Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:29, реферат
Целью работы является изучение методики обучения физической культуре как системе знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Задачи:
• Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания.
• Способы обучения и принципы методики занятий физическими упражнениями.
• Классификацию методов.
• Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
• Как построить тренировочное занятие.
• Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы,
массо-ростовыми показателями, физической подготовленности.
повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.
3.Классификация методов
В науке, в настоящее время,
имеются различные подходы к
классификации методов
- методы преподавания
- методы учения
Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:
- методы сообщения новых знаний
- методы закрепления и др.
В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:
- индивидуальные
- коллективные
- на физкультурных занятиях
- вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).
Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.
Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.
Таковой можно считать систему, предложенную Бабанским Ю.К. Данная система включает три группы методов:
1.Методы организации и
самоорганизации учебно-
- Перцептивные методы (чувственные),
т.е. словесные, наглядные,
- Логические – методы,
отражающие логику изложения
учебного материала и
- Гностические – т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые.
- Кибернетические – т.е.
методы управления и
Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.
2.Методы стимулирования
и мотивации учения, т.е. методы
формирования познавательных
3.Методы контроля и
самоконтроля эффективности
При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:
- цели занятий
- особенности учебного предмета
- возраста и подготовки детей
- условий учебной работы
- личностных качеств педагога
Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.
Словесные методы
Особенностью данных методов является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.
Кроме того, при помощи слова
устанавливаются
Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.
При использовании словесных методов необходимо строго учитывать их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:
Слово должно соответствовать задачам обучения. Так, в начальном обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.
В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать детали техники данного упражнения.
Слово помогает выявить взаимосвязь между отдельными двигательными действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях при выполнении упражнения.
В данном случае применяют (и раз, и два), отдельные возгласы типа «Руки!», «Бедро!» и др. Слово должно быть образным. Это повышает наглядность и перекидывает мост от имеющегося жизненного опыта ребенка к существу выполняемого упражнения, действия. Здесь, однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей и их жизненный опыт.
Почти все разновидности методов использования слова являются общепедагогическими, хотя и имеют некоторую специфическую особенность при освоении двигательных действий.
Наглядные методы обучения
Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.
В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.
В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.
В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.
Методы наглядности
Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:
Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.
Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).
Первый показ должен давать
целостное представление о
При натуральном показе можно использовать учеников в следующих случаях:
К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной применимы следующие требования:
Виды опосредованной наглядности.
Они могут составлять программу «обратной связи» о выполняемом движении, т.е. свидетельствовать о точности выполнения отдельных элементов, их качестве.
Кроме этого, могут применяться
различные средства для создания
мышечного чувства (это ограничители,
тренажеры принудительного
Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:
К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).
К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.
Правда, строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку они взаимосвязаны.
Практические методы в процессе разучивания движений.
Используется тогда, когда действие поддается расчленению на самостоятельные элементы.
При данном методе облегчается процесс усвоения двигательного действия. Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.
Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывает у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.
Однако, следует помнить, что только грамотное, целесообразное расчленение способствует настоящему успеху обучения.
Необходимо также помнить, что не целесообразно каждый отдельный элемент изучаемого упражнения доводить до уровня навыка. Это может привести к косности изучаемого действия.
Методы, способствующие развитию двигательных качеств
I. Методы строго
Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением упражнений в условиях строгой регламентации, а именно: