Методы обучения физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение методики обучения физической культуре как системе знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Задачи:
• Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания.
• Способы обучения и принципы методики занятий физическими упражнениями.
• Классификацию методов.
• Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
• Как построить тренировочное занятие.
• Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы,
массо-ростовыми показателями, физической подготовленности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

повторением упражнений в  различных сочетаниях и разнообразной  обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.

 

                        3.Классификация методов

 

В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к  классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники  познавательной информации (слово, чувственный  образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические. Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

- методы преподавания

- методы учения

Методы классифицируют в  зависимости от дидактических целей:

- методы сообщения новых  знаний

- методы закрепления и  др.

В зависимости от условий  и форм организации учебной работы выделяют:

- индивидуальные

- коллективные

- на физкультурных занятиях

- вне физкультурных занятий  (прогулки, экскурсии).

Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой  лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.

Для действительно научной  классификации нужен системный  подход, целостный.

Таковой можно считать  систему, предложенную Бабанским Ю.К. Данная система включает три группы методов:

1.Методы организации и  самоорганизации учебно-познавательной  деятельности.

- Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические.

- Логические – методы, отражающие логику изложения  учебного материала и восприятия  его обучающимися.

- Гностические – т.е.  объяснительно-репродуктивные, исследовательские,  поисковые.

- Кибернетические – т.е.  методы управления и самоуправления  учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может  упустить один из других указанных  подходов.

2.Методы стимулирования  и мотивации учения, т.е. методы  формирования познавательных интересов,  долга, ответственности.

3.Методы контроля и  самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный  и т.д. опрос).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор  зависит от:

- цели занятий

- особенности учебного  предмета

- возраста и подготовки  детей

- условий учебной работы

- личностных качеств педагога

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение  в занятия обилия приемов равно  опасны.

Словесные методы

Особенностью данных методов  является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание  действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Кроме того, при помощи слова  устанавливаются взаимоотношения  с детьми, ставятся задания, оцениваются  результаты, подаются команды.

Слово несет не только смысловую  функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и  эмоциональную функцию, позволяющую  воздействовать на чувства ребенка.

При использовании словесных  методов необходимо строго учитывать  их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:

Слово должно соответствовать  задачам обучения. Так, в начальном  обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.

В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать  детали техники данного упражнения.

Слово помогает выявить взаимосвязь  между отдельными двигательными  действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях  при выполнении упражнения.

В данном случае применяют (и  раз, и два), отдельные возгласы типа «Руки!», «Бедро!» и др. Слово должно быть образным. Это повышает наглядность  и перекидывает мост от имеющегося жизненного опыта ребенка к существу выполняемого упражнения, действия. Здесь, однако, необходимо учитывать возрастные особенности детей и их жизненный  опыт.

Почти все разновидности  методов использования слова  являются общепедагогическими, хотя и  имеют некоторую специфическую  особенность при освоении двигательных действий.

  1. Так рассказ - наиболее распространенный метод, является устным описанием процессов и явлений, а также разбор действий занимающихся. Чаще всего применяется при организации игровой деятельности. Бывает кратким при ознакомлении с новым действием и подробным при детальном изложении.
  2. Объяснение и пояснение, обычно отвечают на вопрос «Почему?», «Как?». Они применяются как по ходу демонстрации двигательного действия, так и в период выполнения действия и направлены на углубление восприятия, исправления движений.
  3. Беседа – позволяет узнать мысли и соображения учащихся, повысить активность и оценить выполненную работу. Разбор отличается от беседы тем, что выполняется всегда после выполненного задания, может проводиться как педагогом, так и обоюдно – педагогом и ребенком, решая эффективно воспитательные задачи.
  4. Команда и указание – это словесное воздействие, отличающееся повелительной формой. Относятся к числу основных приемов косвенного управления, указания выступают часто в виде инструкций.
  5. Словесные оценки (в виде одобрения или неодобрения) являются одним из способов текущей коррекции действий, помогают вовремя устранить отклонения от правильного выполнения действия, мотивируют ученика.
  6. Подсчет – позволяет задавать ученикам необходимый темп движений. Однако, используется на начальных этапах обучения ограниченно, чтобы не поставить в жесткие рамки индивидуальные особенности детей. Подсчет учит отличать один темп от другого и может видоизменяться по ходу занятия.

Наглядные методы обучения

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым  двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности  к подражанию, особенно важна наглядность  при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда  действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает  их к активным действиям.

В противном случае, наглядность  может оказаться лишь занимательной  иллюстрацией, превращая учеников в  пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

  1. Натуральной наглядности
  2. Опосредствованной наглядности
  3. Образной наглядности

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие  факторы:

  • Готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)
  • Полнота представлений об объекте подражания
  • Интерес к двигательному действию
  • Желание и стремление выполнить наблюдаемое действие

Натуральный показ – это  демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный  показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный  элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике  исполнения упражнений.

При натуральном показе можно  использовать учеников в следующих  случаях:

  1. педагог по состоянию здоровья не может демонстрировать упражнение, а учащийся имеет достаточно высокий уровень подготовки.
  2. Снять страх у занимающихся перед выполняемым действием
  3. Показать существенные ошибки
  4. Когда педагогу неудобно и показывать и объяснять одновременно

К демонстрации, как натуральной, так и опосредованной применимы  следующие требования:

  1. Отбор материала должен осуществляться в соответствии с целями и задачами занятия. Необходимо определить когда нужна натуральная, а когда опосредованная наглядность. Материал должен выдаваться постепенно, а не весь сразу, чтобы не падал интерес к демонстрации.
  2. Проверить состояние демонстрируемых средств
  3. Необходимо разъяснить цель демонстрации, объяснив ее содержание
  4. Контролировать четкость восприятия действия занимающимися
  5. Формулировать выводы (желательно самими учениками)

Виды опосредованной наглядности.

  1. Рисунки, фотографии – действия в целом, так и его фазы. В изготовлении таких пособий необходимо учитывать возрастные особенности школьников.
  2. Предметно-модельная – муляжи, модели. – позволяет просмотреть упражнение в замедленном темпе.
  3. Кино- и видеосъемка– позволяет увидеть действия в замедленном темпе.
  4. Световая и звуковая сигнализация – создают необходимые зрительные ориентиры (например, о начале и окончании работы и т.д.)

Они могут составлять программу  «обратной связи» о выполняемом  движении, т.е. свидетельствовать о  точности выполнения отдельных элементов, их качестве.

Кроме этого, могут применяться  различные средства для создания мышечного чувства (это ограничители, тренажеры принудительного характера).

Практические  методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны  непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно  подразделить на две группы:

  1. Методы, направленные на освоение двигательных действий;

К ним относятся: метод  целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

  1. Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся  методы частично регламентированного  упражнения и строго регламентированного  упражнения.

Правда, строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку  они взаимосвязаны.

Практические методы в  процессе разучивания движений.

    1. Метод целостного разучивания упражнения применяется:
  • Если действие просто для исполнения
  • Когда сложные действия невозможно разделить без нарушения его структуры
  • Применяется на заключительном этапе обучения любому двигательному действию, (т.е. он следует за методом разучивания по частям).
  • При опробовании нового действия, если оно не сопряжено с риском и высокой трудностью.
    1. Метод разучивания по частям.

Используется тогда, когда  действие поддается расчленению  на самостоятельные элементы.

При данном методе облегчается  процесс усвоения двигательного  действия. Создаются благоприятные  условия для контроля за качеством  частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает  поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия  для своевременного обнаружения  и устранения ошибок в движениях  и их соединениях.

Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения  и цели обучения вызывает у обучаемых  здоровый эмоциональный эффект.

Однако, следует помнить, что только грамотное, целесообразное расчленение способствует настоящему успеху обучения.

Необходимо также помнить, что не целесообразно каждый отдельный  элемент изучаемого упражнения доводить до уровня навыка. Это может привести к косности изучаемого действия.

Методы, способствующие развитию двигательных качеств

I. Методы строго регламентированного  упражнения

Методы данной группы характеризуются, прежде всего, многократным выполнением  упражнений в условиях строгой регламентации, а именно:

  • Строгого состава движений и их связи между собой;
  • Строго нормированной нагрузки;
  • В строгом регулировании интервалов отдыха и порядке чередования отдыха и нагрузки.

Информация о работе Методы обучения физическим упражнениям