Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа
Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Именно в результате физических упражнений удается полностью или значительно компенсировать тяжелые врожденные и приобретенные физические недостатки, реабилитироваться и адаптироваться для полноценной жизни.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника.
Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Введение ………………………………………………………………..3
Значение осанки …………………………………………………..4
Виды осанки ………………………………………………………8
Нормальная осанка ……………………………………………...8
Причины дефектов осанки ……………………………………...9
Виды дефектов осанки ………………………………………….12
Методика воспитания осанки …………………………………..14
Заключение …………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)"
Специализация - Физическая реабилитация
Доронина Жанна Викторовна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Методика воспитания осанки
Бугульма 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………..3
Заключение …………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..29
Введение.
Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и формирование правильной осанки человека. Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни.
Состояние здоровья россиян, и особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогический и медицинский подходы к этой проблеме.
Физические упражнения являются
единственным средством коррекции
нарушения осанки и эффективным
средством при лечении
Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника.
Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении и развитии ряда заболеваний.
Таким образом, движения –
необходимый элемент, фактор для
нормального развития ребёнка, поскольку
с помощью них ребёнок
Уже в древности люди придавали внешнему виду и осанке большое значение. Связывалось это, в первую очередь, с социальным статусом. Горделивая поза властителя, повелевающего своими подданными, воспитывалась среди аристократии и дворян с детства. Прививали правильную осанку главным образом личным примером, муштрой и наказанием.
Только в эпоху Просвещения в ХVII-ХVIIIвеках в этом отношении появился научный подход. В это время особое внимание и в Европе, и в Америке стали уделять точному соблюдению манер и дисциплине тела не только в высших, правящих классах, но и в среднем классе. Детей, особенно мальчиков, активно принуждали держаться прямо. Многие из них далее связывали свою карьеру с военной службой, поэтому обучение правильной осанке и выправке было связано с начальной военной тренировкой и обучением.
На протяжении всего ХIХ века новые стандарты осанки стали частью ухода и воспитания детей, помогая им вырасти респектабельными гражданами. Правильная осанка связывалась с самодисциплиной. Врачи также поддерживали это движение, указывая, что корректная осанка необходима для крепкого здоровья [2, 11].
В течение миллионов лет человеческого развития выживание человека как вида обеспечивалось, прежде всего, за счет двигательной активности и совершенствования управлением ею. Еще каких-нибудь 150 лет тому назад из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Сейчас мускульная сила составляет в среднем примерно 1% производимой энергии, в развитых странах еще меньше. Еще до конца не осознано, что это глобальная катастрофа для биологии человека, состояния его здоровья.
Установлено, что двигательная активность эволюционно является фактором экспрессии генома, определяет развитие организма. Благодаря мышечной деятельности осуществляется микроциркуляторно-трофическая функция по обеспечению органов и тканей кислородом и питательными веществами, стимуляция нейро-эндокринной системы и иммунитета. За счет активизации энергетического обмена при мышечной работе происходит нейтрализация токсических метаболитов и медиаторов, что обеспечивает антиоксидантный, антитоксический, антистрессорный и антимутагенный эффекты двигательной активности. Физическая тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней среды, инфекциям, радиации. Мышечная работа усиливает кровоснабжение и функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на выработку эндорфинов (гормонов удовольствия), активизирует психо-эмоциональную сферу, предотвращает опасные зависимости и пристрастия. Физкультура и спорт обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Сообразительность, расчет, быстрота реакции, красота и эстетика тела и духа – это в определенной степени производные физической культуры и спорта.
Регулярные занятия
Неоценимо значение физической
подготовки для успешного освоения
профессиональными трудовыми
За последние 100 лет уровень
физической нагрузки на одного жителя
Земли уменьшился в 100 раз. Гиподинамия
(гипокинезия) наряду с нерациональным
питанием стала основной причиной многих
заболеваний и состояний
Минимальной суточной физической нагрузкой начиная с подросткового возраста считается мышечная работа, эквивалентная 10 км спокойного пешего хода. Закономерное уменьшение объема потребности физической нагрузки в детстве и в пожилом возрасте должно сопровождаться более частой сменой видов нагрузки и чередованием деятельности с отдыхом.
Самым простым и гигиенически
необходимым средством является
утренняя гимнастика в семье. Стойкой
здоровой привычкой с раннего
детства она может стать
При любом виде двигательной активности необходим постоянный самоконтроль физического и психологического состояния, которому необходимо обучать школьников с первых занятий физической культуры и продолжать это обучение в течение каждого занятия.
Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся.
От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.
Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.
Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.
У человека с правильной осанкой грудная клетка выступает вперед, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, голова приподнята, колени выпрямлены, руки опущены. Он держится свободно, непринужденно, но и не расслабленно.
Осанка зависит от формы и гибкости позвоночника, угла наклона таза, положения головы, плечевого пояса, от состояния мышц, связок, нервной системы, зрения и т.п.
Осанка включает в себя
не только физическое состояние человека,
но и его эмоциональные
Осанка бывает двух видов – нормальная, или правильная, и неправильная, или патологическая. Еще в конце ХIХ века были выделены 5 видов осанки. Понятия, означающие различные искривления позвоночника, - лордоз (искривление выпуклостью вперед), кифоз (искривление выпуклостью назад), сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален.
У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму с физиологическим лордозом в шейном и поясничном отделах и физиологическим кифозом – в грудном. Форма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовой пояс. Даже в течение дня различный тонус мышц оказывает влияние на величину физиологических изгибов позвоночного столба.
Усиление физиологических изгибов позвоночника в силу различных причин (сниженный мышечный тонус вследствие отсутствия систематических занятий с детьми массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; перенесенный рахит; гипотрофия; повторные заболевания) приводит к развитию патологической осанки [10, с. 199].
Ведущими факторами, определяющими
осанку человека, являются положение
и форма позвоночника, угол наклона
таза и степень развития мускулатуры.
Благодаря наличию
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.
При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии.
При осмотре сбоку нормальная
осанка характеризуется несколько
приподнятой грудной клеткой
и подтянутым животом, прямыми нижними
конечностями, наличием умеренно выраженных
физиологических изгибов