Команда, получившая после 2—4 минут игры меньше штрафных очков.

 

Поймай  лягушку.

Подготовка: Все игроки (на ограниченной площадке) принимают положение упора присев с опорой на руки, выставленные вперед. В таком же положении за пределами площадки находятся и двое водящих.

Игра: По сигналу они впрыгивают лягушкой (с поочередной опорой на руки и ноги) на площадку и, продвигаясь  таким образом, стараются приблизиться к играющим и осалить кого-либо из них. Те имеют право убегать тоже только способом "лягушка".

Никому не разрешается  в ходе игры сидеть на корточках, оторвав  руки от пола. Продвигаться можно вперед или назад толчком двух ног  или рук. Каждый, кого осалили водящие, становится лягушкой и начинает ловить остальных игроков.

Победитель: Участник, пойманный  последним,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Период дошкольного детства  – наиболее важный в становлении  двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля  физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.

Целью педагогического контроля является:

- выявление уровня физического  развития, физической подготовленности и работоспособности детей;

- осуществление индивидуально-дифференцированного  подхода в физическом воспитании детей;

- упорядочение записей  данных, сбор информации.

Обследование развития движений в нашем ДОУ проводится 2 раза в год - в начале учебного года (в  сентябре) и в конце учебного года (в мае). Анализ данных этих обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств  детей и помогает определить успешность освоения программного материала.

В нашем ДОУ проводится  диагностика следующих видов прыжков:  прыжка в длину с места, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту с разбега. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. 

При тестировании прыжка в длину с места учитывается расстояние прыжка от линии до места соприкосновения пяток с грунтом. Приземление совершается на мягкий грунт или мат. Результат прыжка измеряется сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2м.). Выполняется 3 попытки подряд. Учитывается лучший результат.

По такому же принципу диагностируется прыжок в длину с разбега. На участке предварительно готовится яма для прыжков (рыхлится песок, указывается место отталкивания.).  Результат прыжка измеряется сантиметровой лентой или планкой с сантиметровой разметкой (длина 2м.). Выполняется 3 попытки подряд. Учитывается лучший результат. 

Для обследования прыжков в высоту с разбега для зала готовятся стойки для прыжков в высоту, резиновая дорожка и чётко обозначается место для отталкивания.  Высота увеличивается постепенно (на 5см.). Каждому ребёнку даётся три попытки подряд, фиксируется лучший результат.

Информация о работе Методика обучения прыжкам