Методика воспитания осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Физические упражнения являются единственным средством коррекции нарушения осанки и эффективным средством при лечении большинства заболеваний. Именно в результате физических упражнений удается полностью или значительно компенсировать тяжелые врожденные и приобретенные физические недостатки, реабилитироваться и адаптироваться для полноценной жизни.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника.
Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
Значение осанки …………………………………………………..4
Виды осанки ………………………………………………………8
Нормальная осанка ……………………………………………...8
Причины дефектов осанки ……………………………………...9
Виды дефектов осанки ………………………………………….12
Методика воспитания осанки …………………………………..14
Заключение …………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Методика воспитания осанки (Теор. и метод. воспит. физ. культуры).docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)
    1. Причины дефектов осанки.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения  осанки не являются заболеванием. Они  связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Нарушение осанки нередко  сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия  грудной клетки и диафрагмы, колебания  внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти  изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма[11, с. 96].

Неправильное положение  позвонков относительно друг друга  приводит к тому, что мышцам приходится постоянно напрягаться, чтобы удержать равновесное положение. Хроническое, постоянное напряжение приводит к тому, что мышечная система за месяцы и  годы избыточного напряжения истощается, развивается хронический спазм. В случае многолетней борьбы в мышцах развиваются дистрофические изменения. То есть часть мышц замещается рубцовой тканью, которая может даже образовывать настоящие узлы, похожие на опухоли.

Особенно часто эти  узлы формируются в местах, где  спазмированные мышцы прикрепляются  к костям – в области низа шеи, в так называемой холке, рядом  с лопатками и между ними. В  поясничной области эти узлы располагаются  вдоль гребней тазовых костей, в верхней части крестца.

Так же следствием неправильной осанки является перегрузка связочного аппарата позвоночника. Правильная, симметричная осанка характеризуется гармоничным  взаимным расположением позвонков  относительно друг друга. В такой  позиции связки и диски, которые  соединяют позвонки между собой, не испытывают значительных напряжений. Другое дело – неправильная осанка.

Связки, и в особенности  межпозвонковые диски испытывают избыточное напряжение, так же как и мышцы, но если мышцы могут хотя бы иногда расслабляться при изменении  положения, то связки и диски перегружаются  постоянно. То есть волокна связок теряют механическую прочность и …разрываются. Появляющиеся  микроскопические разрывы связок приводят к выраженному болевому синдрому. Особенно это проявляется при разрывах и трещинах межпозвонковых дисков.

Неправильная осанка прежде всего меняет положение позвонков относительно друг друга. В местах наибольших искривлений позвоночника быстро изнашиваются межпозвонковые диски, и позвонки начинают давить друг на друга. Сначала изредка, позже постоянно. В местах соприкосновения позвонков начинают расти костные наросты, которые как костные мостики, перекидываются от одного позвонка к другому. На рентгеновских снимках пожилого человека можно заметить костные шипы, остеофиты, идущие от позвонков. Иногда эти костные мостики ломаются, появляется боль, постоянная, ноющая, усиливающаяся при каждом неловком движении [2, с. 34].

Условия окружающей среды, а  также функциональное состояние  мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь имеют значение такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.

Костная ткань, в частности  позвоночник, не только главный опорный  механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых солей. Поэтому важно обеспечить нормальное и правильное развитие скелета, и  особенно позвоночника – сложной  динамической системы, к тому же позвоночник  выполняет защитную функцию для  спинного мозга.

Не следует долго носить детей на руках (особенно все время  на одной и той же руке), рано усаживать  ребенка, преждевременно обучать его  ходьбе. Не рекомендуется укладывать спать на мягком матраце, возить ребенка в мягких (типа шезлонга) колясках.

Особенно портит осанку неправильная поза за столом. Надо сидеть так, чтобы  иметь опору для ног, спины  и рук при симметричном положении  головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Высота стола на 2 – 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в  тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90 градусов. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 – 2 см (ребром проходит ладонь), голова наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30 градусов (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).

Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной  и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении  [11, с. 97].

    1. Виды дефектов осанки.

В сагиттальной плоскости  различают следующие варианты нарушения осанки:

  1. Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного  лордоза;

б) круглая спина (тотальный  кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного  лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами.

При сутуловатой и круглой  спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выстоит, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены;

в) кругло-вогнутая спина  – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот  выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.

2. Нарушения  осанки  с уменьшением физиологических  изгибов позвоночника:

а) плоская спина –  уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз  при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена  вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина  – уменьшение кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены [9, с. 315].

При плоской спине предрасположенность к развитию сколиозов выражена больше всего. Нарушения осанки – сутулая спина, круглая спина, плоская спина – могут явиться началом больших деформаций и, в частности, привести к развитию сколиозов, лордозов, кифозов.

Наиболее частой деформацией  позвоночника у детей является сколиоз. Сколиоз – это боковое искривление  позвоночника, сочетающееся с его  поворотом (торсией), обусловленное  паталогическими изменениями в  позвоночнике и околопозвоночных тканях, т.е. костной, нервно-мышечной и соединительной.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза. Диагноз  сколиоза должен быть подтвержден рентгенологическим исследованием. Своевременное распознавание  сколиоза чрезвычайно важно, так  как раннее и систематическое  его лечение может предупредить прогрессирование искривления. Лечение  I и II степени сколиоза проводится консервативными методами – лечебная гимнастика, массаж мышц спины, жесткая постель, иногда ношение гипсового корсета; при III и IV степени сколиоза – обязательное ношение гипсового корсета, часто необходимо оперативное лечение [10, с. 200].

Снижение рессорной функции  позвоночника у людей с плоской  спиной приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время  ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Нарушения осанки во фронтальной  плоскости называется асимметричной  осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой  половинами туловища. Позвоночник при  осмотре стоящего прямо ребенка  представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность треугольников  талии (пространство между боковой  поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки). При  нарушении осанки во фронтальной  плоскости одно плечо и лопатка  опущены по сравнению с другой.

Нарушение осанки, помимо значительного  косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного  тракта).

 

  1. Методика воспитания осанки.

Профилактика нарушений  осанки начинается с самого раннего  детства. Она включает общие мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, и специальные, обеспечивающие воспитание правильного положения  тела.

К общим мероприятиям относятся  организация рационального режима, обеспечение достаточной продолжительности  сна детей, пребывание на свежем воздухе, организация полноценного питания, правильное сочетание активной деятельности и отдыха. Большое значение имеет  подбор мебели: постель не должна быть слишком мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 -25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или  фанеры).

К специальным мероприятиям по профилактике осанки следует отнести  систематические занятия физическими  упражнениями, начиная с массажа  и гимнастики на первом году жизни. Методически правильно проводимые физкультурные занятия включают все элементы, необходимые для  формирования у детей правильной осанки: бег, ходьбу, лазанье, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины [10, с. 200].

Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также  целенаправленное использование средств  физического воспитания.

К задачам такого воспитания относятся следующие:

  1. Улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.
  2. Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».
  3. Исправление имеющегося дефекта осанки.
  4. Формирование и закрепление правильной осанки.

Исправление различных нарушений  осанки – процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условий рефлексов  требуют особенного строгого подхода  к организации занятий по физическому  воспитанию. Эти занятия должны проводиться  систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться  выполнением корригирующего комплекса  упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры  поликлиник и диспансеров занятия  корригирующей гимнастикой с  детьми, у которых имеются нарушения  осанки, проводятся группами по 10 – 15 человек.

В подготовительном этапе  таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных  и общеразвивающих упражнений создаются  физиологические предпосылки для  ее формирования. В основном периоде  последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем  широкого использования общеразвивающих  упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных  упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них  для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и  исключается влияние на тонус  мышц угла наклона таза. К таковым  относится положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный  эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

Информация о работе Методика воспитания осанки