Методы обучения физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение методики обучения физической культуре как системе знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Задачи:
• Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания.
• Способы обучения и принципы методики занятий физическими упражнениями.
• Классификацию методов.
• Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
• Как построить тренировочное занятие.
• Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы,
массо-ростовыми показателями, физической подготовленности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

В качестве примера здесь  можно привести ряд методов:

  1. Метод стандартного упражнения (повторный, непрерывный, интервальный)
  2. Метод переменного упражнения (прогрессирующий, нисходящий, варьирующий метод)
  3. Комбинированные методы – повторно-переменный
  4. Метод круговой тренировки (непрерывный и интервальный)

Методы частично регламентированного  упражнения

К данным методам относятся  игровой и соревновательный.

Для игрового метода характерны:

  • Сюжетность действий
  • Разнообразность способов достижения целей (выигрыша), так как существуют различные пути к цели во время игры.
  • Возможность комплексного применения различных двигательных действий.

Важная особенность игры – это эмоциональность и ограниченная возможность дозировки нагрузки.

Данные факты особенно следует учитывать при работе с младшими школьниками.

Во время игры учащиеся могут перенести без затруднений  гораздо большую нагрузку, чем  ту, которую можно дать в обычных  занятиях. Кроме того, игра представляет большие возможности к инициативе, находчивости, творчеству и способствует существенному развитию ловкости, быстроты ориентировки в пространстве.

Соревновательный  метод. Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнований – это сопоставление сил в  борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды  и поощрения победителей создают  высокий эмоциональный фон, который  усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими  методами, соревновательный предъявляет  наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию.

Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло  нравственную роль. В корне необходимо устранять грубость, чванство и чрезмерное честолюбие.

 

 

         4. Правила проведения занятий физическими упражнениями

1. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении

используйте восстанавливающие  процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

2. Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать

физические упражнения совместно  с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.

3. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности и переносимости нагрузки.

4. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как

большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают  эффект

предыдущих занятий.

5. Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма,

поэтому их сложность повышайте  постепенно, контролируя реакцию  организма на них.

6. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех

двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых  и координационных качеств).

 

  1. Как построить тренировочное занятие

 

Тренировочное занятие состоит  из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к

предстоящей работе. Увеличивать  нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

В самостоятельные занятия  необходимо включать: общеразвивающие  упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

Для правильного дозирования  физической нагрузки в начале занятий  каждому занимающемуся необходимо выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат (М. Т.). Затем, исходя из максимального теста (М. Т.) в процентах определяют величину тренировочной нагрузки. Эти режимы рассчитаны в процентах от максимального результата: умеренный – 30%; средний – 50%; большой – 70%; высокий – 90%.

После нескольких недель тренировочной  работы снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, то расчет тренировочной нагрузки делается вторично.

Для воспитания собственно силовых способностей используется упражнения отягощенные массой собственного тела (отжимания, приседания, подтягивания); упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п.

Первые 2 – 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 – 40% от

максимального теста. Это  позволяет укрепить мышечно-связочный  аппарат. Затем в последующие 2 – 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 – 60% от максимального и только после этого через 5 – 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 – 80% от максимального. Это в пределах 8 – 12 повторений за один подход, серию.

 

 

  1. Контроль за состоянием сердечно-сосудистой,

дыхательной системы, массо-ростовыми показателями, физической подготовленности

1) Для оценки состояния тренированности сердечно-сосудистой системы можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. Восстановление пульса по времени:

а) менее 3 минут – хороший  результат;

б) от 3 до 4 минут – средний  результат;

в) более 4 минут – ниже среднего.

2) Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Тенчи-Штанге.

Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав  нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд. Проба Штанге – испытуемый  задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.

3) Массо-ростовый индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к

его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины  тела приходится 200-300 грамм массы тела.

М. Р. П. = . Если частное от деления выше 300 гр., то это указывает  на

избыточный вес испытуемого. Если частное от деления ниже 250 г, на

недостаточный вес испытуемого.

4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени.

Вид упражнений

Фор

ула расчета индекса

1

Бег на скорость

Скоростной индекс =

 

Прыжо

 в длину с места

Индекс прыгучести =

3

Поднимание груза от

пола

Силовой индекс =

4

Метание на дальность

Метательный индекс =


 

 

    

                                    Вывод

        В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические.

Словесные методы

Особенностью данных методов  является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание  действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Кроме того, при помощи слова  устанавливаются взаимоотношения  с детьми, ставятся задания, оцениваются  результаты, подаются команды.

Слово несет не только смысловую  функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и  эмоциональную функцию, позволяющую  воздействовать на чувства ребенка.

Наглядные методы обучения

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым  двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности  к подражанию, особенно важна наглядность  при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда  действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает  их к активным действиям.

В противном случае, наглядность  может оказаться лишь занимательной  иллюстрацией, превращая учеников в  пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

  1. Натуральной наглядности
  2. Опосредствованной наглядности
  3. Образной наглядности

Практические  методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны  непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно  подразделить на две группы:

  1. Методы, направленные на освоение двигательных действий;

К ним относятся: метод  целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

  1. Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся  методы частично регламентированного  упражнения и строго регламентированного  упражнения.

Правда, строго делить методы на данные группы нельзя, поскольку  они взаимосвязаны.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Козленко Н.П., Вильчковский  Е.С., Цвек С.Ф. Теория и методика  физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.

2. Янсон Ю.А. Педагогика  физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 1993. – 240 с. 

3. Качашкин В.М. Методика  физического воспитания. – М., 1980. – 304 с.

4. Матвеев Л.П. Теория  и методика физической культуры. – М., 1991. – 443с.

5. Теория и методика  физического воспитания / Под ред.  Б.А. Ашмарина. – М., 1990. – 287 с.

6. Шиян Б.М. Методика  физичного виховання школярів. –  Л., 1993. – 183с.

7. Теория и методика  физического воспитания / Под ред.  Б.А. Вайнбаума. – М., 1979. – 209 с.

8. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. Руховий режим учнів. – К., 1989. – 320 с.

9. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. – К., 1988. – 310 с.

10. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д., 2003. – 255 с.

11. Ахмеров Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе. – Минск., 1968. – 270 с.

12. Гугин А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. – М., 1977. – 320с.

13. Соколов В.А. Мотивация занятий физической и спортивной культурой школьников. – Минск, 1973. – 227 с.

Информация о работе Методы обучения физическим упражнениям