Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа
Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Именно в результате физических упражнений удается полностью или значительно компенсировать тяжелые врожденные и приобретенные физические недостатки, реабилитироваться и адаптироваться для полноценной жизни.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника.
Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Введение ………………………………………………………………..3
Значение осанки …………………………………………………..4
Виды осанки ………………………………………………………8
Нормальная осанка ……………………………………………...8
Причины дефектов осанки ……………………………………...9
Виды дефектов осанки ………………………………………….12
Методика воспитания осанки …………………………………..14
Заключение …………………………
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма[11, с. 96].
Неправильное положение позвонков относительно друг друга приводит к тому, что мышцам приходится постоянно напрягаться, чтобы удержать равновесное положение. Хроническое, постоянное напряжение приводит к тому, что мышечная система за месяцы и годы избыточного напряжения истощается, развивается хронический спазм. В случае многолетней борьбы в мышцах развиваются дистрофические изменения. То есть часть мышц замещается рубцовой тканью, которая может даже образовывать настоящие узлы, похожие на опухоли.
Особенно часто эти узлы формируются в местах, где спазмированные мышцы прикрепляются к костям – в области низа шеи, в так называемой холке, рядом с лопатками и между ними. В поясничной области эти узлы располагаются вдоль гребней тазовых костей, в верхней части крестца.
Так же следствием неправильной осанки является перегрузка связочного аппарата позвоночника. Правильная, симметричная осанка характеризуется гармоничным взаимным расположением позвонков относительно друг друга. В такой позиции связки и диски, которые соединяют позвонки между собой, не испытывают значительных напряжений. Другое дело – неправильная осанка.
Связки, и в особенности межпозвонковые диски испытывают избыточное напряжение, так же как и мышцы, но если мышцы могут хотя бы иногда расслабляться при изменении положения, то связки и диски перегружаются постоянно. То есть волокна связок теряют механическую прочность и …разрываются. Появляющиеся микроскопические разрывы связок приводят к выраженному болевому синдрому. Особенно это проявляется при разрывах и трещинах межпозвонковых дисков.
Неправильная осанка прежде всего меняет положение позвонков относительно друг друга. В местах наибольших искривлений позвоночника быстро изнашиваются межпозвонковые диски, и позвонки начинают давить друг на друга. Сначала изредка, позже постоянно. В местах соприкосновения позвонков начинают расти костные наросты, которые как костные мостики, перекидываются от одного позвонка к другому. На рентгеновских снимках пожилого человека можно заметить костные шипы, остеофиты, идущие от позвонков. Иногда эти костные мостики ломаются, появляется боль, постоянная, ноющая, усиливающаяся при каждом неловком движении [2, с. 34].
Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь имеют значение такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.
Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых солей. Поэтому важно обеспечить нормальное и правильное развитие скелета, и особенно позвоночника – сложной динамической системы, к тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.
Не следует долго носить детей на руках (особенно все время на одной и той же руке), рано усаживать ребенка, преждевременно обучать его ходьбе. Не рекомендуется укладывать спать на мягком матраце, возить ребенка в мягких (типа шезлонга) колясках.
Особенно портит осанку неправильная поза за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола на 2 – 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90 градусов. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 – 2 см (ребром проходит ладонь), голова наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30 градусов (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).
Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении [11, с. 97].
В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:
а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами.
При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выстоит, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены;
в) кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.
2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:
а) плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки крыловидны;
б) плоско-вогнутая спина – уменьшение кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены [9, с. 315].
При плоской спине предрасположенность к развитию сколиозов выражена больше всего. Нарушения осанки – сутулая спина, круглая спина, плоская спина – могут явиться началом больших деформаций и, в частности, привести к развитию сколиозов, лордозов, кифозов.
Наиболее частой деформацией
позвоночника у детей является сколиоз.
Сколиоз – это боковое
По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза. Диагноз сколиоза должен быть подтвержден рентгенологическим исследованием. Своевременное распознавание сколиоза чрезвычайно важно, так как раннее и систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления. Лечение I и II степени сколиоза проводится консервативными методами – лечебная гимнастика, массаж мышц спины, жесткая постель, иногда ношение гипсового корсета; при III и IV степени сколиоза – обязательное ношение гипсового корсета, часто необходимо оперативное лечение [10, с. 200].
Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.
Нарушения осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки). При нарушении осанки во фронтальной плоскости одно плечо и лопатка опущены по сравнению с другой.
Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта).
Профилактика нарушений осанки начинается с самого раннего детства. Она включает общие мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, и специальные, обеспечивающие воспитание правильного положения тела.
К общим мероприятиям относятся
организация рационального
К специальным мероприятиям
по профилактике осанки следует отнести
систематические занятия
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
К задачам такого воспитания относятся следующие:
Исправление различных нарушений осанки – процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов требуют особенного строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.
В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой с детьми, у которых имеются нарушения осанки, проводятся группами по 10 – 15 человек.
В подготовительном этапе
таких занятий у детей
Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относится положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).