Методика подготовки начинающих борцов самбо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: выявить более эффективные средства и методы для разработки тренировочных занятий по Самбо. Содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья, физического и психического благополучия посредством тренировок. Средствами самбо: являются упражнения, слова тренера, оказывающее психорегулирующее воздействие. К основным средствам относятся: упражнения без предмета; имитационные движения. Задачи: 1.Какую роль играет самбо в физическом воспитании начинающих самбистов. 2.Выевить наиболее эффективные приёмы самбо.
3.Самбо как средство самозащиты без оружия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1
Глава 1
Методические навыки специальной физической подготовки борцов занимающихся самбо.
1. 1. Методика проведения учебно-тренировочного занятия………….……...6
1.2. Способы страховки и самостроховки………...……………….……….......7
1.3. Методика обучения приёмам самбо……………………….……………....8
Глава 2
Организация и проведение педагогического эксперимента
2.1 Организация педагогического эксперимента……………………………12
2.2 Цели и задачи педагогического эксперимента ………….………………15
2.3 Опытно-экспериментальная база исследования………….………………16
2.4 Методы, используемые в педагогическом эксперименте……….…........18
2.5 результат опытно – экспериментальной работы………………….……….19
Глава 3
Обсуждение и анализ полученных результатов
3.1 Сила…………………………………………………………………………21
3.2 Быстрота ……………………………………….…………………….…….22
3.3 Выносливость……………………………………………………….…..….23
3.4 Ловкость ……………………………………..……………………….….…24
3.5 Контроль нагрузок в учебно-тренировочном процессе…………..…….25
Заключение или выводы …………………………………………….………27
Вывод…………………….. …………………………………………….………30
Используемая литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Методика подготовки начинаюших борцов самбо.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН) юных самбистов в структуре тренировочного процесса нами был использован опросник НПН Т.А. Немчина, Опросники психического состояния А.О. Прохорова, К. Хокка и Х. Хесса.

2.2 Цели и задачи педагогического эксперимента:

1. Выявить особенности  преподавания спортивно-педагогической  дисциплины.

2. Определить  педагогические условия, повышающие  эффективность преподавания спортивно-педагогической  дисциплины.

3. Разработать  уровни готовности детей к обучению двигательным действиям.

2.3 Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирические исследования и экспериментальная проверка педагогических условий совершенствования преподавания спортивно-педагогических дисциплин.

Исследование  проводилось в три этапа.

Начальный этап исследования включал в себя изучение состояния занимающихся. Опыт и проблем подготовки занимающихся, а также формирование гипотезы, определение задач исследования, подбор и апробацию методов исследования. Осуществлялся сбор информации об особенностях будущей деятельности занимающихся борьбой “самбо”, проводился анализ программ по спортивной дисциплине.

На втором этапе  проводились предварительные исследования психофизиологических и координационных  систем с целью выявления индивидуальных особенностей занимающихся, уровней их готовности к обучению двигательным действиям как достаточно информативных составляющих. Разрабатывалось содержание программы по дисциплине "Легкая атлетика". На данном этапе осуществлялось формирование экспериментальной и контрольной групп.

Заключительный - третий этап включал в себя проведение формирующего эксперимента, разработку и систематизацию полученных данных. На данном этапе осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов теоретической и эмпирической работы, литературное оформление работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совершенствование  программы подготовки занимающихся с биологической программой (психофизиологическими закономерностями) развития ребёнка.

2. Педагогические  условия  преподавания спортивно-педагогической дисциплине на отделении борьбы определяются особенностями формирования внутреннего образа двигательного действия, особенностями координационной подготовленности обучаемых.

3. Педагогическими  условиями, совершенствующими преподавание  спортивно-педагогической дисциплине в борьбе “самбо”, являются:

- структурирование  практического и методико-практического материала на основе теории переноса физических качеств и навыков, и теории ошибок для формирования умений выявлять и исправлять ошибки в технике двигательного действия;

- использование  в преподавании методов полисенсорного  обучения и активацией зрительной, слуховой, вестибулярной и кинестезической систем организма в целях формирования внутреннего образа двигательного действия;

- учет особенностей  развития координационных способностей занимающихся борьбой “самбо” с целью дифференцированного подхода к подбору специально-подготовительных упражнений;

- диагностика  готовности занимающихся к обучению двигательным действиям.

 

 

 

2.4 Методы,  используемые в педагогическом эксперименте:

В процессе совершенствования  техники добиваются прочного овладения  приемами самбо. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях борьбы. Структура обучения технической подготовки – целостный процесс.

Методы –  это наиболее рациональные приемы, посредством которых воспитываются необходимые умения и навыки.

 В процессе  обучения приемам борьбы важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять их в борьбе. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в схватке.

Приемы техники  нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собой овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы - приемы защиты, направленные на противодействие соответствующему приему нападения.

В процессе обучения ведение борьбы используются следующие методы:

 -словесный (вербальный),

-наглядный (визуальный),

-словесно-наглядный,

-целостный (основной),

-расчленённый,

 -метод сопряженных воздействий,

-метод срочной информации,

-метод двигательной информации,

-соревновательный и игровой методы.

Для совершенствования  технической подготовки используются следующие методы:

- метод целостного выполнения технико-тактического действия в вариативных условиях;

- подготовительные схватки;

-система заданий в учебной схватки.

 2.5 результат опытно – экспериментальной работы:

Тестирование  по определению результатов развития ловкости у детей, занимающихся третий год борьбой самбо:

Группа

Сила:

Подтягивание  на перекладине

Быстрота:

Бег 30 метров (сек.)

Выносливость:

Бег 1000 метров

(мин, сек)

Ловкость:

Прыжки

 К  = l 1/ l 2, 

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

Контрольная группа

6 ± 2

7 ± 2

8 ± 2

5,6 ± 0,4

5,4 ± 0,4

5,2 ±  0,4

6,0 ± 1,0

5,8 ± 1,0

5,6 ± 1,0

1,90±0,2

1,8 ± 0,2

1,7 ± 0,2

Экспериментальная группа

6 ± 2

8 ± 2 

10 ± 2

5,6 ± 0,4

5,3±  0,4

5,1 ± 0,2

6,0 ± 1,0

5,6 ± 0,5

5,4 ± 0,5

1,90± 0,2

1,6 ± 0,2

1,4 ± 0,2


 

                                                                    Быстрота 

                                                   (бег 30 метров – секунды)

              

  Выносливость

                                            (бег 1000 метров – минуты)

           

 

 

 

                       Сила

    (подтягивание на перекладине - раз)

Ловкость

(отношение  результата длины прыжка спиной  к результату прыжка по направлению  движения)

Глава 3

3.1  Сила

После того как  мы занимались с экспериментальной группой по своей методики, экспериментальная группа, в первый год, нечем не уступала контрольной группе, но на второй год экспериментальная группа в подтягивании начала показывать чуть выше результат, на один раз, в третий год улучшила ещё на два раза.

Сила – способность  человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Мышечная сила – одно из физических качеств, уровень  развития которого в значительной мере определяет быстроту движений и играет большую роль в работе, требующей  выносливости и ловкости.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила всех мышечных групп, участвующих  в данном движении безотносительно  к весу спортсменов. Относительная  сила – сила, приходящаяся на веса тела спортсмена (партнёра).

 

3.2  Быстрота

В экспериментальной группе прослеживается улучшение результатов, а у контрольной группы улучшение результатов проявилось не так сильно, как у экспериментальной группы. По моей методике подготовки занимающиеся экспериментальной группы стали быстрее пробегать на дистанции 30м, а занимающиеся в контрольной группе тоже улучшала свои результаты, но не догнала экспериментальную группе, уступала  экспериментальной группе в 2-ом , 3-ем году на 0.1сек.

Быстрота –  способность человека совершать  двигательные действия в минимальный  отрезок времени. Различают три основные формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частоту движения. Латентное время реагирования во многом определяет быстроту двигательной реакции. Необходимо учитывать, что быстрота простой реакции практически не поддается тренировке. В самбо очень важен высокий уровень развития сложной реакции. Развитием специальной быстроты и точности реагирования занимаются в процессе технической и тактических подготовок. Основным методом воспитания быстроты выполнения различных движений является повторный метод с максимальной быстротой. Длительность отдыха между повторениями должна позволять спортсмену практически полностью восстановиться. Количество повторений должно быть такое, которое спортсмен может выполнить без значительного снижения быстроты.

3.3  Выносливость

Занимающиеся  в экспериментальной группе, после того как мы готовил её на короткие дистанции, группа стала хуже пробегать длинные дистанции (1000м.) в первый год она нечем не уступали контрольной группе по выносливости но ко второму и третьему году контрольная группа начала обгонять экспериментальную группу по результатам на 0.2сек.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего,  функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость оказывает влияние уровень развития координации движений, силы психических процессов и волевых качеств.  Под общей выносливостью понимают выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности. Хорошо развитая выносливость является фундаментом спортивного мастерства.

Специальная выносливость - это выносливость к определенной деятельности. Для баскетболиста  необходима силовая выносливость, которая  позволяет поддерживать высокую  силу на протяжении всей борьбы.

При развитии выносливости необходима следующая последовательность постановки задач: 1) воспитание общей выносливости; 2) воспитание скоростно-силовой  выносливости; 3) воспитание выносливости в борьбе. 

3.4 Ловкость

Занимающиеся  в экспериментальной группе после  того, как мы готовил её на

короткие дистанции, группа стала более ловкой, это замечалась при просмотре результатов по нормативу прыжки в длину. В первый год экспериментальная группа показывала одинаковые результаты с контрольной группой, но на второй  год она обогнала контрольную группу на 0.2м, а на третий год и вовсе на 0.3м.

Ловкость - это  способность человека к осуществлению  сложных координированных двигательных актов. Она характеризуется также быстротой овладения новыми движениями и наиболее целесообразным их применением в изменяющихся условиях. Поэтому основной задачей при воспитании ловкости должно быть овладение новыми многообразными  двигательными навыками и их компонентами. Основным методом воспитания ловкости является повторный. Упражнения на ловкость рекомендуется включать в занятие в начале основной части занятия или в подготовительной. Обогащение занимающихся новыми двигательными навыками должно быть непрерывным. Установлено, что в течение долгого времени запас движений не пополняется, то способность к обучению снижается. Автоматизированные движения, протекающие в стандартных условиях, перестают способствовать развитию ловкости. Упражнения на ловкость выполняются до проявления первых признаков утомления.

Специальная ловкость имеет две разновидности: 1) акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, во время борьбы; 2) умение владеть своим телом в безопорном положении. Средствами для развития ловкости, как способности самбиста быстро переключаться с одних действий на другие, различные сочетания акробатических упражнений, гимнастические упражнения на снарядах, изменение способа выполнения упражнений, прыжки в глубину или длину из положения стоя спиной к направлению прыжка, упражнения на равновесие.

 

3.5  Контроль нагрузок  в учебно-тренировочном процессе.

В учебно-тренировочном процессе важным является строгая регламентация деятельности занимающихся спортсменов  и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность процесса. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут  принести вред здоровью спортсменов. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции  занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений. Наконец, воспитание физических качеств невозможно без предъявления высоких требований к организму, что достигается правильной дозировкой нагрузки.

Физическая  нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозирование нагрузки - изменение её объема и интенсивности. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Интегральным показателем реакции  величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). За последнее время борьба значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности борцов, в их стремлении активно бороться. Интенсивная физическая деятельность в течение борьбы требует огромных затрат сил. Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых борцом, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру физиологических изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения самбистов существенно различаются по ответной реакции организма. Сущность борьбы будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы борцов и необходимости морально-волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельность самбистов, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методика подготовки начинающих борцов самбо