Методика подготовки начинающих борцов самбо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: выявить более эффективные средства и методы для разработки тренировочных занятий по Самбо. Содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья, физического и психического благополучия посредством тренировок. Средствами самбо: являются упражнения, слова тренера, оказывающее психорегулирующее воздействие. К основным средствам относятся: упражнения без предмета; имитационные движения. Задачи: 1.Какую роль играет самбо в физическом воспитании начинающих самбистов. 2.Выевить наиболее эффективные приёмы самбо.
3.Самбо как средство самозащиты без оружия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1
Глава 1
Методические навыки специальной физической подготовки борцов занимающихся самбо.
1. 1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия………….……...6
1.2. Способы страховки и самостроховки………...……………….……….......7
1.3. Методика обучения приёмам самбо……………………….……………....8
Глава 2
Организация и проведение педагогического эксперимента
2.1 Организация педагогического эксперимента……………………………12
2.2 Цели и задачи педагогического эксперимента ………….………………15
2.3 Опытно-экспериментальная база исследования………….………………16
2.4 Методы, используемые в педагогическом эксперименте……….…........18
2.5 результат опытно – экспериментальной работы………………….……….19
Глава 3
Обсуждение и анализ полученных результатов
3.1 Сила…………………………………………………………………………21
3.2 Быстрота ……………………………………….…………………….…….22
3.3 Выносливость……………………………………………………….…..….23
3.4 Ловкость ……………………………………..……………………….….…24
3.5 Контроль нагрузок в учебно-тренировочном процессе…………..…….25
Заключение или выводы …………………………………………….………27
Вывод…………………….. …………………………………………….………30
Используемая литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Методика подготовки начинаюших борцов самбо.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Выпускная квалификационая работа

Тема:

                       Методика подготовки начинающих борцов самбо.

 

 

 

 

Специальность 050720 – Физическая культура

          Курс  IV, группа 409С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1

Глава 1

Методические  навыки специальной физической подготовки  борцов            занимающихся самбо.

1. 1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия………….……...6

1.2. Способы страховки и самостроховки………...……………….……….......7

1.3.  Методика обучения приёмам самбо……………………….……………....8

                                                                                                          Глава 2  

Организация и проведение педагогического эксперимента

  2.1  Организация педагогического эксперимента……………………………12

 2.2  Цели и задачи педагогического эксперимента ………….………………15

 2.3 Опытно-экспериментальная база исследования………….………………16

2.4  Методы,  используемые в педагогическом эксперименте……….…........18

2.5 результат опытно – экспериментальной работы………………….……….19

Глава 3

Обсуждение  и анализ полученных результатов

3.1  Сила…………………………………………………………………………21 
3.2  Быстрота ……………………………………….…………………….…….22

3.3 Выносливость……………………………………………………….…..….23

3.4 Ловкость ……………………………………..……………………….….…24

3.5  Контроль нагрузок  в учебно-тренировочном процессе…………..…….25

Заключение  или выводы …………………………………………….………27

Вывод…………………….. …………………………………………….………30

Используемая  литература…………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Целью работы является: выявить более эффективные средства и методы для разработки тренировочных занятий по Самбо. Содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья, физического и психического благополучия посредством тренировок.

Средствами  самбо: являются упражнения, слова тренера, оказывающее психорегулирующее воздействие.  К основным средствам относятся: упражнения без предмета; имитационные движения.

Задачи:

1.Какую роль играет  самбо в физическом воспитании  начинающих самбистов.

2.Выевить наиболее  эффективные приёмы самбо.

3.Самбо как средство  самозащиты без оружия.

     Гипотеза: предполагает, что если выявить закономерности становления спортивно-технической подготовки самбистов, то можно эффективнее управлять ростом спортивного мастерства спортсмена.

Цитата: Побеждать можно благородством и человечностью. В этом смысле Самбо уникальный вид спорта.… В борьбе Самбо есть и сила, и ум, и душевная широта. Самбист никогда не подводит итогов, он ставит новые цели.                В.В.Путин   

 

Методы, используемые в работе:

  1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
  2. Методы изучения официальных документов.
  3. Тестирование.
  4. Метод экспертных оценок.
  5. Педагогический эксперимент.

6.  Методы математической статистики

Объектом: работы является педагогический процесс проведения занятий по самбо в различных возрастных группах.

Предметом: исследования являются развитие двигательных способностей на начальном этапе спортивной специализации.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении сведениями об особенностях применения средств самбо.

Основные  положения работы:

1. Необходимость прохождения  физкультурного контроля перед  занятиями как условие определения  адекватных нагрузок.

2. Дозирование физических  нагрузок как путь совершенствования и развития физической подготовленности.

3. Выбор средств, форм  и методов тренировочного процесса  определяется целями и задачами  занятий.

4. Использование разнообразных  средств, повышения эмоциональности  учебно-тренировочного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1. 1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия

Каждое учебно-тренировочное  занятие по борьбе Самбо состоит  из: подготовительной, основной и заключительной частей. 

Подготовительная  часть занятия (15—20 мин.) предусматривает подготовку организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части занятия и всегда начинается с построения группы и проверки ее готовности к занятиям. После этого группе объявляется! цель предстоящего занятия, затем выполняются обще развивающие упражнения (ходьба и бег в различном темпе, гимнастические упражнения, парные упражнения и т. д.).                  Для проведения подготовительной части тренер должен заранее подобрать такой комплекс обще развивающих физических упражнений, который способствовал бы формированию двигательных навыков, необходимых при изучении техники приемов. Если, например, в основной части занятия занимающиеся будут изучать прием «задняя подножка» и тренироваться в его выполнении, то в подготовительной части тренер должен дать такие упражнения, как ходьба в широкой разножке с поворотом корпуса влево и вправо, подскоки на месте, прыжки на одной ноге в длину и др. Все упражнения подготовительной части должны быть разнообразными и неутомительными для организма.

Основная часть занятия (90 мин.) включает изучение и совершенствование техники и тактики приемов борьбы, намеченных планом.

Заключительная  часть занятия (10—15 мин.) предполагает построение группы, выполнение упражнений для успокоения органов дыхания  и кровообращения. В этой части занятия рекомендуется проводить ходьбу и бег в, умеренном темпе, упражнения на расслабление мышц рук, ног и туловища. После выполнения упражнений заключительной части тренер должен сначала дать общую оценку занятию в целом, а затем индивидуальную оценку занимающимся, т. е. подвести итоги занятия. Приведенный вариант учебно-тренировочного занятия наиболее приемлем при работе с начинающими борцами.

1.2.  Способы страховки и самостраховки:

Перед изучением  приемов борьбы Самбо, занимающиеся должны изучить специальные способы страховки и самостраховки при падении на ковер, а также при борьбе в партере. Самостраховка при борьбе в стойке заключается в том, чтобы при падении на ковер не выставлять руки и уметь правильно оберегать туловище от ударов о ковер. Это достигается путем изучения ряда акробатических упражнений (кульбиты, кувырки в группировке и т. д.) и специальных упражнений (таких, как группировка при падении на спину и падение через спину). Многократное повторение данного упражнения вырабатывает у занимающихся навыки безболезненного падения на ковер и умение группироваться. Падение через спину. Один становится в высокий партер. Другой выполняющий данное упражнение принимает положение, Из этого положения, держась левой рукой за одежду партнера и сгруппировавшись, борец падает назад. С началом падения правая рука с напряженными мышцами должна опередить падение туловища, т. е. правая рука в этом случае должна играть роль амортизатора.  Систематическое и многократное повторение этого упражнения будет способствовать выработке умения безболезненно падать назад. При борьбе в партере, в моменты, когда нога или рука захвачена на болевой прием, самостраховка состоит в том, чтобы путем мышечного напряжения оказать соответствующее сопротивление. Если сопротивление уже бесполезно, нужно, не ослабляя сопротивления, голосом, хлопком по ковру или по телу «противника» известить нападающего борца и судью о прекращении сопротивления. Страховка «противника» при борьбе в стойке заключается в своевременной поддержке за одежду в момент его падения на ковер. При проведении болевых приемов страховка состоит в том, чтобы в момент сигнала «противника» о прекращении сопротивления немедленно прекратить выполнение приема.

1.3.  Методика обучения приёмам самбо:

При обучении приемам борьбы Самбо руководитель должен придерживаться определенной последовательности. Перед началом изучения любого приема борьбы руководитель сначала правильно называет прием, затем образцово демонстрирует технику его выполнения. После этого тренер рассказывает о тактических возможностях применения этого приема в схватке, т. е. о том, когда при каких обстоятельствах нужно применять данный темп. Одновременно с показом приема нужно объяснить занимающимся способы самостраховки и стражи при его выполнении. Во время изучения сложного темпа надо сначала показать технику выполнения всего приема, а затем, расчленив его на наиболее характерные моменты, последовательно показать и объяснить технику выполнения каждого элемента. После показа и объяснения элементов приема целесообразно еще раз показать его в целом, а затем предложить занимающимся опробовать прием на несопротивляющемся партнере, и этом руководитель должен внимательно наблюдать действиями борцов. Если тренер заметил, что некоторые борцы выполняют прием неправильно, нужно сразу подойти к ним и исправить обнаруженную ошибку,  Большинство занимающихся допускает одни и те же ошибки, необходимо прекратить опробование приема вновь показать и рассказать технику его выполнения, контролируя действия занимающихся, Тренер должен не только наблюдать и вовремя исправлять обнаруженные ошибки, но и добиваться того, чтобы борцы правильно представляли себе технику изучаемого приема. Для этого нужно периодически опрашивать борцов, Что бы они поняли то или иное действие, т. е. побуждать занимающихся к активному усвоению техники борьбы. Молодой борец, полагаясь на авторитет тренера, когда просто копирует действия педагога и не проявит творчества в совершенствовании. Чтобы избежать этого, руководитель должен предоставлять обучаемым необходимую самостоятельность в изучении приема. Самостоятельность занимающихся должна проявляться в желании найти лучший вариант, содействующий более успешному выполнению приема. По мере усвоения элементов приема нужно увеличивать быстроту движений. Когда все элементы приема будут хорошо усвоены, можно приступить к тренировке в выполнении приема в целом. Каждый прием нужно разучивать при наиболее выгодном положении и обязательно в обе стороны (в правую и левую) — это способствует гармоничному развитию физических качеств самбиста и вырабатывает у него навыки ведения борьбы из любых положений, В различной тактической обстановке. Так, например, приступая к изучению приема «задняя подножка», один из борцов должен стать в нужную стойку и потянуть нападающего на себя. Такое начальное положение создаст хорошие условия для выполнения приема и будет способствовать быстрому его изучению. В процессе обучения иногда встречаются случаи, когда борец вследствие недостаточного развития некоторых физических качеств медленно осваивает приемы и отстает в спортивном росте от большинства товарищей. Слабохарактерный начинающий спортсмен, неправильно оценив свои неудачи, разочаровывается в своих способностях и прекращает посещать секцию. Чтобы не допустить подобных явлений, тренер должен уметь вовремя заметить и учесть индивидуальные способности каждого занимающегося. Так, например, борец который, плохо делает подворот при тренировке «броска через спину». Руководитель должен предложить ученику ряд специальных упражнений, развивающих подвижность в тазобедренном суставе. Слабая сила мышц рук может быть препятствием при изучении «передней подсечки». В этом случае тренер должен посоветовать такие специальные упражнения, как поднятие штанги на вытянутых руках, упражнение, имитирующее движение рук при подсечке, и т. д. При обучении приемам тренер должен помнить, что недостатки в организации и методике проведения занятий могут явиться причинами возникновения травм. Например, на ковре размером 6X6 м должно заниматься не более 4—5 пар (при этом 4 пары должны заниматься по углам ковра, а одна — в середине). При тренировке в выполнении приемов руководитель должен следить за тем, чтобы нападающий борец бросал своего партнера спиной на край ковра. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что одна пара борцов натолкнется на другую, в результате чего могут быть травмы. Для вольных схваток ковер предоставляется только одной паре борцов. Остальные могут наблюдать за схваткой или заниматься отработкой элементов, выполнение которых на ковре не обязательно. Неправильное выполнение приемов, нетактичность по отношению к товарищу во время тренировки, несоблюдение мер страховки падающего и самостраховки при падении — все это может привести к травме. Для закрепления изученных приемов и выработки навыков в занятии наиболее выгодной позиции в схватке тренировка занимающихся в дальнейшем должна проходить в усложненных условиях. При этом необходимо соблюдать следующую методическую последовательность. Учебно-тренировочная схватка   без   сопротивления проводится так, чтобы один из борцов, передвигаясь по ковру, создавал нападающему выгодные моменты для выполнения приема. Учебно-тренировочная схватка с неполным односторонним сопротивлением заключается в том, что нападающий борец самостоятельно готовит удобное положение для проведения приема, причем защищающийся борец в момент атаки оказывает небольшое сопротивление. Учебно-тренировочная схватка с односторонним сопротивлением заключается в том, что защищающийся борец соответствующими видами защиты и контрприемами парирует атаки нападающего борца без ответного падения другими приемами. Учебно-тренировочная  схватка   при двухстороннем сопротивлении проводится в таких вариантах: борцы атакуют друг друга заранее намеченными приемами; схватка в полную силу по заданию тренера. Например, руководитель дает указание одному борцу проводить приемы только с захватом ног («задняя подножка с захватом ноги», «передняя подножка с захватом ноги», осок с захватом двух ног» и т. д.), а другому дается задание выполнять контрприемы. При этом задание должно  даваться так, чтобы действия одного борца не были известны заранее другому борцу. 3 техническом и тактическом совершенствовании та большую роль играют вольные схватки по индивидуальным планам борцов. Такой вариант тренировки рекомендуется проводить следующим образом. Накануне тренировки борцу сообщается фамилия его будущего партнера и указывается регламент схватки. Получив эти сведения, борец должен исходя из имеющихся данных о своем «противнике» и личных качеств составить короткий тактический план предстоящей схватки и представить его тренеру. После схватки руководитель вместе с борцом тщательно анализирует результаты проведенной встречи. Такой вариант тренировки побуждает занимающихся к инициативе, развивает у них тактическое мышление. Рекомендуемые способы совершенствования техники и тактики борьбы применяются в зависимости от технической, физической и тактической подготовленности борцов. При разучивании того или иного приема и тренировке в его выполнении нужно постоянно помнить, что, пока прием полностью не изучен, переходить к изучению новых приемов нельзя. Однако это не означает, что разучиваемый прием нужно довести до совершенства, а потом уже приступать к освоению других приемов. Следует иметь в виду, что при изучении нового материала (приемов) нужно не забывать повторять усвоенное, иначе говоря, разучив хорошо один прием, можно приступать к изучению другого приема, не прекращая при этом совершенствования ранее изученных приемов. Разучивание и совершенствование защиты и контрприемов должно проводиться только после хорошего усвоения техники выполнения приема. Соблюдая последовательность в разучивании и совершенствовании техники Самбо, т. е. переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному и от легкого к трудному, можно гораздо быстрее достигнуть технического мастерства.

Глава 2

2.1 Организация педагогического эксперимента.

Мы рассматриваем технологические аспекты использования педагогического внушения, как средства повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет в процессе экспериментальной работы.

В исследовании приняли участие юные самбисты 12-14 лет ДЮСШ п. Новоаганск, занимающиеся в учебно-тренировочных группах второго года обучения по рекомендованным для ДЮСШ программам. Занятия проводились четыре раза в неделю во второй половине дня по полтора часа.

Всего было сформировано 2-е  группы одна - экспериментальная, состоящая  из 16 юных спортсменов, другая контрольная - состоящая из 18 занимающихся. Идентичность экспериментальных групп была обусловлена: уровнем физического развития, паспортным возрастом, относительно одинаковым уровнем физической и технической подготовленности, уровнем мотивации и степенью внушаемости. Исходное тестирование было проведено в начале подготовительного периода, повторное тестирование проводилось после восьми месяцев тренировок.

В экспериментальной  группе педагогическое внушение осуществлялось непосредственно тренером, когда  спортсмены находились в бодрствующем состоянии.

 Структура словесного гетеровоздействия включала две части. Первая часть вербального воздействия была направлена на создание необходимого психофизического состояния, обеспечивающего условия повышенной внушаемости. Мы использовали формулы внушения, вызывающие легкость, невесомость, то есть мобилизующие, а формулы внушения, вызывающие тяжесть и тепло, то есть развивающие тормозные процессы, не использовали. Словесные формулы излагались тренером в спокойной естественной форме, несколько пониженным тоном. После каждой формулы выдерживалась пауза 3- 4 сек, во время которой спортсмены мысленно вызывали у себя образные представления о сказанном. Продолжительность словесного воздействия в первой части составляла 20-30 сек.

Вторая часть вербального  воздействия была направлена на готовность спортсмена выполнять предстоящую задачу. Перед выполнением упражнения использовались формулы активизации. Активизация состояния достигалась за счет включения кратких формул, имеющих четкое целевое назначение, формул намерения, носящих характер призыва, понятных для восприятия спортсменов («Ты сможешь», «Ты сумеешь», «Ты готов»).

Во время выполнения упражнений тренером использовались формулы поддержания (например, «Ты - победитель»), а спортсменом - формулы-образы («Я - скорость...» «Я - сила…»). Словесные формулы произносились в эмоциональной форме, повышенным тоном с целью активизации общего эмоционального настроя как важного побудительного компонента к деятельности.

После выполнения упражнений мы использовали формулы  на мышечное расслабление, которые  снимают нервное напряжение во время тренировки и по ее окончании. Словесные формулы носили положительный характер, излагались тренером в спокойной размеренной форме, пониженным тоном. После каждой формулы выдерживалась пауза 3-4 сек., во время которой спортсмены мысленно вызывали у себя представления и ощущения о сказанном.

Разработанные формулы педагогического  внушения синтезировались с психологическими методиками: идеомоторной тренировкой, самовнушением. Юные самбисты обучались приемам идеомоторной тренировки, способствующие воспитанию умений вызывать и анализировать двигательно-мышечные представления о движении и действии.

Эффективность использования педагогического  внушения в учебно-тренировочном  процессе самбистов оценивалась  путем сравнения показателей  физической, технической подготовленности, функционального состояния, а также некоторых показателей психического состояния в группах до и после экспериментальной работы.

Педагогические  контрольные испытания проводились с целью выявления уровня развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости). Использовались общепринятые в физическом воспитании тесты: бег 30 метров с низкого старта, подтягивание в висе на высокой перекладине, бег 1000 метров по стадиону, прыжки в длину.

Метод экспертных оценок включал экспертную оценку ведущими специалистами в борьбе самбо уровня  технической подготовленности занимающихся.

Методы определения функционального  состояния - МПК (максимальное потребление кислорода), субмаксимальный тест PWC170.

При определении МПК испытуемому  рекомендовалась велоэргометрическая нагрузка (ЧСС после врабатывания должна находиться между 120-170 уд/мин) в течение не менее 5 минут. ЧСС регистрируется на 5-й минуте работы. Расчет МПК проводился по специальной программе И. Астранда.

Субмаксимальный тест PWC170 выполнялся следующим образом: испытуемый подвергался двум нагрузкам разной мощности (W1 и W2)  на велоэргометре продолжительностью 5 мин каждая с отдыхом 3 мин. Нагрузка подбиралась с таким расчетом, чтобы получить несколько значений пульса в диапазоне 120 - 170 уд / мин в конце каждой нагрузки определяется ЧСС (соответственно f1 и f 2).

Для определения  психического состояния  мы в своем  исследовании использовали методику «Градусник» (адаптированный нами тест), используемый в ряде работ (В.В. Королев, 2001) и ЧСС (оценка вегетативных функций). Юным самбистам предлагалось оценить различные показатели: «готовность к высшим достижениям», «настроение», «значимость предстоящей деятельности», «желание тренироваться», «уверенность в себе».

Информация о работе Методика подготовки начинающих борцов самбо